Ретроточка «Воронцовская роща»: театральная  история | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Эскиз Владимира Грибачева «Театр Пахалова в Воронцовской роще»
Ретроточка «Воронцовская роща»: театральная  история

Ретроточка «Воронцовская роща»: театральная  история

10 января
16:47

Победившая в прошлом году в конкурсе «Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина Ставропольская краевая научная библиотека имени М.Ю. Лермонтова продолжает реализацию своего проекта.

Напомним, что из поступивших на экспертное рассмотрение заявок победившими были признаны всего 18 проектов. Один из них - создание ретроточки «Воронцовская роща» в Ставрополе. Его важной частью должна стать популяризация богатого исторического прошлого этого знакового для горожан места в самом сердце столицы нашего края.

Благоустроенная территория бывшего Черного леса, названная Воронцовской рощей, к концу XIX века стала одной из самых популярных и посещаемых в губернском Ставрополе. Помимо тенистых в жаркие летние дни аллей и комфортных дорожек для неспешного променада, горожан привлекали и другие примечательные для проведения досуга объекты. Одним из них был летний театр. Таковой в 1898 году во дворе своей усадьбы, примыкающей к Воронцовской роще, по проекту городского архитектора Лазарева построил купец и предприниматель Андрей Митин. В качестве арендатора строения выступил Мартын Пахалов. Его театр пользовался большой популярностью. В то время в губернском городе не было большого разнообразия заведений, где можно было удовлетворить свои эстетические потребности.

По свидетельству краеведов, первое здание летнего театра просуществовало недолго и было утрачено в результате пожара. Усадьба перешла к известному ставропольскому банкиру Макару Попову. С легкой руки мецената и на его средства на месте пепелища было построено новое здание, за которым в городе закрепилось название «Пахаловский театр». Учитывая печальный опыт предшественников, новый хозяин возвел его из кирпича. В окончательно отстроенном в 1911 году театре был вместительный зрительный зал, три яруса лож, большая сцена. С северной стороны устроили прогулочную галерею, которую поддерживали узорные чугунные опоры. Театр располагался в живописном уголке Воронцовской рощи, где были высажены новые каштановые аллеи, разбит сад «Буфф» с цветниками и беседками для отдыха. Отдыхающие любовались фонтаном и скульптурами древнегреческих богов.

С приходом советской власти в Ставрополь тяга горожан к театральному искусству ничуть не изменилась. Теперь уже практически все слои населения могли себе позволить посещать «храм Мельпомены». В 1918 году на весь весенний сезон театр Пахалова арендовала драматическая студия, собранная из местных профессиональных и самодеятельных артистов. Сохранились сведения о том, что труппа поставила новую одноактную пьесу Ильи Сургучева «Женщина», премьера которой состоялась 16 апреля. Публика осталась довольна. Имя драматурга было хорошо известно не только в Ставрополе. Что же касается Пахаловского театра, то на его сцене и раньше шли пьесы Ильи Сургучева «Торговый дом» и «Осенние скрипки».

На смену полупрофессиональным артистам в летнем сезоне в театре Пахалова пришла труппа Бауэра. Актеры представили постановку пьесы Алексея Толстого «Красотка». О спектакле писала местная пресса. «Вещь в общем интересная, хотя и сделанная, очевидно, наспех, как и многие из произведений этого небрежно-талантливого автора», - то ли похвалила, то ли поругала газета «Власть труда».

Пресса также сообщала об открытии городского сада 6 мая. В честь события было заказано 4000 входных билетов, но их, однако, не хватило для всех желающих. Сбор поступил в помощь раненым воинам. Газета отмечала, что в роще наблюдался образцовый порядок.

В 1920-1930-е годы здание бывшего Пахаловского театра использовалось по назначению. На его сцене выступали многочисленные гастролирующие труппы, в том числе именитые театральные коллективы из Москвы и Ленинграда. Строение это просуществовало до 1940-х годов. Но финал «театральной» истории в Воронцовской роще в очередной раз оказался печальным. В дни отступления немецко-фашистских оккупантов из Ставрополя враги взорвали бывший театр Пахалова. А немного позже уцелевшую часть здания уничтожил очередной пожар.

Много позже, в конце XX века, известный ставропольский краевед Герман Беликов, досконально изучивший архивные документы, рассказал, каким был театр Пахалова в его золотую пору. По этому описанию известный график и живописец Владимир Грибачев создал художественную реконструкцию здания. Именно по ней мы и можем теперь представить это здание в городской Воронцовской роще.

 

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

«Дети войны» показывают пример активной гражданской позиции

И, наконец, о работе отделений «Детей войны» в микрорайонах города. Хочу выразить благодарность Татьяне Иннокентьевне Дорофеевой, Ларисе Егоровне Топорищевой, Людмиле Константиновне Кузяковой, Валентине Михайловне Ткаченко, членам совета организации Нине Николаевне Беляевой, Лидии Антоновне Лупандиной и многим другим за их неоценимую помощь в работе на местах.

10 января

Балет «Щелкунчик» в преддверии Нового года в Ставрополе – красиво и волшебно

Только одна исполнительница партии Мари сменила три наряда – бальное платье, потом чудесную ночную рубашку, ведь Щелкунчика она увидела во сне, и, наконец, балетную пачку, в которой главная героиня танцевала сольный танец со своим возлюбленным. Великолепен был и артист в красном мундире с золотыми пуговицами и белых брюках, исполнивший партию Щелкунчика. В спектакле «Нового классического балета» Михаила Михайлова на высоте было все – и кордебалет, и солисты. Ставропольские зрители увидели красивый классический балет, в котором всего хватило – и танцев на пуантах, и красивых фуэте.

10 января

Баскетбольный Краснодар:  огромные пробки и не самое лучшее качество игры

Мы покидали вечерний Краснодар тем же путем по ростовской трассе. То и дело по обочинам дороги в поле нашего зрения оказывались развалы с мандаринами – традиционным новогодним фруктом для россиян и главной «валютой» соседней Абхазии. На первый взгляд, их количества вполне хватит для насыщения миллионного населения столицы Кубани. А на трассе образовывалась очередная многокилометровая пробка, и это вечером в воскресенье. Что ж, до свидания, Краснодар! Здесь хорошо, но дома все-таки лучше.

10 января

Не знаешь - молчи, знаешь - помалкивай

Жизнь не преподносит нам каких-либо истин готовыми – берите и пользуйтесь. Ведь недаром человеческое сознание соткано из невероятного числа абсолютно противоречивых представлений об одних и тех же обстоятельствах или действиях.

10 января