Прикосновение к вечному | Статьи | Вечерний Ставрополь

Турбаза «Осетия». Июль 1985 года

Продолжение. Начало в №195

Прогулка на ледник

Шел третий день нашего пребывания в Осетии. Проснулись мы поздно, так как легли спать только в два часа ночи. После завтрака узнали, что инструктор от нас отказался, чем-то мы ему накануне насолили. Дело скандальное, но мы ведь приехали сюда отдыхать. Проявляем инициативу и без него – с руководителем группы собираемся на канатную дорогу.

Идём ближайшим путём через лес – и вот она перед нами. Кресла, одно за другим, уплывают наверх, в ещё неведомое для нас будущее. Все садятся по одному и уезжают. Подходит моя очередь, и вот я уже плавно возношусь над землёй.

Дорогу преодолеваем за двадцать минут. Я смотрю на нависающую справа гору Монах, её отвесная стена высшей, пятой категории трудности. На этой стене перед чемпионатом СССР тренировалась сборная Грузии по альпинизму.

Под ногами, уплывая назад, цветут маки Лизы, рододендроны и другие редкие цветы. Бушует река Сказдон, прыгает с камня на камень, двигает их вниз, а сама рвётся на просторы равнины.

Канатная дорога на Сказский ледник

Остаётся совсем немного, и вот я схожу с кресла. Перед глазами панорама Сказского ледника. Сказский в переводе – «игривый», к сказке это не имеет ни малейшего отношения. Сегодня он укутал свои вершины в облака и не хочет показаться нам во всей своей красе. Видно только морену и отроги, наверх по гребню морены ведёт тропинка. Я поднимаюсь по ней, сзади свистят, но я не оборачиваюсь. Шаг за шагом приближаюсь к мрачным ледяным утёсам, их громады наползают друг на друга, образуя высокую, грязно-зелёную слоистую стену. Подхожу совсем близко – до ледника остаётся какая-то сотня метров. Появляется знакомое чувство, но сегодня справиться с ним уже легче. Хочется идти дальше, на ледник, но понимаю, что закончится это ссорой с руководителем. Когда я ушёл на ледник из холла гостиницы, этого никто не заметил, сейчас мне на виду у всех спрятаться просто негде. Оборачиваюсь и с минуту смотрю вниз, на нашу группу. По бровке поднимаются ещё двое из нашей «борзой» пятёрки. Спускаюсь метров на десять и жду их, стоя на месте. Они говорят, что убежали под предлогом вернуть меня: хитрецы!

С друзьями у языка Сказского ледника

Начинаем спускаться, я иду вторым, потом выхожу вперёд и продолжаю спуск полубегом. Отсюда видно, как фотографируется наша группа, мы прибавляем прыти и, спустившись, просим фотографа снять нас втроём. Теперь у нас есть подтверждение, что мы были здесь, у самого ледника, высоко в горах Кавказа. Возвращаемся на канатку и через несколько минут едем к альплагерю «Торпедо». Прогулка получилась замечательной, но этого как-то совсем мало.

По пути на турбазу случайно находим трубу, по которой можно перейти через речку, этот путь намного короче. Вечер того дня весь был укутан туманом, это придаёт окружающему особую прелесть.

На зарядку – становись!

Утренняя зарядка на турбазе «Осетия»

Четвёртый день встретил нас дождем. До обеда читаю книгу «Беседы о Вселенной». А затем мы на пару с Витькой идем догонять Костю, ушедшего на ледник. Костю так впечатлил мой поход и настолько разочаровала и одновременно вдохновила вчерашняя прогулка, что он решил повторить мой подвиг – сходить на Цейский ледник.

В лесу, а это заповедник, встречаем егеря. Пытаемся убедить его, что нам очень надо, но он заворачивает нас обратно. Возвращаемся через святилище Реком, где встречаем две группы.

На пятый день я впервые попал на зарядку. Надо сказать, что на турбазе ее поводят каждое утро, в семь часов, но мы умудряемся попасть на это замечательное мероприятие только сейчас, с дисциплиной у нас явно сложновато.

С утра ясно, на небе ни облачка, мы залезаем на крышу своего домика и загораем, но нас выманивают предложением сходить на Цейский водопад. Мы, конечно же, идём. Когда ещё представится такая возможность? В водопаде героически плещемся под водой, девочки визжат, когда на них попадают холодные брызги, хотя сами тоже хотят искупаться.

Уговорили фотографа снять нас у святилища Реком

После обеда вновь отправляемся к святилищу Реком, у которого работает научная группа, ее цель – выяснить возраст построек. Они говорят, что деревянные срубы уже меняли, а вот камни, на которых они стоят, – нет. И по лишайнику на этих камнях можно определить, в каком веке появилось это сакральное для осетин место.

Первый серьезный поход

Следующим утром мы еще до завтрака получаем продукты и выходим в поход. Да, да, так вот сразу, серьёзный поход с ночёвкой, к которому мы, конечно, абсолютно не готовились. У меня за спиной рюкзак с десятиместной палаткой на всю нашу группу, биноклем и тарелкой. Больше в него ничего не поместилось. Вес довольно приличный, но я топаю бодро.

У моста первый привал, отдыхаем и уходим вдвоём первыми. Ждать, пока отдохнут все, нет ни времени, ни желания. Через пятьдесят метров дорога поворачивает к селению Нижний Цей.

Подъём даётся непросто, но легко ничего серьёзного и не делается.

Позади нет никого, все отстали. Навстречу спускаются самодеятельные туристы, наверное, были в селе. До него не так далеко, оно на виду. Если идти без крюка, прямо по «воздуху», то всего метров сто, но дорога проложена траверсом вдоль склона.

Туристическая группа в селении Нижний Цей

Заходим в Нижний Цей, но никого из нашей группы позади так и не видно. Ждать мы их не собираемся и идём дальше. Дорога ровная, и пока двигаться легко. До Среднего Цея добираемся быстро. Опять начинаются подъёмы, на них немеют ноги и сильно колотится сердце, но останавливаться надолго не хочется, и мы продолжаем путь.

Впереди неспешно идёт человек с маленьким мальчиком и о чём-то с ним беседует. На правом плече он держит круглую котомку, набитую какими-то вещами. Когда мы их догоняем, то видим, что маленький мальчик – такого же роста, как я, а мужчина рядом с ним просто огромный и держит он на плече не котомку, а здоровенный и, скорее всего, тяжеленный рюкзак. Каких-то видимых усилий при этом он не прикладывает. Глядя на этого исполина, я вспоминаю другого человека, Бола Канукова, гиганта ростом 2 метра 28 см, весившего 220 кг, знаменитого циркового борца начала XX века, который родился здесь же, неподалёку, в селе Кобань, был победителем многих международных соревнований, имел прозвище Казбек-гора и до сих пор очень почитается осетинами.

Позже мы узнаем, что человек, которого мы встретили на дороге, тоже бывший борец, чемпион, а ныне пенсионер, проживающий в селе Верхний Цей. Имени его, к сожалению, я не запомнил.

Купание в Цейском водопаде

Вскоре мы достигаем Верхнего Цея, идти остаётся совсем немного. Где-то недалеко должен быть приют гостиницы «Горянка», там на какой-нибудь поляне мы и расположимся. Последний подъём шагаем еле-еле, доходим до первых ёлок, снимаем рюкзаки и падаем. После небольшого отдыха идём искать воду и находим родник. Вода ледяная, как на Цейском леднике, но нет привкуса камня. Утоляем жажду и возвращаемся, группы по-прежнему нет. Но вот наконец ползут и они, вид у них потрёпанный, а отстающих вообще не видно.

Занимаем поляну, выкладываем из рюкзаков содержимое, начинаем собирать дрова и колья на палатки. Устанавливаем двухместную палатку инструктора и одну десятиместную для всех. Пока на костре варится суп, бродим вокруг. Часов в шесть обедаем, потом разбредаемся кто куда. Андрей показывает мне гнездо маленькой птицы, которая улетает при нашем появлении, там лежат три крохотных яйца. Мы их, конечно, не трогаем, иначе птица может своё гнездо бросить совсем.

Пропадают наши девочки, я и несколько человек из нашей группы идём на их поиски. Находим возле дороги в лесу, они мирно болтают о разных пустяках и даже не догадываются, что их уже кто-то ищет. Девочки рассказывают нам о разных забавных случаях и пересказывают статьи из газет. Жаль, что у меня тогда с собой не было диктофона, можно было бы послушать, что нас тогда интересовало. В лагерь возвращаемся, когда начинает темнеть. Ставим вторую десятиместную палатку, которую притащил сюда я. Рядом расположилась группа из Донецка.

Наш инструктор жарит шашлык, получается плохо: мясо пересолено и недожарено. Многие разочарованно уходят спать, лишь несколько человек остаются у костра. Холодает, правда, нам пока тепло. После полуночи решаем сделать чай. За водой идём втроём, приносим, но не кипятим, оставляем на утро. Тем временем небо понемногу очищается, становится холодно даже у костра. Коченеет спина и застывает мозг, очень хочется, чтобы ночь поскорее кончилась, но до рассвета ещё не менее двух часов. Час кое-как выдерживаем у костра, стоит хоть немного от него отойти – сразу замерзаешь.

Вечерний костёр у палаток

Решаем немного поспать. Я нахожу на земле бесхозный спальник с замком и сушу его у огня, замок не застёгивается, приходится просто завернуться. Андрей ложится рядом, но согреться мы не можем, даже свернувшись калачиком. Не знаю, как засыпаем, но и во сне я чувствую, что мне холодно. Когда открываю глаза, на небе догорают последние звёзды. Возле костра уже стоят те, кто проснулся раньше. Температура снизилась почти до нуля.

Начинает светать, бужу Андрея. У костра долго не можем согреться, стучим зубами и ждём появления солнца. Горы идеально чисты, а воздух кристально прозрачен и холоден. Макушки вершин уже засияли нежно-розовым льдом, лучи солнца, цепляясь за них, чертят по утреннему небу белые полосы.