Человек в театре войны | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Фото Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова
Человек в театре войны

Человек в театре войны

19 сентября
17:35

В Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова очередная премьера. Спектакль «За други своя» посвящен теме специальной военной операции, которая в театральном искусстве пока, как говорят, «плохо отрефлексирована» хорошими литературными произведениями, а от них театр всегда зависим.

Юбилейную тему войны на сцене освещали советской классикой, которая была создана в другие времена, сегодня она воспринималась как цитата из «прекрасного далеко». Специальная военная операция по многим признакам значительно отличается от Второй мировой, эту особенность театр попытался не без успеха осознать и показать сценическим языком с помощью современных авторов.

Для этого режиссер-постановщик народная артистка РФ Наталья Зубкова соединила в спектакле фрагменты давней пьесы Григория Горина «Прощай, конферансье», перенеся события гибели фронтовой бригады артистов времен Великой Отечественной в будни сегодняшних событий СВО. Этот временной перенос оказался «к месту» благодаря добавленным во второй половине спектакля рассказам писателя Захара Прилепина, стихам ставропольского поэта-фронтовика СВО Сергея Лобанова и военным песням (музыкальное оформление почётного работника культуры Ставропольского края Евгении Сафроновой).

 

В спектакле, по понятным причинам, занята в основном мужская часть труппы театра: Олег Хомутов, Илья Калинин, Владимир Лепа, Александр Сухарев, Владимир Петренко, Михаил Подзолко, Евгений Задорожный, Александр Кошелевский, Филипп Харций, Георгий Серебрянский, а также Дарья Сафонова и Ольга Писаренко. Органично влились в этот «фронтовой состав» голосистые учащиеся театральной студии при театре – Дмитрий Анохин, Егор Мисетов, Артемий Трофимов, Константин Ржевский.

Спектакль довольно убедительно разделился на начальную законченную трагическую историю гибели фронтовой бригады артистов и вторую – с песнями воспоминаний солдат СВО на привале, в коротких документальных историях передающих смысл переживаемых сегодня военных событий. Рассказы очевидцев, личные письма, пронзительные стихи играют в нем особую роль. В какой-то степени герои истории и зрители в зале преодолевают осознаваемый сегодня разрыв между параллельно существующими войной и миром: там стреляют, гибнут, тут беспечно поют и пляшут, но еще и собирают посылки на фронт и получают похоронки и гробы.

Нынче бывалые военные люди относят СВО по многим ее признакам к войне нового типа, коварство ее состоит в том, что она не воспринимается народом как полноценная война, на ней не всегда стреляют. Вернее, сначала в ход идет моральное, психологическое воздействие через все «дыры», образовавшиеся и не залатанные в сегодняшнем социуме. И не всегда автоматы, снаряды, бомбы, сколько бы их ни увеличивали в вооружении, решают успешный исход военных событий. Человек остается первичной победной величиной. Его состояние духа решает успешный ход военных операций. Эта сквозная линия в спектакле внятно проведена и зрителем осознается, судя по реакциям в зале.

Из череды почти документальных монологов солдат и офицеров в спектакле зрителю становится понятно, что успешный исход военных операций теперь определяется не только полем боя, но и «боевым пространством» космоса, нашпигованным спутниками, помогающими точечно попасть в движущуюся живую мишень управляемым оттуда БПЛА. Сегодня рядом с классическими «калашами» в бою незримо, но внятно соседствуют экономические санкции, кибератаки, искусственный интеллект.

Новая война имеет те же экономические, территориальные, моральные, религиозные причины, что и в прошлые времена, однако сегодняшним решающим фактором является подавление противоборствующими сторонами воли противника к победе самыми изощренными способами воздействия, о чем на собственном обыденном примере поведал в спектакле молодой солдат, испытавший на себе коварство врага. Воля к победе воспитывается всем ходом войны, отчасти и показанным спектаклем «За други своя».

Постановочному коллективу удалось внятно обозначить важную сквозную мысль, что народное сознание постепенно приходит к пониманию – СВО не чрезвычайное событие, это уже образ жизни народа в реке времени, смысл этой войны должен быть понятен и на фронте, и в тылу. Погибших в ней будут почитать так же, как всех героев прошлых войн. На этом Россия стоит и победит.

Владимир ЛЫЧАГИН, культуролог.

Фото Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова

Читайте также

Прогулки в темноте

Пройдя все испытания, старшеклассники поняли, как непросто адаптироваться в полной темноте, и сделали важный вывод, что нужно проявлять чуткость и внимание к слепым и слабовидящим людям, а также необходимо следить за своим здоровьем, чтобы избежать в будущем проблем со зрением, меньше времени проводить с гаджетами и чаще брать в руки традиционную книгу.

14 ноября

Полезное  чаепитие с работниками прокуратуры

По окончании беседы слушатели активно задавали наболевшие вопросы, в том числе и курьезный: «Куда жаловаться на прокуратуру?». На него последовал ответ: «Вышестоящая инстанция – прокуратура края». Дети войны смогли поделиться своими проблемами и одновременно своим опытом в жизненных ситуациях.

14 ноября

Уплатить налоги в срок – это обязанность

Сергей Кравцов добавил, что налоговый орган может на электронную почту прислать какое-либо письмо или уведомление исключительно по вашему запросу после того, как вы написали на сайте ФНС России обращение и указали этот адрес для связи. Вся остальная переписка с налогоплательщиками ведется либо заказными письмами с уведомлениями, либо через личный кабинет.

14 ноября

«Никто не становится хорошим человеком случайно» Сенека, I век н. э.

Мне недавно рассказали весьма интересную и поучительную историю одной семьи. Они проживают в многоэтажном доме – весьма доброжелательны со всеми соседями и всегда готовы прийти к ним на помощь, даже если нет и конкретной просьбы.

14 ноября