Звёзды становятся ближе. Театр-студия «Слово» выступил в Зеленчукской обсерватории

Ольга Метёлкина

Звёзды становятся ближе. Театр-студия «Слово» выступил в Зеленчукской обсерватории

Артистам тяжело жить без гастролей. Если театр может себе позволить такую по сегодняшним дням роскошь, то он едет к зрителям другого города или региона. Если театр самодеятельный — он тоже не сидит на месте, он едет к друзьям. Это относится и к труппе театра-студии «Слово» имени Владимира Гурьева.

За последние годы студийцы побывали со спектаклями в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Рязани. И всё благодаря своему художественному руководителю заслуженному артисту России Владимиру Владимировичу Гурьеву. В мае этого года мастера не стало. «Слово» продолжило его дело. Осенью артисты театра-студии вновь вышли на сцену Дворца детского творчества, который все эти 17 лет остаётся для них родным домом. После долгих обсуждений родилось решение о том, что руководить «Словом» будут студийцы первого набора Евгений и Юлия Пересыпкины вместе с актрисой Академического театра драмы Светланой Степаненко. Впервые открытие сезона состоялось без Владимира Владимировича. А вскоре студийцы решились показать на выезде спектакль «Эти свободные бабочки» по пьесе Л. Герша.
Конечно, гастролями это не назовёшь, скорее — дружеская поездка в соседнюю республику, в Нижний Архыз. Театр-студия «Слово» бывал здесь уже не раз. Любопытно, что начало этой творческой привязанности положил Владимир Владимирович Гурьев. Однажды в редакции нашей газеты он познакомился с ведущим инженером Специальной астрофизической обсерватории Академии наук Владимиром Петровичем Романенко. У той встречи было весьма плодотворное продолжение. Прочитав написанные В. Романенко «Легенды старого Архыза» и сборник стихов, В. Гурьев заинтересовался и кое-что даже прочитал на краевом радио. А позже в театре-студии «Слово» были поставлены две пьесы Владимира Романенко: «Ошибка мастера Валериана» и «Вечный след»...
В Нижнем Архызе, в посёлке обсерватории, о спектакле театра-студии из Ставрополя известили афиши, и к вечеру в зале лабораторного корпуса, где обычно делают свои научные сообщения ученые-астрофизики, собрались местные театралы. Пришел и Владимир Романенко, теперь он работает помощником директора САО по связям с общественностью.
Перед началом Евгений Пересыпкин сказал студийцам: «Играйте так, как будто в  зрительном зале сидит Владимир Владимирович». Других слов ребятам не понадобилось, они действительно отыграли «Бабочек» с полной отдачей. Но если Денис Цопарь за много лет уже сжился с образом главного героя Дональда Бейкера, то Линура Валитова в тот вечер впервые вышла на сцену в роли Джил Тэннер. В их дуэте чувствовалась удивительная гармония: непосредственная юная девушка, мечтающая стать актрисой, постигающая взрослую жизнь путём собственных ошибок, и слепой от рождения парень, с тонко чувствующей душой и щедрым сердцем. Мать Дональда миссис Бейкер в исполнении Юлии Пересыпкиной получилась одновременно трогательной и комичной: её забота о «мальчике Донни» кажется ужасно приторной. Но к финалу мама взрослеет вместе с сыном и Джил. Это становится заметно, когда в их жизни, в которой не всех и не всё устраивает, бесцеремонно появляется Ральф Остин (его играет Михаил Сагалаев).
Особую смысловую и эстетическую нагрузку несет вставная танцевальная композиция - своеобразная иллюстрация к истории успеха в шоу-бизнесе и того, какими средствами он достигается. Сюжет «Бабочек» воспринимается сегодня очень современно, хотя пьеса и была написана в конце 60-х годов прошлого века. Справедливости ради надо сказать, что в постановке театра-студии «Слово» улавливается атмосфера того времени, и от этого еще больше верится в правдивость происходящего на сцене, в искренность героев.
Для студийцев, впервые игравших на выезде без основателя «Слова», этот спектакль был очень важен. Он стал своего рода рубежом, который надо было преодолеть, чтобы достойно идти дальше. И ребята взяли этот рубеж. В Архызе они к тому же буквально стали ближе к звёздам. Но не к тем, что из шоу-бизнеса, а к настоящим. Вечером у костра все обратили внимание на Млечный Путь над головой, на потрясающее ночное небо, которого  не увидишь в городе. Но главное, что гурьевцы по-прежнему всё делали вместе. Это напоминало романтику будней бродячих артистов: ночевка под одной крышей, ужин у костра, взаимовыручка на сцене и в жизни.
Театр научил ребят осваивать разные специальности: сегодня ты играешь главную роль, завтра — в массовых сценах, и в любое время можешь понадобиться, чтобы погладить костюмы или собрать нехитрые декорации. Вот Евгений Нетудыхата известен зрителям по актерским работам в студии «Слово», но когда он не занят на сцене, то отлично справляется с задачами звукорежиссера, как это было на спектакле «Эти свободные бабочки». Другой артист - Виталий Егоров во время гастрольной поездки в Нижний Архыз переквалифицировался в художника по свету.
...А наутро уходящая осень подарила прекрасный солнечный день для того, чтобы уехавшие на время от городской суеты ребята могли вдоволь надышаться чистым воздухом Архыза, прикоснуться к святыням древнего аланского городища и подняться к наскальному лику Христа.
Фото  Александра ГОЛОЛОБОВА