В зоне СВО работает военный корреспондент Денис Белоусов, ставрополец, окончивший в краевом центре военный институт. По воле судьбы он оказался на севере нашей огромной страны, где и трудится сейчас в окружной газете Северного флота «На страже Заполярья».
В командировках в зону специальной военной операции Денису не раз приходилось встречаться со ставропольскими десантниками, делить с ними кров и хлеб. Представляем вашему вниманию серию материалов военкора о мужестве и доблести бойцов 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка.
ПОДВИГИ СТАВРОПОЛЬСКИХ ШТУРМОВИКОВ СТАЛИ ПРИМЕРОМ ДЛЯ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ ПАТРИОТОВ
Практически еженедельно с Запорожского направления специальной военной операции приходят сухие сводки о решительных действиях 247-го гвардейского десантно-штурмового полка группировки войск «Днепр», в результате которых от националистов был освобождён очередной населённый пункт. Но за этими скупыми строками стоит не только красивая картинка, на которой десантники водружают российские флаги на одну из освобождённых «высоток», а сложнейшее планирование, изнурительные тренировки, пот, кровь, беспримерные мужество и героизм штурмовиков.
Ярким примером такой окопной сермяжной правды является и освобождение расположенного на левом берегу бывшего Каховского водохранилища населённого пункта Степногорск.
При штурме города, который являлся одним из опорных пунктов обороны ВСУ и имеет важное тактическое значение для Ореховского направления, профессиональными и самоотверженными действиями отметились ставропольские десантники – рядовой Александр Л. с позывным «Хасан» и рядовой Анатолий М. с позывным «Монах».
За несколько дней до предстоящего штурма подразделение десантников заняло позиции на территории садового товарищества, расположенного в нескольких километрах от посёлка.
Путь к победе
В утренних сумерках при сопровождении наших беспилотников штурмовики выдвинулись на боевую задачу. Их многочасовой путь к городу лежал через лесной массив, заканчивающийся открытым участком местности. Десантники в полном снаряжении, соблюдая маскировку, шли в одиночном порядке.
«Хасан» пробирался сквозь колючие ветви лесополосы по скользкой грязи, которая, налипая на берцы, делала их неподъёмными и существенно затрудняла движение. Вдруг позади в утренней тишине раздался глухой взрыв. Остановившись, рядовой стал прислушиваться, чтобы понять, что же произошло. Вдалеке он услышал голос товарища, следовавшего прямо за ним, и, сбросив с плеч тактический рюкзак, побежал к месту взрыва.


Десантнику, подорвавшемуся на «маркере», другой штурмовик уже начал оказывать первую помощь. Александр в этот момент увидел в небе приближающийся к ним тяжёлый мультироторный беспилотник «Баба-яга». Подлетев к краю лесополосы, гексакоптер завис в поисках цели для сброса противотанковой мины.
Не теряя ни секунды, «Хасан» снял автомат с предохранителя, отработанным движением щёлкнул затвором, дослав патрон в патронник, прицелился и тут же выпустил в сторону дрона короткую очередь. «Трассеры» разрезали утреннюю мглу и насквозь «прошили» беспилотник. Вырывающиеся из корпуса повреждённого аккумулятора языки пламени охватили весь гексакоптер, который тут же рухнул на землю.
Подойдя к товарищам, рядовой по рации доложил о произошедшем командованию и получил приказ: оставить раненого под наблюдением второго десантника, оказавшего ему первую помощь, до прибытия эвакуационной группы, а самому продолжить движение в точку сбора.
Тёплые гильзы у холодных тел
Около одного из домов на окраине Степногорска военнослужащего встретил рядовой Анатолий М., прибывший туда парой часов ранее. Занявшая позиции в одном из подъездов группа уже готовилась к штурму.
«Хасан» и «Монах» выбрали точки для наблюдения за обстановкой на последнем этаже здания.
– На нарисованном от руки плане двора мы для себя отмечали объекты, которые можно будет использовать в качестве укрытий, подъезды, в которых засели боевики, и маршруты движения вражеских «птиц», обеспечивающих противника «посылками», – вспоминает Анатолий. – Дроны сбрасывали сумки, обмотанные синим скотчем, и тут же из подъезда выбегали военнослужащие ВСУ, которые их забирали. Всю информацию мы по радиосвязи передавали командованию.
«Птичники» Ставропольского полка ВДВ дронами доставили штурмовикам компоненты для подрывных устройств. Десантники умело, как опытные сапёры, снарядили рюкзаки противотанковыми минами и зарядами тротила.
– Нас обучали основам сапёрного дела. Каждый штурмовик обязан уметь обращаться со взрывчаткой, так как при штурме опорных пунктов или «населёнников» зачастую приходится уничтожать укрытия противника при помощи мощного взрыва, – поясняет «Хасан». – Важно не только аккуратно собрать сам «рюкзак», но ещё необходимо правильно подобрать длину огнепроводного шнура – от этого будет зависеть точность срабатывания взрывного устройства и безопасность самого штурмовика.
Получив команду на штурм, «двойка» выдвинулась на задание. Им необходимо было «зачистить» подъезд одного из домов, находившихся в ста метрах от их укрытия. Выбежав из занимаемого подъезда, штурмовики успели преодолеть большую часть дистанции, когда со второго этажа здания по ним открыли огонь боевики. Десантники укрылись от «свинцового дождя» за стеной трансформаторной будки и приняли стрелковый бой. Рядовой Анатолий передал координаты вражеской засады командиру и продолжил ведение огня. Спустя считаные минуты над головами наших штурмовиков пролетел дрон-камикадзе и точным ударом в оконный проём подавил огневую точку противника.
Под прикрытием товарища «Монах» тут же рванул к подъезду. Когда он уже подбегал к входу в здание, по нему снова открыли огонь боевики. Одна из пуль навылет ранила рядового в руку. Пока «Хасан» уничтожал националистов очередями из автомата, Анатолий забежал в подъезд и, сидя на бетонном полу, сам оказал себе первую помощь. Очередной меткий выстрел Александра сразил наповал ещё одного замешкавшегося стрелка в окне, и перестрелка сразу же прекратилась.
«Хасан» бегом преодолел оставшуюся до многоэтажки дистанцию и буквально влетел в подъезд к напарнику. Вдвоём они приступили к зачистке дома.
Обошли все этажи, но противника там уже не обнаружили. О его недавнем «господстве» здесь напоминали разве что тела ликвидированных боевиков на лестничной клетке с прилегающими к ней маршами и целые горы отстрелянных, ещё тёплых пулемётных гильз.
Заняв оборону у входа в одну из квартир на первом этаже, штурмовики разделили на двоих небольшую пластиковую бутылку воды. Выждав в течение десяти минут возможную контратаку и немного отойдя от горячки боя, десантники доложили об успешном занятии дома.
И снова в бой
В хрипящем радиоэфире группа сразу же получила следующую боевую задачу: подорвать подъезд высотки в соседнем дворе. Дождавшись беспилотника, который скинул им боекомплект, «двойка» снова выдвинулась на штурм.
Забежав во двор штурмуемого здания, в котором находилась группа боевиков, десантники заняли позицию в доме напротив. «Монах» прикрывал «Хасана», в то время как Александр короткими перебежками добрался до угла соседнего дома незамеченным. Пробравшись вдоль стены здания к третьему подъезду, «Хасан» поджёг бикфордов шнур и сбросил рюкзак в вентиляционное отверстие подвала.
Не оглядываясь, рядовой Александр побежал к углу дома, и, когда до спасительного укрытия оставалось уже не более пяти метров, раздалась автоматная очередь. От полученного по касательной ранения в ногу «Хасан» споткнулся и всем корпусом навалился на стену. Оттолкнувшись от нее, он сумел сделать ещё пару шагов и упасть за угол. Не успел рядовой достать из подсумка жгут, как прогремел оглушительный взрыв, и железобетонная лавина утащила вниз за собой прятавшихся в подъезде националистов.
Жгут Эсмарха предательски скользил в окровавленных руках десантника, но благодаря многочасовым занятиям по тактической медицине «Хасан» всё же смог остановить кровотечение, сделать себе инъекцию «обезбола» и наложить на место ранения бандаж.
Навстречу Александру в тот момент уже выбежал «Монах», который помог ему добраться до укрытия. После этого штурмовики получили команду «откатиться» в точку сбора, где им обоим была оказана медицинская помощь.
Рядовые Александр Л. и Анатолий М. за мужество, проявленное при выполнении боевых задач, и заслуги при освобождении Степногорска представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации. А героизм воинов-десантников, которые в очередной раз доказали, что со многими боевыми задачами не справится никто, кроме них, достоин стать примером для воспитания будущих защитников нашей Родины.
Из зоны спецоперации, Денис БЕЛОУСОВ

