Фоторепортаж из прошлого | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Фоторепортаж из прошлого

Фоторепортаж из прошлого

5 декабря
16:54

Держу в руках фотокнигу Алексея Заморкина «Лихие 90-е. Как это было» и невольно вспоминаю, как впервые его увидела. Дело было в 1989-м. Во Дворце профсоюзов (так тогда назывался Ставропольский Дворец культуры и спорта) проводили очередной конкурс красоты. В то время это было модное явление. Мы с фотокором «Молодого ленинца» (газета издавалась крайкомом комсомола) пришли освещать шоу, и в последний момент выяснилось, что пленки у него в камере осталось всего на несколько кадров. Для журналиста – ситуация катастрофичес кая: как иллюстрировать материал, если нет снимков?..

На моё счастье, в зале появился юноша с камерой. Это был Алексей Заморкин, который согласился выручить нас и поснимать для газеты…

Об авторе

Алексей Борисович Заморкин родился в Краснодаре, живёт и работает в Ставрополе. Выпускник факультета журналистики Ставропольского государственного университета и Московского заочного народного университета искусств. Более 15 лет преподавал фотожурналистику в СГУ.

Член Союза фотохудожников России, Международной ассоциации журналистов, Союза журналистов РФ, Ставропольского регионального Союза дизайнеров, Международной ассоциации панорамных фотографов (IAPP), дважды лауреат премии губернатора Ставропольского края известным деятелям культуры и искусства, лауреат и дипломант многих международных и российских выставок и фотосалонов.

Переломные «лихие» 90-е вошли в историю нашей страны по многим причинам. Перекраивалось всё: начиная с привычного быта граждан до государственного устройства. Советские люди, привыкшие существовать в рамках ударных пятилеток, иллюзиях светлого будущего и дефицита продуктов, в конце 1980-х оказались фактически в другой стране, где уже не было уверенности в завтрашнем дне. Вчерашние фарцовщики и спекулянты вышли из тени и официально стали предпринимателями, открылись видеосалоны, криминал «крышевал» едва проклюнувшийся частный бизнес, была отменена цензура и благодаря политике гласности СМИ получили небывалую свободу слова… Это было интересное время, о котором, честно говоря, страшновато вспоминать.

Из серии «Праздник» (Ставрополь, площадь Ленина, 1995 г.)

Следует отдать должное Алексею Заморкину, в его книге практически нет характерной для 90-х «чернухи». И, наоборот, заметен авторский добрый, местами ироничный взгляд в прошлое, которое мы, к счастью, пережили. Как фотохудожник Алексей уловил живые человеческие эмоции на фоне политических и экономических передряг. За многими его снимками выстраиваются целые сюжеты, насыщенные большими и малыми событиями, нашедшими отражение в судьбах наших современников.

«Альбом листаешь, как домашний. Что-то подзабылось, что-то узнаёшь, что-то начинаешь припоминать. Где-то ностальгируешь, чему-то радуешься, иногда возникает чувство неловкости, может, боли. Но главное, что ни отчего не откажешься, всё это было», - отмечает в предисловии книги искусствовед Ольга Бендюк.

Ставрополь, ул. Дзержинского, 184, ЦУМ, 1995 г.

«1990-е годы… Это период, когда фотография превратилась в один из основных видов исторических источников… Она служит своеобразным инструментом передачи сути и значения исторических событий. Это фрагмент реальности, запечатленный фотографом. Да, в чём-то субъективный, многое зависит от фотографа, от его мотива, выбора сюжета, ракурса, плана. Но фотография способна запечатлеть момент реально происходящего исторического процесса или события, создать визуальную модель исторической ситуации. Именно поэтому она может дать важную информацию о прошлом и помочь в историческом исследовании», - это уже слова доктора исторических наук, профессора Северо-Кавказского федерального университета Марины Колесниковой.

90-е – это и время становления нашей газеты. «Вечерний Ставрополь» заявил о своем появлении в декабре 1989 года, а регулярно стал выходить с 1 января 1990-го. Так что многие фотографии из книги Алексея Заморкина вполне могли стать иллюстрациями к материалам того времени. Впрочем, его фотографии не раз публиковались на страницах «Вечерки».

География снимков не ограничивается лишь Ставропольем и его столицей, в книге представлены отдельные фотографии, сделанные также на Кубани, в Карачаево-Черкесии, Москве, Владикавказе, Астрахани, Липецке, Дивееве.

Как интересно, перелистывая страницы и вглядываясь в детали черно-белых хронологически выстроенных снимков, обнаруживать стремительный полёт времени, изменившего привычные пейзажи Ставрополя, облик наших современников, тех, что «родом из Советского Союза».

Из серии «Ставрополь, дом-интернат для инвалидов и престарелых, 1990 г.»

Вот, на здании с часами на площади Ленина в 1984 году (где сегодня светится логотип известного банка) красуется крылатый советский лозунг «Народ и партия едины!». А на снимке в 1995-м, где запечатлено, как ставропольцы отмечают какой-то праздник, его уже нет.

Знакомые дома и городские пейзажи представлены фрагментарно, едва обозначив узнаваемое место. Главное на снимках Алексея Заморкина – это люди. Срез общества 90-х: казаки, цыгане, пенсионеры, нищие, дети, в основном предоставленные самим себе, милиционеры, священнослужители и простые работяги…

Ставрополь, гостиница «Интурист», 1991 г.

На одной из фотографий профессор Марина Колесникова узнала своего однокурсника Александра Донского у Дома книги в центре Ставрополя с табличкой: «Подайте бедному учителю». Он с гитарой вышел на одиночный пикет в знак протеста против задержки выплаты зарплат. «Да, историки, они такие – всегда на передовой», - заметила Марина Евгеньевна.

Вот девочка лет семи с печальными глазами держит на руках спящего младенца, у ее ног банка из-под растворимого кофе для монеток (Ставрополь, ул. Голенева. Нищие, 1990 г.).

А вот дом, мимо которого я ходила много лет. На кирпичной стене крепко держатся буквы: «Слава КПСС», а над ними, на оконной раме натянута веревочка и сушатся ползунки с чепчиками (судя по всему, ровесника моего сына) (Ставрополь, Серова, 2. Общежитие, 1990 г.).

Наметанный глаз фотографа выхватывал из общего плана интересные живые моменты. Бодрый свинтус, оптимистично выглядывающий из багажника старенького «жигуленка» (Ставрополь, Нижний рынок, 1990 г.). В объектив попал и тротуар возле ЦУМа в краевом центре, который долгое время оставался местом альтернативной «народной» торговли и бытовых услуг. Здесь можно было и стакан семечек купить, и взвеситься.

Щемящие кадры из дома-интерната для инвалидов и престарелых. В те годы немощные одинокие старики были самыми обездоленными гражданами перестраивавшейся страны. Сколько боли в их глазах. Пережившие войну, а кто-то участвовавший в ней, на склоне лет они оказались никому не нужными, доживающими свой трудный век в казённых стенах.

Целая серия фотографий, отражающих политические протесты ставропольцев. В памяти остались регулярные массовые митинги, одиночные пикеты и забастовки на площади Ленина, под окнами правительства, на Комсомольской горке. Остались они и на снимках Алексея Заморкина. Кто думал тогда об исторической ценности подобных «примет времени»?! Разве что музейщики. По плакатам с лозунгами теперь можно изучать историю того периода. «Нет доверия президенту Ельцину, не выполнившему ни одного своего предвыборного обещания», «На кресте народного терпенья заодно с народом мы распяты», «Правительство России! Народные депутаты России! Уберите мафию на Ставрополье!», «Требуем срочного проведения прямых выборов во все структуры власти! Партократы – перевёртыши, снимите предпринимательскую удавку с шеи рабочего класса!», «Черномырдин! Цены на продукты питания Ставрополья выше, чем по России, при самой низкой заработной плате рабочих и крестьян на Ставрополье». Всё это возгласы народного гнева, выплеснувшегося на улицы в 1991 году. При этом люди в те голодные времена думали не только о хлебе насущном. Читаем на других плакатах: «Остановить поток порнографии! Растлителей от кино-видео-порно объединения – к ответу», «Продукцию видеосалонов – под контроль общественности».

Не ушли от внимания автора городские праздники и концерты. В 90-е они обладали особым колоритом. На снимке типичные «качки» в татуировках на оголенных торсах и разбитные девчонки в толпе зрителей (Ставрополь, Зеленый театр в Центральном парке на концерте группы «Сектор Газа», 1999 г .).

Примечательно, что книга Алексея Заморкина заканчивается снимками, сделанными уже в XXI веке, когда в 2002 году к 225-летию Ставрополя на Александровской площади была открыта скульптура – Ангел-хранитель города.

Вот так, незаметно, промелькнула четверть века. Кто-то романтизирует 90-е. В чьей-то судьбе они оставили незабываемые раны от потерь и тревог. Так или иначе, фотографии Алексея Заморкина всколыхнули память о былом сложном времени, которое осталось в истории нашей страны и воспоминаниях тех, кто пережил эти дни.

Фото автора и Алексея ЗАМОРКИНА из книги «Лихие 90-е. Как это было»

Читайте также

Когда сцена становится местом силы

Организаторы фестиваля продумали всё: муниципальное социальное такси помогло привезти тех, кто не мог передвигаться самостоятельно, а участников и их семьи встретили волонтёры. Эти, казалось бы, бытовые детали создавали чувство безопасности и включённости. В такие моменты становится ясно, что фестиваль – это не просто выступления, но и пространство уважения, в котором каждый человек находит своё место и понимает, что он не один. 

5 декабря

80 лет с заботой о городе

Весь вечер творческие номера радовали гостей. Артисты города и студенческие коллективы подарили «Горзеленстрою» яркие номера. Танцевальные коллективы подготовили выступления на любой вкус – от русских народных до классических па, а вокалисты дарили всем радость и улыбки.

5 декабря

«Все для фронта, все для Победы!»  – не лозунг, а состояние души

...За плечами ставропольских автоволонтеров – тысячи километров фронтовых дорог. География точек доставки гуманитарных грузов красноречива сама по себе и не нуждается в дополнительных пояснениях: Бахмут, Лисичанск, Токмак, Работинское направление, Угледар. И впереди – тысячи километров. Скоро – снова в путь. Хорошей дороги, ребята. Храни вас Бог.

5 декабря

Операция «Безопасный Новый год»

Спикер напомнил, что телефон 112 – это единый номер реагирования всех экстренных служб. По нему следует звонить в случаях с пострадавшими массового характера, в том числе авариями, взрывами и другими катастрофами, когда присутствует явная угроза чьей-то жизни. Если же речь идет о температуре, высоком давлении, рекомендовано обращаться по номеру телефона 103.

5 декабря