Эти слова на стенде о жизни организации инвалидов за два года стали пророческими.
Накануне 1 сентября в городской общественной организации инвалидов готовятся к началу нового учебного года. Пока для обычных детей родители закупают тетради и пеналы, для особых ребят здесь готовят айтрекеры и пэксы. Вопросы получения образования воспитанниками «Вольницы», а также реализацию новых проектов мы обсудили с председателем правления НКО Анной Ковалевой.
Моя мама – лучшая на свете
Организация «Вольница» с 5 октября 2000 года объединяет родителей и детей, молодых людей с инвалидностью, имеющих комплексные тяжелые нарушения здоровья. Среди воспитанников есть детки с умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, ДЦП, синдромом Дауна, слабовидящие. Очень многие не могут говорить.
«Вся деятельность направлена на социализацию наших ребят в обществе. У нас уже четыре года существует группа, куда они приходят, общаются, учатся взаимодействовать друг с другом, играют. Это дети, которых не берут в сад, или в школе они на индивидуальном обучении. А общаться им всё равно нужно и друзей иметь тоже», – отметила Анна Ковалева.
В 2019 году администрация города выделила «Вольнице» большое помещение на улице Морозова на условиях безвозмездной аренды. В захламленном жителями пятиэтажки цокольном этаже не было ни полов, ни электричества, ни дверей. Вывезли восемь КамАЗов мусора. Спонсоры сделали ремонт на 10 млн рублей. Оборудование закупали за счет проектной деятельности. Анна Сергеевна говорит:
«Сейчас нас поддержал Президентский фонд, в июле начался проект «Моя мама – лучшая на свете». Это юридическая, психологическая поддержка родителей детей с инвалидностью. В рамках проекта каждые среду и субботу собирается «Родительский клуб». Финансовый аналитик, которая входит в десятку лучших в стране, учит мам и пап, как планировать бюджет, закрыть все свои кредиты. У многих семей они есть, лечение дорогое, мамы сидят с детками и не могут работать. У кого-то не было квартиры или она стала маленькой, семьи берут ипотеку. Да и нужды у таких родителей другие, нежели чем в обычных семьях».
По гранту мам учат выпекать и расписывать вручную имбирные пряники. Сейчас это очень востребованное направление. Занятия проводит опытный кулинар Наталья Артюхова. «Мы купили хороший пищевой принтер за 80 тысяч, чтобы выполнять большие объемы. Продолжением станут занятия по фотопечати на пряниках, тортах. Все для того, чтобы в перспективе женщины начали свой бизнес, получали заказы. Еще мы учим мам изготавливать бижутерию, профессионально варить мыло, делать свечи из вощины и гелевые. То есть производить сувенирную продукцию, чтобы можно было зарабатывать. С ребятами сделаем сотню акриловых брелоков и значков ко Дню рождения Ставрополя», – сообщила Анна Сергеевна.
На занятия приходят только мамы. Как пояснила собеседница, папы на работе, на них в семье лежит много всего. Заманивают их в свою «качалку» в тренажерном зале. Но пока процесс участия отцов идет тяжело. Зато в клуб стабильно приходят около 20 мам.
В группе организации «Вольница» официально состоят 65 несовершеннолетних и 80 детей старше. Сейчас деятельность больше завязана на тех, кому 18+. Приходят дети, которые просто участвуют в проектах. Благополучателями в год становятся от 3 до 6 тысяч человек. Несмотря на то, что организация работает с самыми тяжелыми по здоровью детками, есть и в ней те, на кого можно равняться. Как говорит Анна, когда «Вольница» открылась на заре «нулевых», об инвалидах в обществе не говорили совсем. К первому председателю Галине Маковкиной, руководившей до 2012 года, приходили молодые ребята с инвалидностью, которые обучались защищать права инвалидов за счет проектов. Бывший активист «Вольницы» Алексей Бобров сегодня имеет сеть массажных салонов. Он инвалид по зрению I группы, предприниматель. Константин Елисеев пишет и издает стихи, делает сайты. Воспитанница организации Злата Василенко поступила в колледж и в 17 лет уже ведет танцы, несмотря на проблемы со слухом после перенесенного менингита. Успешная девушка стала помощником тренера, занимается хип-хопом.
Анна Ковалева говорит:
«Ребята с сохранным интеллектом становятся «нашими звёздочками». Дома никто не сидит. Вон моя красота, 21-летняя доченька Зоя, и рисует, и танцует, и алмазную мозаику делает».
На входе встречает целый стенд работ талантливой миловидной девушки в инвалидной коляске. Хвалят здесь и Соню, которая очень плохо разговаривает, страдает ДЦП, но при этом очень умная в свои 12 лет. У нее сильная спастика.
В организации реализует свой проект благотворительный фонд «Вклад в будущее». Банкиры оплачивают занятия на говорящих коммуникаторах для таких детей. Жмёшь на кнопку - она озвучивает картинку. Соня уже делает развернутые фразы. «Мы учимся общаться с ней с помощью айтрекера. Это такая приставка, которая управляется взглядом. Девочка смотрит, и буква загорается, так она учится составлять предложения, через игры заниматься на компьютере. Для неговорящих детей у нас разные направления. Специалист учит общаться жестами глухих. С применением пэксов (система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, созданная для детей с РАС. – Авт.) обучаем ребят с аутическим спектром.
Энергии деток с тяжелым нарушением поведения хватает максимум на час. Если их посадить за стол со всеми, занятие может быть сорвано. Пока на шесть детей-аутистов - один специалист. Поэтому мама Лена всегда сопровождает своего 15-летнего сына на занятия. Она звукорежиссер в здешнем кукольном театре. Вступила в «Вольницу», когда Саше было года три. Его диагноз – органическое поражение центральной нервной системы после родовой травмы.
Елена рассказала «Вечерке»:
«Мы давно общаемся с Анной Сергеевной, прихожу в родительский клуб. Меня научили варить мыло, печь пряники, будем их расписывать. Я фанат выпечки, мне очень понравилось. Для начала надо получить навыки, потом рассмотрю это как бизнес. Для родителей с особенными детьми очень важно, чтобы, пока они занимаются, за детками присматривали, потому что дома часто их не с кем оставить. Мой Саша постарше, но ведь есть и маленькие детки, за ними однозначно кто-то должен смотреть, хотя и за Саньком тоже нужно. Он оканчивает восьмой класс коррекционный школы, очень больной вопрос – куда идти дальше. Открою вам тайну – таких детей ни учиться, ни работать не берут, разве уборщиками территорий. Даже если сын научится делать поделки, нужно обязательно помогать, они не очень аккуратно выполнены. Нет усидчивости, много не сделает. Хотя мы уже свечки и пряники продавали и на православной, и на ярмарке в «Вольнице».
Помогает подруготерапия
Для мам в «Вольнице» организована бесплатная поддержка юриста. Как рассказала руководитель, к нему обращаются по вопросам выплаты алиментов, когда отцы уходят из семьи и не помогают финансами. Бывают консультации по получению квартир, земельных участков, очень много обращений по правам в образовании. Часто родителям отказывают в тьюторах (они есть не во всех школах), не соблюдаются индивидуальные планы обучения.
– В последние лет пять психолого-медико-педагогическая комиссия при минобре хорошо действует. Звенья, от которых зависит образование детей с ОВЗ, у нас работают, нарушений нет. На всё, что касается прав инвалидов, у нас есть юридическое сопровождение, мы пишем обращения, иски в суд. Бесплатные индивидуальные консультации можно получить и у психолога. Два раза в месяц проходят групповые тренинги. Сейчас они посвящены тому, как быть ресурсной, чтобы не было выгорания. Мы учим, как найти в себе и в друзьях ресурс, чтобы быть на коне. У нас даже есть свой термин – подруготерапия. Это когда накрываем стол на кухне, вместе собираемся и беседуем обо всем. Многие организации заимствовали его у нас, – пояснила Анна Сергеевна.
Мамы, которых я встретила, стройные и подтянутые, ведь для них организованы занятия фитнесом. Инструктор сразу увидела, что у всех женщин зажат плечевой пояс, они взрослых детей поднимают, испытывают нагрузку. Теперь есть занятия для здоровья позвоночника. Закупили степ, проводится дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
А для детей в группе кратковременного пребывания есть и логоритмика, и физминутки, рисование, лепка, развивающие игры, конструирование. Для ребят 18+ другие проекты, «Сувенирная мастерская» фонда «Абсолют-Помощь», «Взрослеем вместе». Ребят учат готовить, вести домашнее хозяйство, планировать, как правильно тратить пенсию, в двух мастерских «Вольницы» учат делать сувениры.
В организации есть театр танца «Индрани», театр «Вояж» и кукольный театр «Вольница». В одном из ансамблей дети танцуют на колясках. Коллективы постоянно участвуют в городских фестивалях творчества инвалидов. «Вольница» всегда показывает больше всех номеров. Воспитанники каждый год ездят на «Инклюзивный бал» в Пятигорск, фестиваль «Просто любить», были на православном фестивале в Сергиевом Посаде. Дважды театры «Вольницы» побеждали на международном фестивале, но край не располагает финансированием, чтобы отправлять на такие мероприятия детей из некоммерческой организации в составе больших коллективов из 10-15 человек. Чтобы передвигаться по краю на творческие мероприятия, родители нанимают автобусы за свой счет.
Детские руки поддерживают защитников
Тем удивительнее, что, имея много своих нужд, родители в «Вольнице» буквально с первых дней проведения СВО начали помогать солдатам. Всем миром они стали собирать посылки. Мамы приносили продукты, «закрутки», вязали носки, закупили много лекарств. Потом пошла точечная работа.
Алла Василенко пришла в организацию с ребенком как волонтер в 2019 году. Сейчас уже в качестве педагога говорит: «Я проводила с ребятами праздники как ведущая, аниматор, мне понравилось дарить радость. С начала СВО поняла, что «Вольница» не останется в стороне, наладили сотрудничество с другими волонтерскими организациями. Выходили с детьми на городские акции, смотрели, как делают окопные свечи, вырезают стельки. Попробовали - получилось. Потом начали покупать банки и парафин, он в большом дефиците. Обращаемся в храмы. Военные просят делать окопные свечи из церковных огарков, воск намоленный, ароматизирован». Методом проб и ошибок выбирали, какие свечи лучше подойдут в окопе: сложенные «крестиком», «снежинкой», «закруткой». Перед отправкой на фронт взрослые и дети «Вольницы» ходили в поход, чтобы показать ребятам, для чего нужны блиндажные свечи.
«Мы вязали снуды, шарфы для людей на освобожденных территориях, жителям помогали, - продолжила моя собеседница. - Потом пришла идея, что парням на СВО нужно что-то теплое и душевное из дома, возможно какая-то игрушка. Они сами просили. Мы решили делать матрешки-ладанки. В древние времена в ладанки помещали родную землю. Мы, чтобы передать на передовую частичку добра и тепла, вкладываем в матрёшку ладан».
Когда Алла пошла в храм за благословением, батюшка сказал, что достаточно уже того, что ладанки своими руками будут делать особые детки, вкладывая всю душу, светлые помыслы. Матрешки из «Вольницы» пахнут маслом ванили, аромат напоминает о доме, а еще отпугивает мух и комаров. Через волонтерские организации на фронт отправили уже 800 оберегов.
«Первые 150 матрешек бойцы быстро разобрали, - рассказала Алла Василенко. - Только волонтеры уехали, бойцов накрыло огнем. Все, у кого были наши ладанки, остались живы: кто-то ранен, кого-то не зацепило. Весь батальон удивлялся и передал эту историю активистам. И женщина-волонтер с водителем тоже попали под обстрел. В машине была иконка, переданная одной бабушкой, и наша матрешка. «На дороге весь транспорт пострадал, а мы целые», - рассказывала потом женщина. Нас радует, что есть обратная связь, мы не ждали, просто работаем. Самое интересное, что и мусульмане берут наши обереги, неважно, что в них православный ладан и молитва «Отче наш». Да, как говорят, в окопах атеистов нет».
Активисты кидают клич: бойцам нужен коптер! В «Вольнице» быстро собирают деньги, покупают, вкладывают в посылку «внусняшки», коробки красиво оформляют и отправляют. «К празднику 9 Мая у нас была крупная отправка и по хозтоварам, и продуктовая большая помощь. Всё дошло по назначению. В этом и была моя цель – чтобы из общества потребителей, благополучателей взрослые и дети перешли в благотворителей, тех, кто может сам дарить. Пусть мелочь, но они счастливы, что полезны. Кто-то мёд собрал, кто-то сухарики, огурчики принес. Сформировали в итоге большую коробку. Вместе мы – сила! Без черной полосы не будет белой. Может, нас так сплотили не зря все эти события», – подытожила Алла Сергеевна.
Майор, командир БАРС-24 отдельного добровольческого отряда «Терек», передал «Вольнице» Благодарственное письмо «за помощь воинам в ходе подготовки и выполнения служебно-боевых и политических задач в специальной военной операции». Этот официальный адрес Министерства обороны России завершают тоже, как и на стенде организации, пророческие слова: «С нами Бог, Победа будет за нами!».
Фото автора