Первый русский импрессионист | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Константин Коровин. Жаркий день под Москвой
Первый русский импрессионист

Первый русский импрессионист

11 февраля
16:09

К 165-летию со дня рождения художника, сценографа Константина Коровина

В наступившем году исполняется 150 лет Союзу театральных деятелей России – старейшему в нашей стране творческому содружеству, основанному в 1876-м как «Общество взаимного вспоможения русских артистов».

Юбилейный год сопровождается множеством масштабных культурных мероприятий во всех регионах. Рубрика «Живописные истории» Ставропольского краевого музея изобразительных искусств тоже будет посвящена этой славной дате российской культуры. В музейной коллекции хранятся работы отечественных живописцев XIX–ХХI веков, творчество которых в разные периоды жизни было связано с драматическими и музыкальными театрами России, Европы и в том числе – с театрами Северного Кавказа: Пятигорским театром оперетты и Ставропольским академическим театром драмы имени М.Ю. Лермонтова.

Театральные страницы «Живописных историй» откроет рассказ о первом русском художнике-импрессионисте, сценографе-новаторе, педагоге, члене легендарных объединений «Мир Искусства» и «Союз русских художников», абрамцевского кружка – Константине Алексеевиче Коровине (1861–1939). В этом году исполнится 165 лет со дня его рождения.

Будущий живописец родился в Москве, в старообрядческой семье с дворянскими корнями. Жил, учился и работал в России, был удостоен серебряных медалей Российской академии художеств, успешно писал пейзажи и жанровые картины, сотрудничал с театрами. В годы Первой мировой войны он работал в штабе Русской армии, позднее, в послереволюционные годы, создавал агитационные плакаты, преподавал в училищах, а завершил свой жизненный путь в парижской эмиграции. И Россия, и Франция считают творчество этого художника своим достоянием.

Константин Алексеевич – один из самых лучших в мире художников-импрессионистов, неслучайно в своё время на родине импрессионизма – во Франции, он был удостоен ордена Почётного легиона. Яркий представитель новаторской школы в русском искусстве, мастер монументального жанра, архитектор, театральный художник и декоратор, создавший незабываемые образы театральных постановок, писатель, чьи воспоминания стали подлинным документом эпохи. Список достоинств этой личности можно продолжать очень долго, ведь, по свидетельствам современников, «он обладал удивительной личностной харизмой, всеми мыслимыми и немыслимыми талантами и во всем добивался успеха!».

В эпоху Серебряного века Константин Коровин был одной из самых ярких фигур  в сфере живописи и театральной сценографии.

Его полотна выставлены в Третьяковской галерее, в Государственном  Русском музее, в Лувре и других музеях  и галереях России и зарубежья.

В середине 1880-х годов под обаяние Коровина попал миллионер Савва Иванович Мамонтов, а Константин Алексеевич стал членом знаменитого абрамцевского кружка. В усадьбе Мамонтова Абрамцево творили Василий Поленов, Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы (картина Аполлинария Васнецова сегодня представлена в залах «Золотой коллекции» Ставропольского музея изобразительных искусств), Михаил Нестеров, Валентин Серов, Василий Суриков, Исаак Левитан.  В керамической мастерской Абрамцева родились великие произведения Михаила Врубеля. Усадьба стала местом, куда приезжали не только художники: там бывали оперный певец Фёдор Шаляпин и известный театральный режиссёр Константин Станиславский, юрист Анатолий Кони, актриса Малого театра Гликерия Федотова, коллекционер Павел Третьяков, сказитель былин Василий Щеголенков, архитекторы Виктор Гартман и Иван Ропет.

Гости Абрамцева участвовали в домашних спектаклях, рисовали, сочиняли, музицировали. Из этих музыкальных постановок родилась идея мамонтовской Частной оперы. За свою эскизную, широкую и воздушную манеру Коровин заслужил от друзей по абрамцевскому кружку прозвище «Моцарт живописи», а Мамонтов пригласил молодого художника поработать в своей Частной опере над постановками «Аиды» и «Снегурочки». Так в жизнь художника вошёл театр.

В 1896 году Константин Коровин оформил целый ряд крупных постановок в Русской частной опере Саввы Мамонтова, среди них – произведения Александра Серова «Рогнеда», Александра Бородина «Князь Игорь» (совместно с Сергеем Малютиным) и «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова (совместно с Аполлинарием Васнецовым). Прообразом усадьбы Лариных, изображённой Коровиным на эскизах декорации к опере Петра Чайковского «Евгений Онегин», стал его дом на даче в Охотино.

Имя Константина Алексеевича – опытного декоратора –  получило широкую известность в России. Его театральные работы стали новаторскими не только в русском, но и в мировом искусстве. Даже в тяжелейшие годы парижской эмиграции оформление спектаклей давало ему возможность продолжать держаться на плаву. Невосполнимой потерей для русского театрального искусства стал пожар, случившийся в 1914 году на театральном складе, который уничтожил почти все созданное художником за долгие годы для театральной сцены! В частных собраниях сохранились его эскизы декораций к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1909 г., картон, гуашь), к балету Адольфа Адана «Корсар» (1911 г., картон, темпера, гуашь), к балету Игоря Стравинского «Жар-птица» (1919) и другие.

В Ставропольском музее изобразительных искусств есть две работы позднего российского периода творчества Константина Коровина: «Охотино. Сентябрь» (1915 г., холст, масло) и «Жаркий день под Москвой» (1921 г., холст, масло). Обе они написаны в стиле импрессионизма.

По словам сестры живописца Василия Поленова – русской художницы, мастера декоративного дизайна, одной из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, одной из основоположников стиля модерн в русском искусстве Елены Поленовой, в конце 1890–х годов Коровин стал задумываться над тем, как сделать, «…чтобы выходила не живопись, а музыка». Художник искал пути наполнения произведения богатым эмоциональным содержанием, стремился добиться музыкальности, поэтичности, романтической взволнованности. Он начал писать в технике импрессионистов, не будучи знакомым с их творчеством. К первым по-настоящему импрессионистским работам Коровина принято относить картины, написанные в 1890-х годах в деревне Жуковке, где располагалась дача Поленовых, с которыми Коровин был дружен. Здесь он много работал над проблемой передачи световоздушной среды. «После знакомства с работами французских мастеров писал, что у них он «нашёл то самое, за что так ругали (его) дома, в Москве». Импрессионисты стремились не столько к точности изображаемого, сколько к передаче впечатления от сию-минутного явления. «Границы объектов при этом стирались, порой казалось бы, до неряшливости. Главным были цвет и свет».

В начале 1897 года у своего друга Саввы Мамонтова Константин Алексеевич приобрёл землю в пустоши Ратухино во Владимирской губернии на берегу реки Нерль. С этого времени небольшая деревня Охотино — так называлось место, где художник обосновался, –  стала его земным раем. Здесь, в окрестностях Охотина, мастером написано около 300 картин, большая часть которых – деревенские пейзажи, ставшие одной из главных тем последующего периода творчества. С 1910-х годов творческий почерк художника изменился: «…он стал работать обобщенно, используя яркие краски и темпераментный фактурный мазок. Лишь на расстоянии цвета сливались в единое, гармоничное целое, выявляя объем и композицию».

Картины охотинского периода – важная часть позднего творчества художника, сохранившая атмосферу любимого им деревенского быта, с образами, часто передающими эмоциональное состояние, а не точность изображаемых предметов. Именно так написана картина «Охотино. Сентябрь» из коллекции нашего музея. Эта сравнительно небольшая работа – словно эскиз, запечатлевший охотинские серые деревянные домишки, сильный порыв ветра – предвестник долгого осеннего ненастья, под напором которого скоро исчезнут яркие жёлтые пятна лепестков одинокого деревца на переднем плане картины. Невольно возникают ассоциации с будущей, полной лишений и невзгод судьбой самого художника после бурных революционных событий 1917-го. Уже в 1918 году жить в Охотине стало небезопасно, семья Коровина переехала в Тверскую губернию, где сначала поселилась на озере Удомля, а затем в Островне Вышневолоцкого уезда в усадьбе Ушаковых. Здесь, в жуткой нищете, при отсутствии продуктов питания и материалов для работы художник пребывал до лета 1921 года. И всё же, картины Коровина 1910-х годов остаются, пожалуй, наиболее жизнерадостными и лиричными, запечатлевшими «коровинскую Россию» и его «землю обетованную» – Охотино.

Картина «Жаркий день под Москвой», написанная за год до отъезда во Францию, стала образом безмятежного отдыха на лоне родной русской природы. Она создана художником в тяжёлый период разрухи перед эмиграцией из Советской России. Данный сюжет – одна из излюбленных тем эпохи романтизма: художник обращается к мотивам природы как к убежищу от жестокой реальности. Тёплый день, окутанный светом, с весёлой чередой ярких цветовых пятен, наполнен покоем – такова мечта автора, уже встревоженного хаосом эпохи.

Выезжая за границу временно, художник так и остался там до конца своих дней. Поселившись в Париже, он жил милыми его сердцу воспоминаниями:

«…хотя я пишу Париж и нахожусь в Париже, душой живу больше в Охотине. Какая природа, леса, речка. Стрекозы летали зеленые, пахло лугом, водой и лесом. Не рай ли это был! А мужики разве были плохие люди? Добрые люди. Ах, как оболгали Россию. Много отнял у меня времени театр. Лучше бы я писал картины. Несказанную поэзию русской природы!».

Константин Алексеевич, которого многие современники считали баловнем судьбы, был настоящим оптимистом вопреки всем выпавшим на его долю испытаниям. Уже находясь в эмиграции, он писал: «В жизни и трудно, и горько, и нужда, и незадача, и неправда живет меж людей. А вот есть Рождество, есть надежда, есть Свет разума. Обойдется все это злое, нечестное, обманное, житейское, низменное. И придет и воссияет правда, воскреснет приязнь и дружба человеческая, смягчится душа человека, и обнимет чувство любви душу, и возлюбят друг друга».

Татьяна ДИЕВА, сотрудник музея, почётный работник культуры СК

 Картина из собрания Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

 

Читайте также

Горжусь тобой, моя Россия!

В конкурсе приняли участие 26 ребят с 1-го по 9-й класс. Перед экспертами стояли задачи определить, соответствует ли теме конкурса выбранное стихотворение, насколько эмоционально и артистично читают произведения. Члены жюри отмечали, что чем старше школьник, тем больше он волнуется, а это мешает выступлению, хотя ребята декламировали громко, отчетливо произнося слова. Конкурсанты исполняли произведения Михаила Ножкина, Кайсына Кулиева, Ольги Берггольц, Владимира Высоцкого, Виктора Бокова, Михаила Исаковского и других авторов.

11 февраля

Депрессия и селфхарм: как внутренняя боль выходит за границы слов

Забота о телесном благополучии теряет смысл, если за стабильными физическими данными душа распадается на атомы. Ментальное здоровье – это не второстепенное дополнение к общему состоянию, а неотъемлемая часть жизнеспособности и социального функционирования. Будьте здоровы и берегите себя и своих близких!

11 февраля

Отважная «двойка»

Выйдя за черту города и передвигаясь по «открытке», «Юрист» и «Скорпион» тащили за собой на ремне волокуши с раненым российским военнослужащим. Сержант периодически отвлекался, проверяя состояние эвакуируемого, и потому, не дойдя до спасительной лесополосы буквально пары сотен метров, наступил на замаскированную мину-маркер. «Скорпион» сразу же подбежал к упавшему от взрыва товарищу, срезал с его повреждённой ноги остаток армейского ботинка, наложил турникет, «обезболил» и перебинтовал стопу.

11 февраля

Помощь и поддержка – на государственном уровне

Помимо личного посещения клиентской службы Отделения СФР по Ставропольскому краю, жители региона могут позвонить на номер единого контакт-центра СФР: 8-800-1-00000-1. Можно написать обращение на сайт фонда или в официальные аккаунты регионального Отделения СФР в соцсетях

11 февраля