История порой развивается по спирали. В том числе и в мире театра. Совершив виток во времени, сюжет пьесы Афанасия Салынского «Барабанщица» через 66 лет вновь воплотился на сцене Ставропольского академического театра драмы. Премьера одноименного спектакля в постановке народной артистки РФ Натальи Зубковой состоялась в преддверии 80-летнего юбилея Великой Победы.
Исследователи творчества драматурга Афанасия Салынского считают, что все его произведения военной тематики основаны на реальных событиях. Это не удивительно, поскольку Афанасий Дмитриевич в годы Великой Отечественной был журналистом, служил в редакции красноармейской газеты, публиковался в целом ряде фронтовых изданий. Профессиональный опыт и «насмотренность» помогали ему впоследствии создавать сценарии для документальных фильмов и писать правдивые пьесы.
Чужая среди своих
«Барабанщица» вышла из-под пера драматурга в 1958 году. В то время были еще молоды многие участники Великой Отечественной войны, свидетели событий тех лет. Не самая сложная по количеству персонажей и переплетению сюжетных линий история буквально сразу заинтересовала режиссеров. С той поры прошло почти семь десятков лет, а пьесу продолжают ставить. Сегодняшние зрители на время спектакля погружаются в реалии жизни обитателей советского городка, освобожденного от оккупантов в 1943 году.

Жильцы полуразрушенного бомбежкой дома представляют собой своего рода срез общества военной поры. Главная героиня – Нила Снижко (актриса Дарья Сафонова), которую соседи презрительно называют «немецкой овчаркой» за то, что она во время оккупации служила переводчицей в гестапо. Девушка ведет себя порой нарочито вызывающе. «Вы все время стараетесь казаться хуже самой себя», - говорит демобилизованный по ранению лётчик, прямой и бесхитростный Федор Абрамов (актер Олег Хомутов).
У некоторых окружающих Нила действительно вызывает открытую неприязнь. А у таких, как соседка, которой автор пьесы дал говорящую фамилию – Тузикова (актриса Ясения Фалина), помимо этого, и откровенную зависть. Еще бы, Нила одевается не так, как все, и даже обязанности дворника выполняет исключительно в туфельках на каблуках. Актриса Ясения Фалина создала в спектакле образ молодой невежественной женщины, обладающей одновременно чертами внешней привлекательности и целым букетом негативных проявлений человеческой натуры. Поистине Шариковы – Тузиковы неистребимы…
Другая соседка Нилы – Зоя Парамонова (актриса Ольга Писаренко) работает на военном заводе сварщицей. Она буквально падает с ног от усталости после каждой смены. Образ Зои – олицетворение подвига женщин, трудившихся в тылу во время войны. Она ремонтирует танки и ждет весточки от мужа – танкиста Алексея. По одной только фразе можно понять, какое большое чуткое сердце у Зои: «Ой, как больно смотреть на танки раненые… И людей, и железо калечит война». Зоя не присоединяется к тем, кто осуждает Нилу. Она видит много больше других и делает свои выводы: «Прямо странная какая-то, из двух половинок сваренная. А шва не видать».

Это правда, Нила действительно живет двойной жизнью, и вся ее напускная легкомысленность необходима для того, чтобы врагам не стало известно, кто она на самом деле. Только товарищу Митрофанову (почетный деятель искусств Ставропольского края Владимир Петренко) она может откровенно признаться: «Лучше несколько лет пробыть среди врагов, чем хотя бы один день быть врагом среди своих».
Опасность со всех сторон
В те минуты, когда Нила Снижко обращается к воспоминаниям и звучат ее внутренние монологи, на сцене появляются образы из ее прошлого: Марты Шредер (актриса Марина Мальцева), сержанта Кульнева и его солдат (учащиеся театральной студии Егор Мисетов, Дмитрий Анохин, Константин Ржевский, Денис Фефилов). Особая выразительность этих коротких мизансцен в спектакле достигается во многом благодаря световому оформлению (художник по свету – Константин Хоменко). Свет добавляет реалистичности декорациям (художник-постановщик – Валерий Мелещенков). Одновременно взгляд на стены полуразрушенного здания в спектакле вызывает ощущение опасности, которая не миновала с уходом из города оккупантов.
Нила готова к тому, что угроза для нее может исходить от кого угодно, даже от соседского мальчишки Сашки (учащийся театральной студии Артемий Трофимов). Еще бы, он готов бросить в нее не только обломок кирпича, но и боевую гранату. Его приятель Эдик (учащийся театральной студии Егор Паращуков), наоборот, не склонен верить слухам и оценивает Нилу по ее поступкам, которые никак не сочетаются с ее дурной славой. Он сам не понимает, почему так хочется доверять этой девушке, которая любит песню про юного барабанщика.

Опасность представляет не только замаскировавшийся немецкий шпион Мика Ставинский (актер Александр Кошелевский), но и, казалось бы, «свои» – простые советские граждане. Фотограф Круглик (почетный деятель искусств Ставропольского края Евгений Задорожный), с «приторными» манерами и гнусными намерениями, как будто и не враг. Он всего лишь, как сказали бы сегодня, «делает бизнес» на шантаже и вымогательстве. Архитектор Чуфаров (почетный деятель искусств Ставропольского края Георгий Серебрянский) формально тоже не враг, но его подозрительность и черствость приводят в итоге к трагедии…
Любовь на фоне войны
Пьеса создавалась автором как героическая драма. Однако в постановке Ставропольского академического театра в ней выразительно раскрывается романтическая составляющая. «Барабанщицу» можно в целом воспринимать как пьесу о любви. И не только о любви к своей Родине. В спектакле показано, как развиваются отношения Нилы и Федора, как любовь, возникшая с первого взгляда, преодолевает препятствия и помогает героям среди военного лихолетья хоть на короткий миг почувствовать счастье. Зрители видят и пример материнской любви – когда военврач Мария Игнатьевна (актриса Лада Гольдман) неожиданно встречает сына Федора. За два с лишним года войны она видела много смертей и боли, научилась не расслабляться, не подавать виду, что страшно и тяжело. В этой мизансцене актриса без слов сумела передать чувства матери, над которыми не властны ни время, ни военные испытания.
Трогает эпизод, в котором к Зое приехал ее муж – танкист Алеша (актер Александр Сухарев). Эта сцена воспринимается как живая иллюстрация к стихотворению Константина Симонова «Жди меня». Зоя так преданно ждала хотя бы весточки от мужа. Для нее даже сон о нем был в радость. И становится еще понятнее, почему Зоя с такой самоотдачей работала на заводе: она наверняка думала о том, для кого ремонтирует очередной танк. И в мыслях ее был Алёша.
У каждого персонажа есть своя история, которая почти безошибочно угадывается по диалогам и отдельным фразам. Есть она и у интеллигентного профессора (почетный деятель искусств Ставропольского края Владимир Лепа), что проводит время за чтением книг, и у пожилой соседки с другого этажа (актриса Людмила Дюженова), которая больше с сочувствием, чем с осуждением относится к Ниле.
Война проявляет человеческую сущность
Выбор пьесы для постановки в Ставропольском театре драмы случайным никак не назовешь. Для режиссера спектакля народной артистки РФ Натальи Зубковой «Барабанщица» – очень близкая и понятная. «Эта пьеса, с точки зрения драматургии, написана хорошим языком. В ней поднята тема выбора человека в трудных обстоятельствах, показаны образы людей того времени», – говорит Наталья Павловна.
Следует сказать, что в начале 1980-х, будучи актрисой Тюменского драматического театра, Наталья Зубкова исполняла главную роль в спектакле «Барабанщица» и была за эту работу удостоена Серебряной медали имени А. Д. Попова. Прошло много лет, и, перечитав пьесу, Наталья Павловна убедилась, что драматургический материал совсем не устарел. Меняется мода, появляются новые изобретения, технологии, а люди по сути своей остаются прежними: любят, мечтают, преодолевают трудности, выбирают, на чьей они стороне в борьбе добра со злом…
В актерском ансамбле представлены практически все поколения труппы. И что особенно ценно – задействованы учащиеся театральной студии. По признанию режиссера-постановщика, в репетиционный период они с ребятами подолгу говорили о патриотизме, о том, что во время войны, как никогда, ярко проявляются внутренние качества человека, его истинная сущность.
Старшее поколение в нашей стране, по словам Натальи Зубковой, еще «заряжено» советским строем, оно выросло с безусловной любовью к Родине, с правильным пониманием добра и зла, нередко категорично разделяя всё на белое и черное. Для многих из людей, как для Натальи Павловны, главным примером в жизни были родители, вынесшие на собственных плечах все тяготы военного лихолетья. Ее отец – Павел Трофимович Катаев, до войны работавший учителем, на фронте воевал в артиллерии, стал кадровым офицером. Был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденами Красного Знамени и Отечественной войны, медалью «За отвагу», в июне 1945-го участвовал в Параде Победы на Красной площади. Мама – Прасковья Ивановна в годы войны трудилась на военном заводе. С будущим мужем она познакомилась, когда вместе с подругами принимали вагоны с прибывшими ранеными бойцами.
Программка из прошлого
Интересно, что в Ставропольском краевом драматическом театре пьеса «Барабанщица» уже шла. Впервые она была поставлена в 1959 году режиссером Григорием Сумкиным. Главную роль в спектакле тогда исполнила актриса Алла Бокова. Постановка имела огромный успех у местной публики. В течение двух сезонов она была показана с аншлагом 157 раз. На одном из этих спектаклей, совсем юной школьницей, побывала заместитель председателя Ставропольского отделения Союза театральных деятелей РФ Любовь Заводнова. По словам Любови Николаевны, это была очень яркая постановка. Вместе с Аллой Боковой в спектакле были заняты ведущие актеры труппы: Борис Дымченко, Зоя Каткова, Лидия Барташова, Алексей Бочков и другие артисты, пережившие войну.

Примечательно, что накануне нынешней майской премьеры «Барабанщицы» дочь актрисы театра драмы Зинаиды Котельниковой – Варвара Сергеевна передала для архива СО СТД РФ фото и программку сезона 1959–1960 годов с личным автографом режиссера Григория Сумкина с пожеланием успехов актеру Борису Дымченко, сыгравшему в «Барабанщице» роль Федора.
Вот и выходит: если пьеса возвращается в театр – значит это зачем-то нужно. Значит, история совершила очередной виток, и пришло время оглянуться в прошлое, чтобы увидеть в образах ушедших дней черты своих современников.
Фото Екатерины ГОРБУНОВОЙ (Ставропольский академический театр драмы имени М. Лермонтова)

