Искусственный интеллект против пробок | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
«Видеостена» в Центре организации дорожного движения города Ставрополя
Искусственный интеллект против пробок

Искусственный интеллект против пробок

17 июля
18:01

Центр организации дорожного движения – первый шаг на пути внедрения интеллектуальной транспортной системы

Сегодня многие автомобилисты жалуются на пробки в краевой столице, и эта проблема, безусловно, существует. По одному из путей успешного ее решения городские власти идут достаточно давно. Главный плюс этой системы – она не требует масштабной реконструкции магистралей и финансово затратного строительства развязок. Это направление, конечно, тоже требует вложения средств, но больше все-таки нацелено на внутренние ресурсы. Речь идет об оптимизации и автоматизации системы управления дорожным движением. Тем более что данная практика уже доказала свою эффективность во многих крупных городах.

 

Современные технологии на службе городу

1 ноября 2021 года в столице региона прямо по соседству с редакцией нашей газеты «Вечерний Ставрополь», а точнее, этажом ниже в одном и том же здании, заработал Центр организации дорожного движения. По сути, он стал новым инструментом управления дорожно-транспортной инфраструктурой краевого центра, а его открытие произошло в рамках первого этапа внедрения интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в городе. Все это направлено на то, чтобы удаленно и качественно контролировать и управлять движением автомобильного транспорта краевой столицы, автоматически определять нештатные ситуации и вести видеоконтроль состояния улично-дорожной сети.

В штате центра работают опытные диспетчеры и инженеры, для которых организовано шесть автоматизированных рабочих мест, а также оборудованная большими мониторами «видеостена». Аппаратное обеспечение ЦОДД соответствует самым современным требованиям и включает в себя совокупность технических комплексов и подсистем по обеспечению и контролю безопасности дорожного движения.

Во время открытия Центра организации дорожного движения глава Ставрополя Иван Ульянченко подчеркнул, что при внедрении современной интеллектуальной транспортной системы разработчики используют специальные видеокамеры с высоким уровнем разрешения. Сегодня регулирующие дорожное движение в краевой столице «умные устройства» с помощью цветосветовых сигналов, если можно так выразиться, соотносят оборудование с управляющим программным обеспечением. Это позволяет принимать самостоятельные решения исходя из поступающей информации о ситуации на дороге, регулярно внося в нее существенные и нужные корректировки. Также стоит напомнить, что данная система внедряется в жизнь благодаря тому, что на территории Ставрополя активно реализуются мероприятия национального проекта «Безопасные качественные дороги».

 

Им сверху видно все

– Главная цель появления в нашем городе Центра организации дорожного движения заключается в оптимизации автомобильных потоков и в том, чтобы жители и гости Ставрополя меньше времени теряли в пробках, – подчеркивает Денис Дергачев, директор муниципального бюджетного учреждения «Транссигнал», в структуру которого и входит ЦОДД. – Этот участок нашей организации также обеспечивает деятельность городских платных парковок, которых в ведении центра всего шесть: пять закрытого типа и одна безбарьерная. В настоящий момент происходит модернизация парковочных пространств в центральной части Ставрополя, а именно: полностью меняется сервисное оборудование, которое позволит автомобилистам въезжать на стоянку без использования специальных карт. Камеры будут фиксировать въезд машины по номеру транспортного средства, а при выезде из парковки автоматически будет сообщено, сколько необходимо заплатить. Также установлены современные терминалы оплаты, которые принимают все виды карт.

МБУ «Транссигнал» обеспечивает работу 202 светофорных объектов, из которых 58 входят в интеллектуальную транспортную систему Ставрополя. Кроме того, организация занимается обслуживанием трех динамических информационных табло, которыми оборудованы въезды в город по проезду Чапаевскому, улице Доваторцев и Старомарьевскому шоссе. Они информируют прибывающих в столицу края водителей о метеорологической и дорожной обстановке, а также содержат электронные знаки рекомендуемой скорости и служат для демонстрации социальных видеороликов. Еще в одной зоне въезда в региональный центр на проспекте Кулакова также есть информационный щит, но подведомствен он краевому ЦОДДу.

Мы общались с руководителем «Транссигнала» в том помещении, где находится оборудованная мониторами «видеостена». Впечатления были потрясающими. Казалось, что перед взором открываются если не все, то очень многие проблемные места на перекрестках краевой столицы. Опытные девушки-диспетчеры прекрасно со всем этим справляются, в зависимости от ситуации меняя фазы работы светофоров. Проблемные моменты чаще всего бывают вызваны дорожно-транспортными происшествиями, но случается, что движение перекрывает выпавший из автомобиля груз или, например, упавшее дерево. Этим же сотрудницам поступают и звонки с парковок, обращения в основном связаны с просьбами о помощи, чаще всего с оплатой. Все подобные ситуации, чему автор материала был свидетелем, разрешаются весьма оперативно.

 

Еще не все светофоры «поумнели», но современных комплексов становится все больше

В беседе с Денисом Дергачевым мы обратили внимание на интересный факт: количество сотрудников муниципального бюджетного учреждения в точности совпадает с числом «умных светофоров» в городе – и тех, и других по 58. Собственно же в ЦОДД трудятся 11 человек.

 

«Адаптивные зоны» и «ленты координации»

Если разбирать интеллектуальную транспортную систему в Ставрополе, то надо отметить, что она включает в себя несколько составляющих. Это модули и подсистемы, отвечающие за фиксирование чрезвычайных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. К примеру, если на перекрестке случается авария, то она обязательно автоматически документируется на видео. В краевой столице работает порядка десяти «адаптивных зон», которые разгружают направления движения транспорта на перекрестках, прибавляя или убавляя количество секунд работы светофоров в зависимости от нагрузки. Изменение режима может происходить каждые пять минут автоматически. Такие зоны, естественно, расположены на самых проблемных участках города: в районе улиц Пушкина – Лермонтова – Артема, в квадрате улиц Доваторцев – Шпаковской – 50 лет ВЛКСМ – Тухачевского, а также на перекрестках Доваторцев – Лермонтова, Доваторцев – Приозерный, Западный обход – Российский проспект и улица Чапаева – Чапаевский проезд.

Две так называемые «ленты координации» на улице Доваторцев и проспекте Кулакова работают в утренние часы, которые специалисты называют периодом «трудовой миграции». С помощью «лент координации» создается «зеленый коридор» для автомобилей, въезжающих в Ставрополь, а вечером – для выезжающих. Как подчеркивает Денис Дергачев, пропускная способность магистралей региональной столицы с момента запуска интеллектуальной транспортной системы увеличилась на 21 %, что является очень хорошим показателем. Если говорить о создании новых «лент координации», то это в Ставрополе пока может произойти только на улицах Лермонтова и, возможно, Мира.

А вот что касается «адаптивных зон», то здесь есть перспективы. Только после создания такой системы на улице Пушкина пропускная способность там увеличилась на 200 машин. На первый взгляд, вроде и немного, но, как говорится, «вода камень точит».

При качественно работающей в Ставрополе системе видеокамер на перекрестках специалисты ЦОДД в режиме реального времени отслеживают нестандартные ситуации на проезжей части и незамедлительно сообщают о них сотрудникам ГИБДД. Это позволяет автоинспекторам оперативно оказываться на местах дорожно-транспортных происшествий или внезапного отключения светофорных объектов. С дорожно-патрульной службой у центра налажена четкая связь.

Еще один важный факт – на перекрестках краевой столицы, находящихся в зоне интеллектуальной транспортной системы, есть возможность создавать по шесть-семь «суточных планов» для разного времени, которые в течение 15-30 минут способны изменяться, максимально улучшая трафик. На некоторых пересечениях улиц в вечерние часы и вовсе происходит разделение автомобильных потоков, что приводит к заметному снижению аварийности.

 

Перспективы вдохновляют

Подразделение муниципального бюджетного учреждения «Транссигнал» Центр организации дорожного движения выполняет очень нужную и важную работу и для автомобилистов, и для пассажиров, и для пешеходов. У ЦОДД находятся под контролем все ключевые артерии краевой столицы, а налаженное взаимодействие с ГАИ позволяет патрульным экипажам максимально быстро заняться разрешением возникающих чрезвычайных ситуаций. Конечно, проблема пробок в Ставрополе весьма непростая, и решать ее необходимо комплексно. В то же время очевидно, что интеллектуальная транспортная система краевой столицы и Центр организации дорожного движения, как важная ее составляющая, уже играют в этом процессе очень серьезную роль, которая в перспективе будет только возрастать.

 

 

Наша справка:

Организацией дорожного движения в Ставрополе занимается муниципальное бюджетное учреждение «Транссигнал». Здесь воплощают в жизнь комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, направленных на обеспечение безопасности. В частности, в «Транссигнале» производят и устанавливают дорожные знаки из оцинкованного металла, листового алюминия, пластика и композита со светоотражающей пленкой различных типов. Также в компетенции учреждения находится нанесение дорожной разметки. Так называются линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильной дороги, искусственных сооружениях и элементах обустройства, информирующие участников дорожного движения о его условиях и режимах на том или ином участке. Еще одна важная функция – установка светофорных объектов на перекрестках. Светофоры служат для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.

Олег ЧЕСНОКОВ.

Фото автора

 

Читайте также

Пирог для мамы 

Нужно ли говорить, насколько важную роль мама играет в судьбе своего ребенка? Кажется, что об этом все сказано сотни раз. Однако новые книги о материнстве продолжают издаваться, а как известно - спрос рождает предложение…

24 ноября

Ретроточка в историческом центре Ставрополя

В рамках проектной работы был создан сайт «Ретроточка «Воронцовская роща». В нём уже представлена вся информация о проекте, о предстоящих событиях, которые планируются для его дальнейшего развития. И стоит отметить, что на сегодняшний день участники «Воронцовской рощи» готовы поделиться перспективными планами. Так, в парке планируют установить «читательскую беседку», рядом с которой будут проходить интеллектуальные игры, квесты. Уже зимой, в 2025 году, в стенах библиотеки начнутся первые мероприятия в рамках лектория, посвященные истории Ставропольского края и самой рощи. В летний период эту деятельность перенесут на открытую территорию, то есть в парк.

22 ноября

Две матери

Всей семьей, вшестером - свекровь, невестка и дети, около трех лет назад после трагических событий в их общей судьбе перебрались с востока края в Ставрополь и поселились в уютной квартире, о которой еще при жизни позаботился их родной Алексей. Молодой мужчина успел в своей жизни всё. Добротный дом в станице Курской мужчина достроил, деревья посадил, и очень много. Как говорит его супруга Алина, когда подросли младшие дети, задумывались даже о пятом малыше.

22 ноября

Для Победы нам нужно единство

Конечно, очень хотелось домой, поскорее обнять родных: мать, сестричек, отца, который тоже дожил, довоевал до Победы!.. Но встречи с семьей Ростиславу пришлось ждать еще долгих пять лет.  До 1950 года он служил в Австрии на военном аэродроме. А потом вернулся домой и поступил в фармацевтический институт. Самую мирную профессию выбрал фронтовик. Через пять лет Ростислав Горлов вместе с женой Светланой переехал в Ставрополь и в течение 30 лет работал заведующим аптекой № 102. Супруги вырастили дочь, двоих внуков. Правнуков у Ростислава Александровича тоже двое. Хорошая достойная жизнь.

22 ноября