Когда на большей территории нашей страны наступило раннее утро 11 марта, в США был поздний вечер предыдущего дня. Именно в это время в театре «Долби» заканчивалась 96-я церемония вручения наград Американской академии кинематографических искусств и наук. Это мероприятие принято во всем мире называть «Оскар».
Расклады перед вручением
К сожалению, все индивидуальные престижные награды в современном мире перестали быть аполитичными или логичными. Даже Нобелевская премия – больше элемент пропаганды, чем признание заслуг ученых. «Оскар» же давно стал таковым, так как искусство всегда являлось оружием, через которое можно вложить в головы людей любой смысл. С каждым годом награда становилась только хуже и хуже. Ее уже вручали не за искусство, а за признание той или иной позиции.
Однако начало 2024 года подарило миру надежду. Был объявлен список номинантов на соискание главных призов премии. И – чудо! – все фильмы и актеры действительно заслуживали нахождения в этом почетном реестре. «Оппенгеймер», «Барби», «Бедные-несчастные», «Убийца цветочной луны» и т. д. в прошлом году произвели фурор, войдя в клуб «элитной кинематографии». А посмотрите на список актеров, которые боролись за лучшую мужскую роль второго плана. Де Ниро, Дауни-младший, Гослинг, Руффало, Браун. Каждый из них мог завоевать «Оскар», и никто бы не сказал, что награду вручили не тому человеку.
Сама церемония действительно практически оправдала все надежды на признание побед в искусстве. Были, конечно, и свои минусы, но о них чуть позже. Сначала о шедеврах. Точнее сказать, о шедевре.
Авторское кино живо!
Немного из истории кино. Вселенная комиксов «Марвел» изменила индустрию кардинально. Популярностью стали пользоваться фильмы крупных компаний, которые задавали тренд. Все меньше режиссеров старались создавать авторское кино, ведь оно практически обречено на успех в прокате. А пандемия коронавируса и вовсе почти похоронила такое явление. Людям, которые не выходили из своей квартиры, кино начали преподносить стриминговые компании. Сначала они закупали картины у режиссеров, после чего сами стали создавать продукт. Ярким примером является сериал «Слово пацана». Такой подход выгоден многим представителям кинобизнеса. Создателям картины не нужно думать о продвижении своей работы. Стриминговые фирмы доводят сами все до конечного пользователя, минуя множество игроков рынка, тем самым увеличивая свою прибыль. Кроме того, онлайн-сервисы дают возможность увидеть кино большему числу зрителей, чем кинотеатры, при этом не выходя из дома. Поэтому неудивительно, что даже компания Apple создала свою стриминговую площадку, которая уже подарила «Убийц цветущей луны» от великого Скорсезе, который пригласил на ключевые мужские роли Ди Каприо и Де Ниро. Картина получила 10 номинаций на «Оскар»!
В таком векторе развития рынка тяжело живется кинотеатрам, которых, по сути, выкинули из «пищевой цепочки». Им просто необходимо, чтобы кто-то бросил вызов франшизам и стриминговым компаниям, опять завлекая зрителей в кинозалы. Возглавил контрреволюционное движение Кристофер Нолан. Его «Оппенгеймер» кинотеатры ждали с нетерпением. И не зря. Режиссер показал, что авторское кино живо и с ним нужно считаться!
Разрушитель миров
«Оппенгеймер» на «Оскаре-2024» получил 13 номинаций, забрав в итоге семь статуэток: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший режиссер», «Лучшая оригинальная музыка», «Лучшая операторская работа» и «Лучший монтаж». Феноменальный результат, особенно при такой конкуренции. Причем Нолан, выбрав специфичный жанр байопика и трехчасовой формат, для многих похоронил все шансы на успех картины. Но все эти минусы режиссер перевел в плюсы, раскрыв свой потенциал.
Чем же так велик фильм? Постараюсь ответить на этот вопрос. Сначала обратимся к самому главному показателю успеха любой картины – кассовому сбору. «Оппенгеймер» собрал около 1 млрд долларов, не выходя на российский рынок из-за политических санкций. Зная любовь русского зрителя к Нолану, картина могла собрать еще сотню миллионов долларов. Для байопика даже полмиллиарда сборов считается колоссальным успехом. Здесь же сумма увеличена вдвое.
Все дело в том, что Нолан снял не привычный для всех байопик. В картине режиссер применил весь свой опыт других работ. В «Оппенгеймере» каждая деталь играет роль, которая помогает выстроить понимание у зрителя в заочном противостоянии.
По сути, мы видим два фильма в одном. В цветных моментах картины нам рассказывается судьба Роберта Оппенгеймера, а в черно-белых тонах повествуется о переживаниях Льюиса Штраусса. Сам Нолан в интервью рассказывал, что он изобразил борьбу Моцарта и Сальери, в которой никто не выигрывает. Как и в известной истории музыкантов, конфликт в научном мире случился из-за зависти и обиды. Штрауссу не понравилось, что на одном из важных заседаний Оппенгеймер остро подшутил над ним. Однако они оба не могут существовать друг без друга. Нолан сделал их двойниками, у которых судьбы решались в кабинетных заседаниях, больше напоминавших суд. Оппенгеймер пытался сохранить свое положение в атомной программе, чтобы сделать атом мирным, а Штраусс стремился занять руководящие должности США.
Нолан разделил картину на два фильма не только цветом, но и сюжетными ходами. Мир Оппенгеймера показывается субъективным, именно поэтому сценарий для этой части работы написан от первого лица. В итоге получаются импрессивные образы в сознании героя. У Штраусса же все происходит объективно и четко. Здесь во главу угла поставлена судебная драма, снятая в строгой операторской работе. Не менее важна в фильме и музыка. В сюжетных линиях про отца атомной бомбы не умолкают взволнованные ритмы, американского политического деятеля сопровождает спокойная мелодия.
В фильме лишь раз наступает полная тишина – когда происходит взрыв атомной бомбы при испытании. Это самый сильный момент картины, ему Нолан уделил особое внимание. Беззвучие лишь усиливает страх оружия, которое было создано. Также режиссер намеренно ломает все жанровые представления, показывая взрыв со стороны нескольких героев, нарушая тем самым хронологическую последовательность. Нолан применяет такую тактику не впервой. Он любит играть со временем, переходя без конца по хронологическим линиям. В «Оппенгеймере» ему в этом помогают диалоги, которые не только раскрывают персонажей, но и являются монтажными фразами, позволяя соединять разные временные петли. В наиболее сложных диалогах Нолан прибегает к помощи визуальных эффектов и аллегорий, которые помогают зрителю понять сложные физические понятия. А крупные и средние планы, показанные в IMAX-кинотеатрах, позволяют полностью вовлечь человека в фильм, раскрывая переживания героев.
В итоге получается нескучный трехчасовой фильм, который не приводит к ответам. Зритель сам должен выбрать ту или иную сторону. Почти все значимые работы Нолана примерно всегда так и заканчивались. В трилогии «Бэтмен» непонятно, выжил ли Брюс Бенер или нет. В кинокартине «Начало» мы так и не узнали, проснулся герой Ди Каприо или нет. «Интерстеллар» и «Довод» вовсе разрушили все временные реалии.
Актерские перевоплощения
Важной составляющей успеха «Оппенгеймера» также стал актерский состав картины. Киллиан Мерфи, Роберт Дауни-мл., Флоренс Пью, Эмили Блант и др. проделали феноменальную работу. А Мэтт Дэймон и вовсе нарушил свой творческий перерыв, потому что ему позвонил Нолан. Мы с вами остановимся на тех актерах, которые в итоге взяли «Оскар».
Киллиан Мерфи получил статуэтку за лучшую мужскую роль. Более заслуженного «Оскара» представить сложно. Причем здесь не повторяется ситуация с Ди Каприо, когда ему вручили награду за то, что он давно должен был держать ее в руках. У Мерфи все по-другому. Эта роль лучшая в его карьере. Да, Киллиан потрясающе сыграл в «Острых козырьках», но в «Оппенгеймере» он вышел на атомный уровень. Актер специально сел на диету, на площадке питался только миндалем, чтобы полностью стать Оппенгеймером. Тут, наверное, повлиял и отказ Мерфи от главной роли в «Интерстелларе», за что Киллиан себя сильно винил. Чтобы исправить ошибку, в новом фильме актер старался изо всех сил. Ему удалось показать переход от эксцентричного ученого до мученика своего деяния. Мерфи изобразил нового Прометея, давшего людям огонь, который те стали использовать не в добрых намерениях. Роберт Оппенгеймер не говорил публично ни разу, что переживает по поводу создания атомной бомбы. Нолан не стал нарушать историческую правду, а Мерфи с помощью тусклых глаз, сдержанных движений и языка тела изобразил все терзания персонажа.
Не менее прекрасно исполнил свою роль Роберт Дауни-младший. У него была задача сложнее. Весь мир знает, что он Железный человек. Актер, уйдя из комиксов, наткнулся на мнение, что ему суждено быть только Тони Старком или Шерлоком Холмсом, причем разницы между персонажами практически нет. Льюис Штраусс – полный антипод этим героям. И Роберт Дауни-младший великолепно показал все его обиды, злобу и тайные игры по отношению к Оппенгеймеру. Актер сумел сказать всему миру, что он может играть не только ярких филантропов, но и хитрых политических деятелей, которые готовы идти по головам ради достижения своих целей.
Неожиданности и разочарования
«Оскар» подарил не только радость от «Оппенгеймера». Были и другие эмоции. Так, совершенно неожиданно для меня победу у женщин одержала Эмма Стоун. Для нее награда стала второй в карьере. Актриса великолепно исполнила роль девушки, которой пересадили мозг ее погибшего младенца. Стоун одновременно была в образе взрослевшего ребенка и девушки, которая совершила суицид. Однако я думал, что статуэтку получит Лили Глэдстоун, не потерявшаяся в «Убийцах цветочной луны» среди Де Ниро и Ди Каприо, став тем самым первой чистокровной индианкой – обладательницей «Оскара». Эксперты же решили иначе. Вообще, также неожиданно, что фильм Скорсезе, номинировавшийся на 10 наград, в итоге остался ни с чем. Но, вспоминая конкурентов картины, понимаешь, что в принципе все логично. Вот такой диссонанс.
Главное разочарования «Оскара-2024» – это политический момент. От него никуда не ушли. Лучшим документальным фильмом стала украинская картина «20 дней в Мариуполе». Показывать ужас боевых действий нужно, чтобы не допускать подобных событий в дальнейшем. Но здесь, конечно, режиссер промолчал про обстрелы Донбасса, при которых вот уже 10 лет гибнут мирные люди. Радует, что вручение этой награды вырезали из международной телетрансляции. Огорчает, что российские режиссеры не снимают таких картин, потому что игрокам кинорынка невыгодно транслировать подобные фильмы. Причем за патриотические фильмы на тему спецоперации берутся малоизвестные режиссеры. А когда их именитые товарищи приступают к делу, то получаются несуразные «Крым» и «Крымский мост», которые своими сюжетными ходами и ошибками только наносят имиджевый вред нашей стране.
Фото Американской академии кинематографических искусств и наук - «Оскар», кадр из фильма и Entertainment