Зачем нам дали старость?

Василий Скакун

Зачем нам дали старость?

А ведь и на самом деле, как было бы здорово, если бы Создатель, наделивший нас жизнями, установил бы некий лимит порядка 40 лет, в котором бы все люди находились несколько десятилетий, ну а затем уж как кому повезет, по какому расписанию эти жизни заканчивались бы. Сорок лет – расцвет жизненной и творческой активности, горы можно своротить, столько дел положительных сделать (кстати, и для отрицательных тоже лучшего возраста не сыскать). Нет же, нас поставили в один строй (имеется в виду реалии старения) и с растительным миром, и с животным в том числе. То есть механизмы зачатия, развития и старения, как оказалось, абсолютно идентичны для всего живого мира на этой планете.

Если мы поверхностно, не вдаваясь в частности, анализируем жизнь свою и себе подобных, то можно с некоторой определенностью утверждать, что с течением десятилетий (чего просто невозможно не заметить) Кто-то, управляющий всеми процессами существования, постепенно перекрывает кран жизненной активности. Образно говоря, поленьев в печь жизни подбрасывает с большой экономией. (Сказали бы нам, что будут экономить на дровах, так мы бы загодя заготовили их впрок.)

И на самом деле, смотря на детвору дошкольного возраста, удивляешься, что ходьба им в тягость, она их утомляет, они хотят бегать, носиться, спать - не уложить, радость жизни бьет ключом (ведь неизвестно, сколько времени ждали там наверху этого момента). Школьный возраст – это уже, как правило, осмысленная беготня, быть может, спортивной или игровой направленности. Но сейчас, правда, компьютерные игры пленили весь молодняк. В юношестве тоже никто силы не экономит, все, кому интересно жить, живут интересно, постигая жизнь методом набивания шишек. И такой энергопотенциал сохраняется на несколько десятилетий (те самые сорок с гаком), пока не наступает пора, когда явно ощущаешь дискомфорт от недостатка энергопотенциала, если не научился его подпитывать. Помню, мой батя, когда ему было уже больше, чем чуть-чуть, говорил: «Да, восемьдесят лет – уже не мед». А некоторым и шестьдесят медом не кажутся – каждому свое.

Но если мы рассмотрим эти этапы жизни под иным объективом, то картина жизни может выглядеть уже по-иному. Вы никогда не обращали внимания на глаза деток дошкольного и младшего школьного возраста. Они полны веры, открытости, искренности восприятия всех происходящих вокруг событий. Они ни на миг не сомневаются в том, что Дед Мороз – настоящий, и что они со Снегурочкой приходят из лесу, где обитает Баба-Яга и прочие добрые и недобрые существа. Они не могут не верить, их этому еще никто не обучал. Помните, этот рассказ Пантелеева «Честное слово» об одном мальчике, которого поставили взрослые в военной игре часовым и затем просто забыли о нем. И хотя охранять-то, по большому счету, было нечего, но он не мог покинуть доверенный пост, пока взрослые не опомнились и не пошли на полном серьезе менять часового. Как важно, чтобы в этом возрасте у детей не возникало сомнений в искренности взрослых (они-то, дети, честны, прямы и неподкупны).

А глаза учеников пятых-седьмых классов уже совсем не те. Они уже думают, что знают все и не только о том, что у Деда Мороза борода из ваты и что их со Снегурочкой за деньги нанимают поиграть с детьми в канун прихода Нового года. И потому-то это, пожалуй, самый сложный период отрочества, когда подростки начинают познавать изнанку жизни, зачастую более привлекательную запретами, чем ее лицевая часть.

И вдруг, о, чудо! Оказывается, что девчонки, с которыми дрались и дергали за косички, каким-то непонятным образом, как магниты, тянут к себе мальчишек. Уже хочется им понравиться, уже хочется быть вместе с ними, о чем-либо болтая. Оказывается, Природа в нужное время разбудила в нас новый вид энергии, сила которой сильней всех других желаний. Эх, не поторопиться бы в этот период сразу и без разбору узнать и попробовать все и вся, чтобы не обжечься об этот великий костер жизни или не затушить его пошлостью разочарования.

Потом Природа-Мать опять требует чего-то нового. Она хочет теперь, чтобы мы побеспокоились о своем будущем в лице собственнорожденных детей. Великое и ни с чем не сравнимое чувство материнства, что ты можешь в себе выносить крошку и через боль дать новую жизнь, – разве это не чудо? Ведь и на самом деле Природа делает все сама: сама готовит плод, переводя его из одного состояния в другое, обеспечивает питанием, растит строго до определенного возраста и затем выпускает в новую, земную жизнь. Одновременно она готовит и ту, которая вдруг становится мамой, и уже интуитивно знает, как кормить ребенка грудью, какие петь песни, как ухаживать – все приходит с появлением нового человека.

В это же время приходят новые энергии, пытающиеся научать молодых мам и пап воспитанию молодого поколения. И если бы они знали, что детей воспитывают не голосом (окриками), а качественностью собственных поступков, как много бы бед можно было бы избежать. И то, что яблоко от яблони недалеко откатывается - это не про фрукты, а про людей, и при наличии этих знаний все просто: хочешь вырастить ребенка достойным человеком – будь им. И тогда появляется новая энергия знаний – энергия ответственности за себя в лице своих детей. И оказывается, что этот закон дан каждому вне зависимости от возраста, ибо мы - постоянные учителя жизни для своих детей и внуков.

В этом самом длительном периоде времени, данном нам специально для того, чтобы мы нашли свое истинное место в жизни, чтобы не место красило человека, как это часто бывает, а чтобы каждый поднял себя на этом месте на личный пьедестал, достигнув творческого совершенства. Нет, это не погоня за должностями и зарплатами. Мы неправильно все понимаем. Это погоня за самим собой, за постоянным самосовершенствованием вне зависимости от занимаемой должности, чинов и прочего, столь незначительного на самом деле. Это период времени творческого саморазвития, это не время копить деньги, это время копить потенциал творческого роста, ведь это две разные вещи.

И чуть позже у каждого в свое время приходит ощущение, что надо бы проанализировать, как же ты жил это самое время, честно говоря самому себе о собственных ошибках, разочарованиях, просчетах. И, зная, что действия исправить уже нельзя и что можно изменить только отношение к этим действиям, тем самым принимая вину на себя, ибо это и есть то, что называется покаянием. Покаяться можно только перед самим собой, только перед своей совестью, только перед своей внутренней сущностью. И грехи твои тебе никто отпустить не сможет – это иллюзия церкви. Только каждый из нас, становясь другим (осознавая предыдущую отрицательность своей личности), изменяясь и принося пользу людям, становясь полезным для жизни, что вокруг тебя обитает, – так, и никак иначе искупаются грехи. Сам делаешь зло, сам искупаешь его добром, и посредники тут ни при чем. Они могут только подсказать, как это делать. Но в жизни есть только личная ответственность перед самим собой и перед Высшим Разумом, который и доверил тебе эту жизнь.

И тогда начинаешь осознавать, что этот, казалось бы, самый никчемный период жизни – самый ответственный своей осознанностью бытия и возможностью подчистить свои долги перед жизнью. Да, может быть, придется страдать от немощи тела, но Дух говорит: «Через немощь тела идет очищение Души, моя немощь может проявляться только в одном – твоем непонимании самой роли твоей жизни, бесцельности ее прозябания, и в таком случае бесцельности твоего посещения планеты».

Проснуться желательно каждому, пусть даже поздно, но это задел на следующий приход, ибо в завтрашнюю жизнь мы способны забирать с собой только наработки своей совести, своего Духа. И тогда начинаешь понимать, что Великая и Мудрая Большая Жизнь так умело, вовремя и без насилия в каждый новый период жизни приносит каждому из нас новые энергии своих личных желаний по нашему формированию, пытаясь делать нас достойными той жизни, что Жизнью зовется.