В коллекции елочных игрушек ставропольчанки – тысяча уникальных экземпляров
С её владелицами я познакомилась в середине осени прошлого года в холле Ставропольского краевого театра кукол перед премьерой уникальной театральной постановки «Пакетик, который хотел быть нужным». Молодая женщина и ее мама тогда разглядывали выставку с новогодними игрушками. Как оказалось, неспроста, ведь это их многолетнее семейное хобби.
«Москабель» и прожектор Лауша
В одной из предноговодних телевизионных программ я услышала, что советские елочные игрушки вновь вошли в моду и стали хитом праздника, поэтому и отправилась в гости в семью Вяткиных. Они как раз наряжали большую искусственную ель. О непростой судьбе двух творческих женщин «Вечёрка» рассказала в декабре прошлого года в материале «Дочь Ярослава и мама Людмила – подруги по жизни!». Половина комнаты съемной однушки на юго-западе Ставрополя у них была заставлена коробками. В них каждая игрушечка бережно завернута в специальную бумагу, чтобы не разбились. Ведь это самый настоящий раритет! По иронии судьбы сразу за их многоэтажкой расположен магазин «Ёлкин дом».
Мне Людмила и Ярослава показали самые старинные игрушки из своей коллекции и ввели в курс дела: «Эти зимние реликвии начала собирать ещё моя бабушка-полька Мария Эдуардовна Карачевская, а продолжила пополнять и сохранять коллекцию мама Евфимия Ивановна. Самая старая новогодняя игрушка – дореволюционная красная рябинка начала девятисотых годов прошлого века, сделана из маленьких лампочек, но, кажется, элемента свечения в ней не было, веточки – из проволоки. Скорее всего, мама достала ее где-то на целине, когда переехала в Казахстан с Украины сразу после окончания Великой Отечественной войны. Много у нас советских ёлочных игрушек производства завода «Москабель». Это особый вид интересных предметов. Ягоды, вишенки из металлической проволоки времен СССР 1930–1940-х годов. Из раритетных игрушек также – огромный на фоне большинства других украшений орех шестидесятых годов».

Другую игрушку – мишку – Людмиле Гельевне мама купила по особому случаю, в канун нового, 1968 года. Девочка, которой не было и трёх лет, не хотела открывать рот у детского стоматолога, и ей пообещали бонус. Когда уже шли домой по улице в Тамбове, малышка увидела этого медведя. Тогда купили и шикарный месяц, он до сих пор выглядит на новогоднем дереве как новенький, а вот космонавт и ракета оказались вполне современными игрушками, не из далеких 60-х, но сотворенные в духе того времени.
Еще один раритет, очень красивого пингвина, Людмиле в начале 70-х во Владикавказе подарил одноклассник. Украшение принесли, чтобы наряжать ёлку в школе, а первоклашка выпросила. «Тогда еще не было, наверное, и мысли о коллекции, просто эта игрушка мне очень понравилась, мальчик мне её отдал», – вспоминает Людмила.

Она продолжила свой экскурс в историю: «Эта рыбка у нас 1919 года, попугай и шишечка – 1920-го, расписанная неваляшка сделана в 40-е годы, примерно тогда же – и эти старые-старые восточные вазочки, из которых как будто сейчас выйдет джинн, а дельфин и снежинки – 50-х годов. А вот – советская игрушка – торшер, рядом – люстра уже новая, но очень яркая. У нас ёлку украшают санитарочка, красноармеец, это уже послевоенная тематика, – с любовью автор коллекции рассказывает мне историю каждого экземпляра. – Напоминанием о дружбе Советского Союза с Китаем стал китайский фонарик. Есть старые звёзды – это символика коммунизма».
Пряник, льдинка, клоун, сосульки, крокодил, снегирь, матрёшка, юла – это всё раритетные и знакомые многим советские игрушки. А вот старинные в форме чайника и украинской хатки я увидела впервые, как и настоящие старые электрические лампочки, расписанные вручную в годы, когда не было вообще никаких украшений к зимнему празднику.
Сказка на ёлке
В уникальной коллекции есть и большой колокол, который не только украшает ель, но ещё и звенит, и заграничные стеклянные елочные украшения, впервые появившиеся в середине девятнадцатого столетия, имевшие форму фруктов и орехов. У милого, очень старенького котенка уже отломились ушки, а Деда Мороза удалось очень хорошо сохранить в целой амальгаме. В интернете про него пишут: «Редкая ёлочная игрушка на подвесе времен СССР». Многие украшения, как призналась собеседница, её папа привёз с целины, как тот же бутон хлопка. Растительную раритетную тематику на ёлке поддерживают георгин, шишка в виде лесовичка, баклажанчики – маленький и побольше, огурец, гроздь винограда 50-х и листочек 60-х годов, яблоко, старые-престарые стеклянные клубника и кукурузка начала времен правления Хрущёва, очень редкий орешек – лещина.

На домашней ёлке Вяткиных есть много сказочных персонажей, например две разные совы Бумба из повести «Доктор Айболит» Корнея Чуковского, два зайки из рассказа Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», главный зеленый персонаж из «Царевны-лягушки», Емеля со щукой из русского народного сказа, принц Лимон, персонаж сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино». При виде головы витязя из «Руслана и Людмилы» сразу всплыли в памяти знакомые с детства строчки поэмы А.С. Пушкина: «Смотрит храбрый князь – И чудо видит пред собою. Найду ли краски и слова? Пред ним живая голова». А рядом на ветке красуются белка, что песенки поет да орешки всё грызет, волшебная Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане». Есть даже падчерица из «Морозко», Марфушенька-душенька, как ласково называет игрушку владелица, а также хитрый «Кот в сапогах», сорока-воровка с бусами и серьгами из детской потешки «Чи-чи-чи, сорока, где была? – Далёко».

Дарят маме с дочкой знакомые и друзья и современные елочные игрушки, в основном авторские, сделанные своими руками, порой в единственном экземпляре. Среди них выделяются искусно расписанная мастером церковь с куполами и невероятной красоты красный шар с выгравированным золотым конём – символом наступающего 17 февраля года Огненной Лошади. На выставке в прошлом году специально для своей раритетной ёлки Людмила купила связанный мастерицей из сиреневых и зеленых шерстяных ниток виноград. Кто-то подарил игрушку в виде легенды цирка Олега Попова, сделанную уже в новой России.
Что имеем, не храним…
Когда я увидела эти знакомые цветные шарики, в 80-е годы висевшие на ёлке, наверное, в каждой советской семье, то воскликнула: «Да у меня были точно такие же, только разбились, а часть я выбросила, посчитав ненужным хламом, о чем давно безумно пожалела! Лет 15 назад избавилась и от Деда Мороза со Снегурочкой, которым было лет по 70, ведь их отдала мне бабушка, таких я больше не встречала».

На что Ярослава мне мудро сказала: «Надо хранить такие вещи, это ведь память. А шары – это прожектор Лауша, так же как и игрушка в форме немецкой вазы, – из ГДР, это старинная продукция фабрики цветного стекла из Германии. Красивый и старый чешский стеклярус, из него же сделана и мельница». Людмила добавила: «Как я всегда радовалась ощущению приближающегося праздника, когда в детстве каждый год мы с мамой аккуратно доставали эти ёлочные игрушки. И я смогла все их сохранить!». Каждый год Вяткины свою коллекцию дополняют и современными новогодними игрушками, ведь когда-нибудь и они станут историей.
А я, в свою очередь, придя домой и достав коробку с новогодним скарбом из шкафа, на самом ее дне с удивлением обнаружила три последних новогодних раритета: хрупкого стеклянного Деда Мороза, пока целого, простой красный шарик с осыпающейся краской и старенькую пластмассовую елочку с давно выцветшим на ней «дождиком». И так эти милые сердцу вещи напомнили мой детский Новый год сорокалетней давности! В углу у нас всегда была наряженная живая ёлка с конфетно-мандариновыми подарками под ней, а эта зеленая «крошечка» стояла на черно-белом телевизоре. Такой вот старый Новый год.
Фото автора

