Золотое перо

Виталий Задорожный

Штрихи к портрету человека и журналиста

Вечером 24 ноября прошлого года мне позвонила Светлана Ливинская:

- Прошел слух, что умер Коля Марьевский.

- Возможно, что это просто слух, - попробовал я ее успокоить.

А наутро в «Вечернем Ставрополе» увидел в черной рамке знакомую фамилию. Слух оказался печальной правдой. Хотя в тот момент не верилось. Да не верится и сейчас. Он не дожил до своего дня рождения всего лишь две недели. А 9 декабря нынешнего года ему исполнилось бы 80 лет. Круглая дата.

Журналистские дороги сводили нас с Николаем Семеновичем неоднократно. Первый раз - в юности, в 60-е годы прошлого века, когда мы оба были молодыми. Кстати, он старше меня всего на два года. Тогда я уже работал выпускающим в краевой газете «Молодой ленинец», где редактором был Николай Марьевский. Хорошо помнится праздничный номер газеты, который мы готовили ко Дню Победы. Кстати, в советское время все газеты выходили и по праздникам 1 Мая, 9 Мая, 7 ноября. Более того, журналисты работали и в праздники, чтобы осветить праздничные демонстрации.

В те годы была традиция: готовящиеся праздничные номера просматривались в крайкоме партии. Так было и на этот раз. Номер ко Дню Победы просмотрели, одобрили. Но было одно существенное замечание. Внутренний разворот открывался крупным заголовком - в полиграфии это называется «шапкой» - «Нам нужна одна победа».

- Заголовок придется заменить - сказали крайкомовцы.

- Но ведь это строка из песни поэта-фронтовика Булата Окуджавы, - пытался защитить заголовок Николай Марьевский.

- Строка, конечно, хорошая. Но ведь стихи рассказывают о войне, о Великой Отечественной. Тогда действительно и тому отдельному десантному батальону из песни Булата Окуджавы, и всей нашей армии, и всему народу нашему нужна была победа над врагом. Сейчас же мирное время, а в заголовке газеты слышен военный призыв.

Там же, в крайкоме, Николай Марьевский выдал новую «шапку» разворота - «Одна на всех великая победа». В ней сохранился и смысл праздника, и осталась фраза Окуджавы «Одна на всех»

И еще один праздничный номер «Молодого ленинца» - новогодний. Газетные полосы - так в полиграфии называют газетные страницы - вычитанные и выправленные были уже полностью готовы, чтобы их матрицировать. В типографию, что на улице Спартака, приехал редактор Николай Марьевский. Просмотрел еще раз полосы, улыбнулся:

- Хороший номер сделали. Спасибо.

И поздравил корректорский цех с наступающим Новым годом. Когда мы прошли с Николаем Семеновичем в цеха, он и там тепло поздравил линотипистов, верстальщиков, мастеров с наступающим праздником. А уезжая, сказал напоследок:

- Быть добру!

Однажды, когда я уже работал в секретариате редакции, меня вызвал к себе в кабинет Николай Семенович:

- Есть «горящая» путевка в санаторий. Поезжай, отдохни, подлечись.

Предложение было неожиданным. Но у моей жены Людмилы началась в это время ответственная работа на заводе. Ее назначили мастером цеха. К тому же сын Сережа лежал в больнице. И я от путевки отказался.

- Жаль, конечно, - только и сказал Марьевский.

Мне тоже было жаль, но в тот момент я отметил хорошее качество редактора: он умеет заботиться о людях, о тех, кто работает рядом.

Среди многих Почетных грамот, хранящихся в семейном архиве есть две, подписанные Николаем Марьевским. Одна - в «Молодом ленинце» от 27 декабря 1972 года за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию молодежи и в честь 50-летия образования Союза Советских Социалистических Республик. Вторая - уже в Ставропольском комитете по телевидению и радиовещанию от 7 мая 1986 года за многолетнюю безупречную работу и в связи с 60-летием краевого радиовещания. Грамоты эти говорят о том, что Николай Марьевский ценил людей.

Август 1984 года. У моего сына Сергея и невестки Инны радостное событие: родилась дочь. Назвали Анной. Для нас с Людмилой она внучка. Я поделился этой новостью с коллегами Дома радио, которые от души поздравили меня с новым званием – дедушка. Хотя время было довольно строгое и даже шла антиалкогольная кампания, я все же рискнул в конце рабочего дня угостить мужскую часть коллектива рюмочкой коньяка. Большинство сотрудников работали на втором этаже. Мой же кабинет был на первом. Ребята заходили, опрокидывали рюмку и снова поздравляли. Когда я уже собирался уходить, на пороге появился председатель телерадиокомитета Николай Марьевский:

- Ну что, Виталий, наливаешь?

- Да, Николай Семенович. Событие все-таки.

- Тогда наливай.

Марьевский не спеша осушил рюмку, закусил и пожелал, чтобы внучка выросла и стала хорошим человеком.

Прошло время с того памятного дня, и пожелание Марьевского сбылось. После школы Анна с отличием окончила Ставропольский политехнический институт, затем аспирантуру, стала кандидатом наук. Сейчас работает.

Май 1986 года. В нашу семью пришло горе: ушла из жизни моя мама, Мария Михайловна, в войну - труженица тыла, ветеран труда. Это случилось 6 мая, как раз между двумя моими праздниками - Днем печати и Днем радио и накануне всеобщего праздника - Дня Победы. Но для нас эти дни были траурными. Николай Семенович Марьевский не ограничился телефонным соболезнованием в наш адрес. Он вместе с коллегами приехал на похороны, организовал духовой оркестр.

Лето 1996 года. Ведущий ставропольский журналист, директор краевого книжного издательства Иван Зубенко отмечает свое 60-летие. От «Вечернего Ставрополя» на торжество пришли Михаил Василенко, Слава Чечулин и я. Вел программу праздника сотрудник издательства журналист Юрий Куликов. Речи, подарки, тосты, поздравления. Из-за стола встает Николай Марьевский.

- Молодоленинцы, ко мне, - на полном серьезе командует он. И тут же обращается к Зубенко: Иван Михайлович, наш подарок тебе - музыкальный. Это коронная песня «Молодого ленинца», которому ты отдал столько лет своей журналистики. И зазвучала песня.

Ты тоскуешь, вата валит с неба,

По неделям вьюги и метели.

У дороги домики под снегом,

Словно белые медведи.

Заплутали мишки, заплутали,

Заблудились в паутинках улиц,

И Большой Медведице, как маме,

В брюхо звездное уткнулись.

Мы, молодоленинцы, пели и смотрели на Ивана Михайловича. А он улыбался, смотрел на нас и, конечно же, вспоминал те незабываемые годы своего становления как журналиста.

Август 1998 года. Мне исполнилось 60 лет. Я уже работал в городской газете «Вечерний Ставрополь» На праздничное торжество в коллективе я пригласил Ивана Михайловича Зубенко и Николая Семеновича Марьевского, которые сыграли в моем становлении как журналиста немалую роль. От них я услышал много добрых слов и еще раз убедился, что прошедшие годы нас не разделили, хотя Иван Зубенко уже работал в книжном издательстве, а Николай Марьевский - в Ставропольском государственном университете, стал доцентом, кандидатом философских наук.

Март 2009 года. Ставропольский государственный университет. Музей средств массовой информации факультета журналистики. В просторном зале за длинным столом сидят те, чья жизненная дорога была связана с краевой молодежной газетой. В эти дни исполнялось 75 лет со дня выхода в свет первого номера «Молодого ленинца». А в президиуме бывшие – ох, как не хочется употреблять это слово – редакторы газеты Николай Марьевский, Марина Корнеева, Николай Судавцов, Валерий Завгородний. И в каждом выступлении не только воспоминания о тех незабываемых годах, но и ностальгия. Тем более что, после того как «Молодой ленинец» сначала был переименован в «Утро», а затем совсем перестал существовать, в крае нашем Ставропольском до сих пор нет молодежной газеты. Это очень обидно. Те же ностальгические нотки звучали в выступлениях Лидии Дмитриевны Гнеушевой, работавшей ответственным секретарем редакции, Светланы Ливинской, корреспондента газеты, которая хорошо знала культуру края и много писала о ней, Валерия Каширина, редактора городской общественной редакции «Комсомольская гвардия» при редакции «Молодого ленинца». Интервью с Николаем Судавцовым в «Вечернем Ставрополе» было тоже с минорным заголовком «Газета, которую мы потеряли».

Николай Марьевский, преподаватель факультета философии и журналистики, в своем ярком выступлении назвал «Молодой ленинец» высоконравственным молодежным изданием, в котором работали талантливые, любящие свое дело люди, умевшие радоваться успехам друг друга. Газета не была ни занудой, ни морализатором. Марьевский имел в виду нравственность как солидарную нацеленность молодых журналистов на правдивость, объективность и творчество.

Достаточно хорошо осветила 75-летие «Молодого ленинца», которого, к сожалению, уже нет, но который был у читателей много лет, газета «Наше Ставрополье», которую тоже вскоре по непонятным причинам закрыли. Весь внутренний разворот с множеством фотографий был посвящен молодежной газете, а на первой полосе статья редактора газеты Тамары Куликовой «Нам опять двадцать пять» и большое фото, на котором журналисты «Молодого ленинца» и три редактора - Николай Марьевский, Марина Корнеева и Валерий Завгородний.

Когда Ставропольский есенинский клуб шел к своему 25-летию - это уже было в новом, 21-м веке, – на его заседаниях стал появляться редактор бюллетеня краевой ветеранской организации «Вестник» Николай Марьевский, Опытный журналист, человек, хорошо знающий литературу, любящий поэзию, он не раз выступал перед членами клуба с интересной информацией. Всем нам - я ведь тоже являюсь ветераном клуба  - хорошо запомнился рассказ Николая Семеновича о творчестве широко известного ставропольского журналиста, поэта, писателя, драматурга Владимира Гнеушева. Это было на октябрьском заседании клуба, когда нашему земляку, последнему из могикан ставропольской литературы, должно было исполниться 85 лет. Особенно тронул нас тот факт, когда Марьевский в поездке по Соединенным Штатам Америки выступал перед русской диаспорой и читал замечательные гнеушевские стихи «Сирень в провинциальном городке». Слушая эти стихи, есенинцы тоже переживали за тех, кто почему-то оставил родину.

Завершая этот сюжет, мы с Николаем Марьевским снова вспомнили песню на стихи Владимира Гнеушева «На улице Долгой», которая, как и песня «Заплутали мишки», была коронной среди журналистов «Молодого ленинца». Затаив дыхание, зал слушал.

На улице Долгой, в зеленой Одессе,

Средь тихих садов есть Вишневый тупик.

Там листья шумят, там добреют от песен,

Мы там проживали с тобою, старик.

В нашем семейном альбоме сохранилось несколько снимков, запечатлевших Николая Марьевского на заседаниях есенинского клуба. На одном он беседует с известным ставропольским художником Евгением Биценко, который сам родом из Рязани, очень интересно рассказывал о великом русском поэте Сергее Есенине. На другом снимке Марьевский исполняет под аккомпанемент гитары Игоря Еремеева, старейшего члена клуба, песню военных лет «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца». Это было на майском заседании клуба, посвященном Дню Победы. На третьем снимке мы с Марьевским поем песню «На улице Долгой».

Начало 2012 года. Вышла в свет моя первая книжка «Мир дому твоему». Это были путевые очерки с маршрута поезда мира «Ставрополье». Многим членам клуба я подарил книжку и в первую очередь - Николаю Марьевскому. Он внимательно просмотрел ее и, улыбнувшись, сказал, обращаясь ко мне:

- Это здорово, что книжка завершается фрагментом из поэмы Александра Екимцева «Брянский лес». Ведь Саша сам с Брянщины. И последней остановкой поезда мира была Брянщина. Это и логично, и оправданно. Скажу больше: это удачная творческая находка автора.

Конец 2012 года. Вышла в свет моя вторая книжка «Память», где собраны портреты известных ставропольских писателей, поэтов, композиторов, музыкантов, артистов, журналистов, с кем мне приходилось встречаться. Книжку эту я подарил Марьевскому в третьей городской больнице. Звоню ему по сотовому телефону. Он отвечает, что лежит сейчас под капельницей. Я узнаю номер его палаты и, захватив книжку и несколько апельсинов, еду в больницу.

- Хорошо, что приехал, - сказал он мне в палате. - Заодно и книжку твою прочту. Тем более что здесь есть материал Гнеушева.

Надо добавить, что с поэтом Марьевского связывала давняя дружба, хотя тот был старше его на девять лет. Когда Гнеушев окончательно переехал в Москву, Марьевский с ним переписывался, звонил.

Декабрь 2011 года. Очередное заседание есенинского клуба. Для Николая Семеновича Марьевского этот месяц и год юбилейные - ему исполнилось 75. Председатель клуба Нелли Ивановна Котельникова тепло поздравила юбиляра, а я, как геральдист, вручил ему памятный планшет с коллекционными гербами Кавказа, России и Советского Союза. Уезжали мы с заседания на его машине и всю дорогу говорили.

На моей книжной полке лежат связанные с именем Николая Марьевского два памятных диска, которые он мне подарил. В первом - пять телевизионных передач, записанных на телестудии с августа 2000-го по январь 2002 года. Первую он посвятил своей маме на ее 90-летие. Во второй он рассказал о Владимире Гнеушеве. В остальных трех журналист Светлана Ищенко представляла телезрителям ведущего ставропольского журналиста Николая Марьевского. Второй подаренный мне диск еще раз подтверждал, что Николай Марьевский - это золотое перо, не побоюсь этого громкого слова, ставропольской журналистики. Называется диск «На волнах моей памяти». В нем автор собрал 35 радиоочерков, которые звучали по краевому радио почти еженедельно с января по декабрь, правда, с небольшим перерывом, 2007 года. Циклу очерков автор предпослал вот это образное четверостишие:

Есть два разряда путешествий,

Один - умчаться с места вдаль.

Другой - сидеть себе на месте,

Листать спокойно календарь.

Судя по содержанию очерков, автор избрал, разумеется, первый разряд - умчаться с места вдаль. А заканчивал очерк вот этими стихами:

Мы, в настоящем времени живущие,

Между двумя эпохами стоим,

С надеждою в свое грядущее

Глазами прошлого глядим.

Обо всех 35 передачах рассказать довольно сложно. Но нельзя не сказать о малоизвестных историях визита Н.С.Хрущева на Ставрополье, о концертах в краевом центре Владимира Высоцкого, о путевых заметках автора по Болгарии, США и Грузии, о юбилеях художника Евгения Биценко, журналистов и писателей Владимира Гнеушева и Георгия Пряхина, о 90-летии газеты «Ставропольская правда», 45-летии Минераловодского авиаотряда. Тематика радиоочерков Николая Марьевского касается писателей Александра Пушкина и Семена Бабаевского, главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова. Автор повествует о своем родном селе Ивановском, о традициях и обычаях ставропольцев, о морском братстве, о Ее Величестве Книге, о Дне города и Дне края, о книге Владимира Гнеушева и Андрея Попутько «Тайна Марухского ледника».

Этот диск дорог мне еще и тем, что на нем записано несколько песен в исполнении Николая Марьевского - «Разреши мне грустить о тебе» и «Погибли под Москвой» на стихи Александра Екимцева, «На улице Долгой» на стихи Владимира Гнеушева. Здесь же он вместе с Гнеушевым читает стихи. Звучит голос журналиста. Его, к сожалению, уже нет с нами, а голос его звучит.

Николай Марьевский активно сотрудничал со Светланой Ливинской. Старейший работник культуры края, она в последние годы выпустила несколько объемных по своему содержанию книг. Это и книга о Владимире Высоцком, и сборник «Осень жизни», в котором собраны стихи, проза автора и сценарии художественных мероприятий, и информационный вестник «Огненными тропами войны», в котором она выступает, как автор-составитель. Следующий довольно весомый сборник в 700 страниц называется «Кружева народной мысли». В нем есть авторская глава Николая Марьевского «Искусство звучащего слова и блеск журналистской строки», где подробно рассказывается о коллективах редакций «Молодого ленинца» и «Ставропольской правды», о музее средств массовой информации Ставропольского государственного университета и о редких изданиях, в том числе о детях войны, и его волнующие воспоминания «Горькая дорога детства». Книга иллюстрирована цветными и черно-белыми фотографиями.

И еще один штрих к портрету журналиста Николая Марьевского. МУП «Издательский дом «Вечерний Ставрополь», глубоко скорбя и выражая соболезнования его родным и близким, тогда написал, что его яркие работы на телевидении, радио и газетные публикации навсегда останутся в нашей памяти.

очерк, Марьевский