Рисковать и добиваться победы – призвание российских штурмовиков
Подразделения 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка группировки войск «Днепр», продвигаясь на Запорожском направлении на север, 27 декабря 2025 года полностью овладели посёлком городского типа Степногорск, при этом изрядно проредив боевые порядки противника в живой силе и военной технике. Особую роль в освобождении населённого пункта сыграли штурмовики и подразделения беспилотных систем ставропольских десантников в тесном взаимодействии и при поддержке артиллерийских расчётов, всего за несколько суток зачистив посёлок от националистов.
В ходе этой хорошо спланированной операции подразделения ВДВ самоотверженностью, мужеством и гцероизмом отметились десятки десантников гвардейского полка, среди которых нельзя не отметить заслуги бесстрашного штурмовика ефрейтора Никиты К. с позывным «Пальма».
Сам Никита родом из Красноярского края. Там же он окончил 11 классов средней общеобразовательной школы и после этого трудился разнорабочим на стройке. Многие друзья и знакомые «Пальмы» к тому времени уже заключили контракты с Минобороны России и встали на защиту страны с оружием в руках. Их примеру в скором времени последовал и Никита. Обратившись в военный комиссариат по месту жительства, он сообщил о своём желании поступить на военную службу в подразделения Воздушно-десантных войск, принимающих непосредственное участие в специальной военной операции.
Боевое крещение «Пальмы»
Пройдя соответствующую подготовку под руководством опытных инструкторов-десантников, «Пальма» стал штурмовиком и в составе подразделения отправился выполнять боевые задачи на Запорожском направлении. Освобождение Степногорска стало для десантника дебютом, до этого в реальной штурмовой операции участвовать ему не доводилось.
В одиночном порядке, под покровом ночи десантники зашли на окраину населённого пункта, где в одном из подъездов многоэтажки, разделившись на малые штурмовые группы – «двойки» и «тройки», вели наблюдение за соседними зданиями и ждали приказ командования на штурм.
На рассвете «Пальма» получил боевую задачу: вместе с напарником выдвинуться к одному из высотных домов, в котором, по данным разведки, обнаружено скопление боевиков, и зачистить его. Просто обрушить подъезд, занимаемый националистами, подорвав его «рюкзаком» (так штурмовики называют противотанковую мину с прикреплённым к ней зарядом пластита, помещённую для удобства забрасывания в рюкзак или сумку), в этот раз было нельзя, так как эта позиция оказалась крайне важна для ведения радиоэлектронной разведки, корректировки артиллерии и в случае необходимости – наведения авиации.
Штурмовая «двойка», ещё раз обсудив план действий по захвату, проверила готовность оружия, раций и экипировки и выдвинулась на боевое задание.
В сумерках короткими перебежками «Пальма» с напарником добрались до нужного дома. Входная дверь в подъезд отсутствовала. Никита осмотрел вход на наличие «растяжек» и шагнул внутрь. В это время второй номер держал под прицелом сектор позади него. Тихо, не издав ни звука, группа поднялась на лестничную площадку первого этажа и приступила к зачистке квартир.
Под прикрытием товарища, стоя на одном колене, «Пальма» из-за угла осмотрел прихожую и, поднявшись на ноги, вошёл в квартиру. Осмотрев все комнаты, «двойка» не обнаружила в них противника.
– Когда мы вышли из квартиры, на лестничной площадке услышали доносившуюся с верхних этажей украинскую мову. Выждав несколько минут, мы приступили к осмотру соседних квартир. Они тоже оказались пустыми, – вспоминает ефрейтор. – После чего практически на цыпочках, стараясь не шуметь, прикрывая друг друга, поднялись в квартиры на втором этаже, но и в них боевиков мы также не обнаружили.
Десантники поднялись на третий этаж, и вот там, в ближайшей к лестничному маршу квартире, они выявили группу ещё дремлющих националистов, которые, даже не успев осознать, что в квартире находятся российские десантники, были уничтожены.
Так же спокойно, без суеты, словно во время тренировки на учебном полигоне под руководством инструктора, штурмовая «двойка» зачистила остальные этажи и доложила по радиосвязи о занятии подъезда. Командование подразделения приказало десантникам закрепиться и удерживать позицию до прибытия туда наводчиков и военнослужащих радиотехнической разведки.
Продолжая крушить врага
Буквально через десять минут во дворе дома показалась группа десантников с необходимым разведоборудованием, бойцы бегом под обстрелом боевиков продвигались к «отбитому» у противника зданию. Встретив товарищей, «Пальма» с напарником получили приказ «откатиться» в точку сбора.
После недолгого отдыха «на базе» и пополнения боекомплекта Никите поставили задачу подорвать один из подъездов, в котором боевики оборудовали «опорник» и плотным огнём затрудняли продвижение десантников в глубь микрорайона. Снарядив рюкзак «тэмкой» и зарядом тротила, «Пальма» отправился на штурм.

Добежав до занимаемой националистами многоэтажки, он, пригнувшись, стал пробираться к нужному подъезду вдоль стены здания. Такую «пробежку» с несколькими килограммами взрывчатки за спиной можно сравнить разве что с гонкой с самой смертью – неосторожное обращение или попадание в рюкзак осколка или пули тут же могло привести к неминуемой трагедии. По мере приближения к подвалу на спину и голову Никиты всё интенсивнее сыпались крошки кирпича и бетона. Они откалывались от стены здания в результате огневого воздействия группы прикрытия десантника на верхние этажи, занятые военнослужащими ВСУ.
Не теряя ни секунды, «Пальма» скинул рюкзак с плеч, поджёг огнепроводный шнур зажигалкой и что было сил швырнул его в глубь подвала. Разгорающийся во тьме фитиль начал для боевиков обратный, тридцатисекундный отсчёт.
Никита что было мочи рванул через двор к стоящему напротив зданию школы. Штурмовик, с трудом уворачиваясь от пуль противника, которые пронзали землю в считаных метрах от него, забежал в помещение. В тот же миг в коридор влетел и взорвался, врезавшись в стену, дрон-камикадзе, преследовавший десантника во время «марш-броска». Тут же, на улице, прогремел и второй оглушительный взрыв, который обрушил целый подъезд с боевиками, похоронив их под тоннами кирпича и бетона.
– Я бежал не оглядываясь, глядя в одну точку – на запасной вход в школу, – вспоминает «Пальма». – И даже не слышал, что за мной гонится «эфпивиха», а понял это, только когда она уже залетела в школу вслед за мной. Меня спасло то, что оператор дрона промахнулся или потерял управление беспилотником, за что-то зацепившись.
Связать жизнь с ВДВ
О том, что в результате атаки дрона он всё же получил осколочные ранения, десантник узнал уже вернувшись к товарищам в точку сбора. Но и на этом освобождение Степногорска для «Пальмы» не закончилось. Обработав раны, штурмовик ещё девять раз с риском для жизни выходил на подрывы «укрепов» националистов.
Для Никиты первый в его жизни штурм стал крайне результативным. Только в этом боестолкновении на счету «Пальмы»
10 подрывов многоэтажек и 28 ликвидированных боевиков киевского режима.
Командование гвардейского полка высоко оценило его мужество, проявленное при выполнении боевых заданий и заслуги при освобождении населённого пункта, представив его к награждению государственной наградой Российской Федерации.
Сам же Никита для себя твёрдо решил после окончания спец-операции поступить в высшее учебное заведение ВДВ Минобороны России и продолжить службу в легендарном подразделении ставропольских десантников уже в офицерском звании.
Из зоны спецоперации, Денис Белоусов

