С такой музыки можно начинать знакомство с оперой
Премьера оперы «Дама с собачкой», состоявшаяся в Зале имени Федора Шаляпина Северо-Кавказской филармонии, стала событием в культурной жизни региона. Спектакль поставлен московским режиссером Аллой Чепиногой в рамках фестиваля «Манифест любви», для зрителей разных возрастов он стал откровением и открытием. Точнее — это был спектакль открытий, начиная с самой идеи переноса места действия всемирно известного произведения Антона Павловича Чехова из Ялты в Кисловодск.
Идея эта принадлежит генеральному директору филармонии заслуженной артистке России Светлане Бережной. По ее мнению, таким образом восстановлена историческая справедливость, ведь замысел этого рассказа возник у великого писателя именно во время отдыха на Кавказских Минеральных Водах. Как знать, может, автор именно здесь увидел своих героев...
Открытие второе — это сам Антон Павлович Чехов. Ведь гениального автора никогда нельзя познать до конца — с каждым прочтением открывается что-то новое. Особенно если прочтение талантливое. Как признают абсолютно все участники постановки, автор либретто Евгений Муравьев (обладатель пятнадцати дипломов «Песни года») очень уважительно, даже трепетно отнесся к тексту Чехова, его слову, стилистике. Поэтому органичны встройка в сценическое повествование двух рассказов Антона Павловича - «Хамелеон» и «Размазня» и появление на сцене самого автора. В опере он является действующим лицом. Конечно, вся эта органичность - заслуга режиссера постановки Аллы Чепиноги, очень хорошо известной жителям и гостям курортов КМВ. Она много раз была участником Всероссийского фестиваля академической музыки, проходящем в Зале имени Шаляпина, в разные годы ею были поставлены оперы «Пиковая дама» Чайковского», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Росини, «Кармен» Бизе, «Так поступают все» Моцарта, «Паяцы Леонкавалло, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Летучая мышь» Штрауса, которые потом входили в репертуар Северо-Кавказской филармонии. У Аллы Чепиноги много постановок в Мариинском театре, других оперных театрах России.
Солист Геликон-оперы (Москва) Виталий Фомин, исполняющий в опере «Дама с собачкой» главную партию, говорит, что работать с таким режиссером, как Алла Чепинога, для артиста огромное удовольствие.
- У нее все прочитано и продумано до мельчайших деталей, - подчеркивает Виталий. - Повествование, пересечение диалога и лирики. И еще одно важное качество — Алла Чепинога четко ставит задачи, а ты уже их осваиваешь так, как это себе представляешь. То есть артистам предоставлена свобода творческого полета. В таких условиях очень приятно работать. Да и вообще в этом проекте работалось удивительно. Я очень благодарен руководству Северо-Кавказской филармонии, лично Светлане Бережной за то, как меня встретили в Кисловодске, как организовали и рабочий процесс, и комфортные условия для отдыха. Я хочу еще отметить ребят, которые были заняты в этом спектакле. У них высочайший уровень, они такой профессионализм демонстрировали! Даже те, кто был занят в эпизодических ролях! Например, в той самой вставке из «Хамелеона», где ловят сбежавшую собачку. Это небольшой комический эпизод, а парни просто высший класс показали в характерных ролях... Вот такое партнерство, такая атмосфера, она очень помогала в работе. У меня же в спектакле главная партия двойная - главного героя Гурова и редактора. Они ведут диалог о жизни, о любви, спорят, противоречат друг другу. А в конце спектакля это уже один человек — происходит символическое духовное слияние героев. На глазах у зрителей преображение личности — циник Гуров в ходе повествования раскрывается как человек, чувствующий, любящий, страдающий...
… Кстати, исполнитель партии Гурова Виталий Фомин, по мнению коллег, совершил некий гражданский и профессиональный подвиг. Сложнейшую партию ему пришлось разучивать в критически короткие сроки. Сам Виталий это подвигом не считает и, смущенно улыбаясь, поясняет:
- Да, пришлось практически запереться от мира на несколько дней, чтобы полностью погрузиться в материал, все разучить. Я умею это делать. Это мои профессиональные навыки, хотя это и непросто... Но когда я прибыл в Кисловодск и мы начали репетиции, как говорится, «на ногах», все получилось, потому что рядом были профессионалы. Это и артисты, о которых я уже говорил, и дирижер Александр Жиленков. И конечно, композитор из Санкт-Петербурга Екатерина Иванова-Блинова. Очень легкая, понимающая, гибкая в тех моментах, когда что-то в звучании приходилось корректировать. Но главное — это ее музыка. Понимаете, музыка в современной опере зачастую бывает сложна для зрителя. А у Екатерины она очень легко ложится на слух, и в этом ее ценность. Проникающая в душу, несложная для людей музыка для многих может быть началом знакомства с оперой.
Сама Екатерина Иванова-Блинова очень воодушевлена сотрудничеством с творческим коллективом проекта оперы «Дама с собачкой».
- Чехов — один из моих любимых авторов. И поэтому, когда режиссер Алла Чепинога, с которой мы много работали, позвонила мне с предложением о сотрудничестве в этом проекте, я решилась — несмотря на краткие сроки, отведенные на эту работу. Всего три с половиной месяца. Но я очень старалась, чтобы не ударить в грязь лицом — в первую очередь перед самим Антоном Павловичем. И все именно так работали. Поэтому и зрительский отклик такой замечательный. Я была на премьере, публика очень тепло принимали спектакль. И потом благодарили — даже моих родственников, которых я приглашала на премьеру. Я сидела в зале рядом с ними, а когда поднялась на сцену, к ним многие зрители подходили и говорили: «Спасибо!»... И просили передать это спасибо нам. Это очень дорогая для нас оценка нашей работы.