Два с половиной года назад увидел свет исторический роман русского писателя Алексея Иванова «Бронепароходы»

Несмотря на то, что приобрел я книгу практически сразу после издания, прочитать ее полностью получилось только сейчас. А точнее, прослушать. Бывает у меня с художественными произведениями такая своеобразная «химия». Вроде бы интересно, полностью захватывает, но почему-то процесс чтения вдруг притормаживается, а то и вовсе прерывается. Формат аудиокниг я, как правило, использую для того, чтобы погрузиться в уже прочитанные произведения, которые как-то особенно запали мне в душу. Но в этом случае решил именно так провести первое полное знакомство с романом. И не прогадал. А довольно объемная книга, как говорится, полностью «зашла» и оставила очень глубокие впечатления, которыми я и хочу поделиться с читателями.
Сжатая история и обширная география
Сразу отмечу, что получить огромное удовольствие от прослушивания книги мне помог блестящий артист, ее озвучивший. Больше скажу, я ни разу не сталкивался с такой качественной подачей материала, какую представил в «Бронепароходах» Сергей Бурунов. Благодаря его замечательному мастерству, в моем воображении ярко оживали картинки ушедшей век назад эпохи. В сравнении с этой работой голосовые подачи всех прослушанных мной ранее звуковых книг, при всем уважении к их создателям, все-таки, выражаясь спортивным языком, просто находятся в «разных лигах».
Историческим фоном для произведения стали события на Восточном фронте Гражданской войны в России начала ХХ века. Сам Алексей Иванов, рассказывая о романе, подчеркивает, что его хронология как будто «сжата в кулак», охватывая период от лета 1918 до лета 1919 года, а вот география словно «разбросана взрывом», и перед читателями, постоянно меняясь местами, предстают Пермь, Казань, Сарапул, Нижний Новгород, Самара, Уфа и Омск. И везде большевики и их противники создают речные военные флотилии, бронируя и вооружая мирные пароходы. Стараниями красных и белых буксиры становятся канонерками, пассажирские лайнеры переоборудуются в штабы или десантные суда, а баржи выполняют функции плавучих артиллерийских батарей. И эти флотилии постоянно сходятся друг с другом в кровавых сражениях. Более того, сами бронепароходы, наряду с людьми, становятся полноправными героями произведения.
Воплощенная мечта детства
Выбор тематики романа автором, по его собственному признанию, предопределен тем, что он с детства связан с речным флотом. Родители Алексея Иванова по профессии инженеры-судостроители, окончившие Горьковский институт инженеров водного транспорта и работавшие на судоремонтном заводе. В поселке, где рос будущий писатель, все население или работало на заводе, или трудилось на теплоходах. А летом практически все его ровесники – соседские мальчишки – вместе с отцами отправлялись в навигацию. Таким образом, речной флот знаком, близок, понятен прозаику и, конечно, искренне им любим. Он давно хотел написать связанную с этим историю про Гражданскую войну в России и наконец воплотил этот замысел в жизнь.
– Мое детство пришлось на советское время, и тогда большое значение придавалось идеологии, – вспоминает Алексей Иванов. – Существовал такой корабль-музей, он назывался «Волгарь-доброволец». Это был бывший буксир, переделанный в канонерскую лодку. Корабль плавал по Волге и по Каме, причаливал во всех городках, и туда детей водили на экскурсию. Я сам много раз бывал на этом теплоходе, где в трюме, служившем выставочным залом, были оборудованы витрины, на которых изображены сражения бронепароходов. И когда я в детстве смотрел на это, мне уже тогда очень хотелось рассказать и написать о тех событиях. Но годы прошли, Советский Союз закончился. И я, будучи взрослым человеком, узнал, что на экскурсиях нам, оказывается, все врали. Не такой была Гражданская война, не так сражались эти пароходы и не такими были те люди, которых нам представляли, как героев. Но тем не менее роман я написал. Так сказать, исполнил свою мечту детства.
Многие описанные в романе пароходы, благодаря мастерству автора, без преувеличения становятся одушевленными персонажами, чувствующими боль, умеющими любить и ненавидеть, превращающимися то в жестоких хищников, то в спасителей, похожих на Ноев ковчег. Также Алексей Иванов практически безупречен в описании технических деталей, которые иной раз представляются, как органы живого организма. Читателям с развитым воображением, к которым автор статьи скромно относит и себя, такой подход показался очень познавательным и интересным.
Чувствуя душу народа
«Бронепароходы» стали юбилейным, пятнадцатым по счету художественным романом писателя, заняв в его библиографии место между историко-мистическими «Тенями тевтонов» и «Вегетацией», где несколько неожиданно для себя автор затрагивает пост-апокалиптическую тематику. Чуть позже я понял, почему звуковой вариант произведения с прекрасным Сергеем Буруновым показался мне столь привлекательным. 700-страничный роман вышел 24 января 2023 года рекордным тиражом в 80 тысяч экземпляров сразу вместе с электро- и аудиоверсиями. Причем сам Алексей Иванов признался, что книга изначально написана под формат «аудиосериала», разбитого на более-менее равномерные части длиной по 45-50 минут. Значит, мой выбор интуитивно был правильным.
Я прочитал почти все книги писателя. В слове «почти» отсутствуют всего две составляющих. Так, «Тобол» пересекся с кинематографическим воплощением произведения, которое мне не очень понравилось. Но и сам писатель был от экранизации не в восторге и даже снял свое имя с титров фильма. Потому обязательно вернусь к начатому чуть позже. А «Вегетацию» – последний на данный момент художественный роман автора – читаю сейчас.
Большинство книг писателя я просто «проглотил», а затем многие из них перечитывал и переслушивал. В первую очередь, исторические «Золото бунта» и «Сердце Пармы». Здесь хочу коснуться того момента, что Алексею Иванову, пожалуй, как никому из популярных пишущих современников, удается почувствовать и передать душу российского народа – рус-ского и других, традиционно проживающих рядом с ним. Без примитивного восхваления в стиле «народ-богоносец» и без не менее тупого уничижения. Это получается у писателя как-то естественно и без малейшего притягивания фактов. Народ таков, какой он есть, способный на великие подвиги, образцы доброты и благородства, но и на другие, куда менее достойные поступки. Большой талант в полной мере проявился у литератора в объемном художественном произведении о Гражданской войне в России начала ХХ века.
Непростая тема
Жестокие события 1918-1922 годов случились уже более века назад, но никто не убедит меня, что сегодня в них поставлена точка, а российское общество окончательно примирилось и объединилось. Категорически не согласен. Достаточно почитать одни только современные комментарии к различным статьям, отсылающим к событиям того времени. Там кипят такие эмоции и страсти, что, дай их авторам в руки оружие, война вспыхнет прямо здесь и сейчас.
В далекие времена начала прошлого века мои предки по отцовской и материнской линиям, как и многие семьи бывшей Российской империи, тоже оказались по разные стороны противостояния. По моему глубокому убеждению, окончательные точки в любых гражданских войнах будут поставлены, когда эти события уйдут в далекие глубины истории. Для современной России все это пока еще слишком свежо, а потому и тема весьма болезненная.
В «Бронепароходах», как практически и во всех исторических романах Алексея Иванова, много сюжетных линий. Может быть потому у меня не получилось погрузиться в произведение с первого раза. Это все-таки требует определенного терпения, и не у всякого читателя его хватает. Зато потом книголюбы вознаграждаются тем, что перед ними предстает многоуровневая и объемная картина одного из самых трагических периодов истории нашего государства.
При том, что суда речного флота в романе описаны с большой любовью и где-то даже одушевлены, главным фоном произведения, причем весьма тяжелым и мрачным, выступает Гражданская война. Отношение автора к ней однозначно негативно, а главный вывод: эта трагедия отобрала миллионы жизней и исковеркала еще больше судеб. Конечно, были и те, кто сделал в этой стихии карьеру, но и большинство из них революция впоследствии «сожрала, как бог Сатурн своих детей». Эту крылатую фразу приписывают одному из французских революционеров XVIII века, казненных в период якобинского террора. Скорее всего, Верньо, Дантону или Демулену, а точно уже и не установить.
Сюжетные линии и герои
Постараюсь не быть спойлером для тех, кто роман еще не читал. Не раскрывая интригу, остановлюсь на главных литературных и исторических героях произведения.
Отталкиваясь от недавнего посыла про «Сатурна и революцию», начну не с входящего в список основных действующих лиц «Бронепароходов», но, пожалуй, одного из главных антигероев, тем паче, что читатель знакомится с ним в самом начале книги. Этого человека автор называет Ганькой Мясниковым. Согласитесь, весьма характерная фамилия, очень точно передающая суть этого «мясника»-чекиста. Что характерно, это реально существовавшая в свое время личность, работавшая в Перми заместителем председателя местной ЧК. Алексей Иванов как будто специально не называет этого кровавого большевика полным именем, оставляя лишь почти собачью кличку. В реальной истории этого сотворившего много мерзких дел палача расстреляли в ноябре 1945 года в СССР, то есть «сожрали» свои же.
Данный деятель дал прямое распоряжение о казни великого князя Михаила Александровича Романова, что даже описал в эмиграции в книжонке воспоминаний с характерным названием «Философия убийства». Учитывая до сих пор нераскрытые обстоятельства смерти человека, которого многие и ныне считают последним российским монархом династии Романовых, Алексей Иванов в своем романе даже немного продлил ему жизнь. Но пусть об этом узнают те читатели, которые только собираются открыть для себя произведение.
Откровенно отвратительным сообществом выписывает автор балтийских матросов, приехавших на речные суда Волги и Камы «делать революцию». Их стремление к убийствам, грабежу и насилию, постоянно подогреваемое так называемым «балтийским спиртом» – смесью водки и кокаина – также показано в романе без прикрас. И стремящиеся подавить эту «вольницу» красные военачальники даже вызывают симпатию.
Исторических фигур в романе довольно много, хоть и выступают они не на первом плане. Но произведение достаточно объемное, а потому в нем находится место и «пассионарному бесу» Льву Троцкому, и «жрице революции» Ларисе Рейснер, и гораздо более симпатичному в повествовании ее мужу командующему Волжской военной флотилией красных Федору Раскольникову. С другой стороны противостояния достаточно четко выписаны жесткий и трагический образ адмирала Георгия Старка, а также одного из военачальников армии КОМУЧа, позже ставшего красным командиром Бориса Фортунатова, традиционно для такой карьеры завершившего свою жизнь в советском лагере. Даже многие эпизодические персонажи книги, типа латыш-ских командиров большевистских сил – бывшего штабс-капитана Юрия Аплока и Вольдемара Азина – имели своих реальных прототипов в истории.
Основные же герои книги совсем другие, большей частью вымышленные. К ним автор относится иногда бережно, иногда безжалостно, но очень тонко и развернуто. Я просто перечислю их, не вдаваясь в подробности, чтобы опять-таки не допустить спойлерства. Капитан буксира «Левшино» Иван Нерхтин, дочь бывшего владельца крупной речной компании Екатерина Якутова, ее брат Алексей, отвечающий за безопасность в нефтяном концерне Нобелей азербайджанец Хамзат Мамедов и авантюрист Роман Горецкий. Под удивительным пером автора они за короткий по времени период повествования перевоплощаются до глубины по-настоящему библейских персонажей – от величия до злодейства. Но это лучше прочитать каждому, а потом сделать свой собственный вывод.
История российской трагедии и смуты
Несмотря на самое жесткое неприятие Гражданской войны, как таковой, автор романа не становится ни на одну из сторон конфликта. Тем более что во времена описываемых событий этих самых сторон было побольше, чем две.
Те же войска возглавляемого эсерами КОМУЧа – Комитета членов избранного в декабре 1917 года и распущенного большевиками Всероссийского Учредительного собрания – воевали под красными флагами. А после прихода к власти адмирала Колчака многие из них и вовсе перешли на сторону своих прежних противников, яркое свидетельство чему – пример Бориса Фортунатова.
Так же под красными флагами, впрочем и не только, воевали участники антибольшевистских рабочих восстаний на Ижевском и Воткинском крупных оборонных заводах – «рябинники» и «чебаки» соответственно, как они на тогдашнем сленге называются в романе. Наиболее убежденные и дисциплинированные из них были с белыми до конца и ушли в эмиграцию.
Жестокости и зверства автор показывает с обеих сторон конфликта, и это безусловная правда жесточайшей Гражданской войны в России. Даже с учетом поворотов сюжета романа, касающихся промышленного шпионажа, и некой авантюрно-детективной составляющей, прозаик, прежде всего, очень ярко описывает тяжелейшую трагедию огромного региона России в годы поистине бесовской смуты. И это, на мой взгляд, показывает, что определение «великий», особенно на уровне современников, перед именем блестящего русского писателя Алексея Иванова не кажется таким уж преувеличением.