Талантом покоривший множество морей | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Айвазовский И.К. Вид Судакской бухты. 1879 г. Холст, масло
Талантом покоривший множество морей

Талантом покоривший множество морей

25 июля
17:39

Рассказ о выдающемся русском художнике XIX века, чьи картины являются одними из главных жемчужин коллекции Ставропольского музея изобразительных искусств, мы начнём у Триумфальной арки Ставрополя. Это  известное сооружение  было построено в 1841 году в районе Тифлисской заставы, откуда начинался тракт в Закавказье и на Тифлис,  поэтому его второе название — Тифлисские ворота.

Строителем  их был известный ставропольский купец Гавриил Иванович Тамамшев. За оказанные городу услуги, среди которых строительство первого водопровода, военного госпиталя и других объектов, сооружение первого бассейна с водой в районе современного проспекта К. Маркса, он   одним из первых в Ставрополе получил звание почётного гражданина города. В Тифлисе у Гавриила Ивановича, ценителя искусств и мецената, был прекрасный дом, в котором в 1869 году и остановился прославленный русский живописец-маринист, военный, благотворитель Иван Константинович Айвазовский.

«Я царь земли, а ты — царь моря!» – сказал однажды художнику Николай I, но время внесло свои правки в слова императора. Иван Константинович пережил не только Николая I, но и двух последующих русских  самодержцев,  которые ценили его талант. Он стал не только самым выдающимся, прославленным русским маринистом, его кисти покорялись   ландшафты и красоты Кавказа, Закавказья, Востока, стран Западной Европы и далёкой Америки.

Иван Айвазовский был вхож в императорские дворцы, палаты Папы Римского и турецкого султана. Полотна гениального русского живописца ценили и выставляли по всему миру, одну из работ приобрёл и Ватикан.

А ведь рождение мальчика в семье обедневшего феодосийского купца не сулило ему счастливого будущего.  Видимо, по жизни Ованнеса Айвазяна (настоящее имя Айвазовского) вело само провидение: сначала талант ребёнка заметил феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, затем градоначальник Александр Иванович Казначеев. Они-то и помогли  талантливому юноше выучиться. Императорскую академию художеств

Айвазовский окончил досрочно, за три года, а затем начались путешествия…

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, молодой художник выиграл поездку по Крыму и Европе. Позднее, во время  путешествий по Швейцарии, Германии, Франции и Англии, его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим. Газеты опубликовали некрологи, но провидение снова оказалось на стороне живописца. Айвазовский вернулся в Россию с триумфом, получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника: его задачей было живописать  картины морских баталий – свидетельства побед русского оружия.

Живописец побывал в самых разных уголках земного шара. В конце 1860-х он посетил наши края: Владикавказ, Дагестан, Чечню, затем Закавказье и Грузию. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Зимой в Тифлисе в доме Тамамшева на основе рисунков «Кавказского альбома» за два-три месяца Айвазовский написал 12 больших полотен, среди которых два панорамных вида столицы Грузии: «Вид Тифлиса» и «Вид Тифлиса от Сейт-Абаза». Художник работал с невероятной быстротой, порой создавая новое полотно за два дня, часто – в присутствии публики, поражённой тем, что виды и пейзажи художник писал только по памяти. Вскоре в Тифлисе открылась выставка.

За свою жизнь Айвазовский написал около 6000 картин и провел более 120 персональных выставок, причем не только в европейских и российских столицах, но и в губернских городах, в провинции, опередив, таким образом, знаменитых художников-передвижников. Судьбу каждой из картин, написанных в Тифлисе, сегодня отследить не представляется возможным: от частных владельцев они переходили в другие руки, распространяясь в неизвестных направлениях, подобно 12 стульям из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Одна из картин – «Вид Тифлиса» –  в Ставропольский музей изобразительных искусств была передана из краеведческого музея,  в  который, в свою очередь,  доставлена из музея горских народов Ростова-на- Дону.  В отличие от «Вида Тифлиса от Сейт-Абаза», ставропольский «Вид Тифлиса» – полотно масштабное. В одной только этой работе художник умудрился вместить весь Кавказ и Тифлис! Для жителей средней полосы России, привыкших к плоским равнинным ландшафтам,  всё это было настоящей экзотикой, которую тогда художники только начинали открывать для россиян и европейцев. У этого великолепного пейзажа можно стоять часами, разглядывая детали, поражаясь мастерству нашего соотечественника.

Айвазовский И.К. Вид Тифлиса. 1869 г. Холст, масло

Сегодня нас, конечно, позабавит тот факт, что, впервые покинув родную Феодосию, молодой Айвазовский был удивлён тому, что море есть не в каждом городе. Позднее он писал:  «Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю». На берегу моря в Феодосии он построил себе дом, а в 1860-е годы, в восточной части Судакской долины,  недалеко от генуэзских укреплений, художник приобрел 12 десятин земли с виноградниками и каменную двухэтажную дачу. Вина, произведённые из ягод с виноградников Айвазовского, продавались в феодосийских магазинах.

В Судаке у художника не было мастерской, но он мог часами сидеть на берегу, разглядывая и запоминая причудливую игру волн. Известно, что Иван Константинович особенно славится картинами бушующей морской стихии. Одна из самых потрясающих  работ этого направления – «Среди волн». Полотно, написанное мастером в последние годы жизни, занимает около 9 квадратных метров и находится в Феодосийской картинной галерее. Не менее охотно художник писал и спокойное море. В 1879 году было создано полотно «Вид Судакской бухты», украшающее сегодня главную экспозицию нашего музея.  До революции 1917 года эта картина находилась в коллекции знаменитой ставропольской купеческой династии Алафузовых. К сожалению, значительная часть их собрания исчезла, но оставшаяся легла в основу коллекции Ставропольского музея изобразительных искусств. В 2022 году при поддержке Министерства культуры Республики Крым в музее-заповеднике «Судакская крепость» состоялось открытие планшетной выставки «Иван Айвазовский. Судакские пейзажи», приуроченной к 205-летию со дня рождения великого русского мариниста, где была представлена и копия картины «Вид Судакской бухты».

29 июля исполняется 208 лет со дня рождения легендарного русского мастера, живописца  Главного морского штаба России, покорившего множество морей и океанов не оружием, а кистью, талантом, трудолюбием и своей бесконечной любовью к природе, людям и красоте мира.  Ставропольский музей изобразительных искусств ждёт почитателей таланта Ивана Айвазовского, чьи картины сегодня представлены в залах «Золотой коллекции» на выставке «За други своя и Отечество. От Руси к России».

Татьяна ДИЕВА,  почётный работник  культуры СК

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Вновь льется музыка  ставропольского ветра

Организаторы фестиваля приготовили ароматный безалкогольный глинтвейн с пряностями и фруктами, древнерусский сбитень с медом и целебными травами и необычный пряный морковный напиток – вкусное лакомство старославянской кухни. Они добавили неповторимой эстетики, уюта и тепла. Второй городской фестиваль этнической музыки «Песни ветра» прокомментировал мэр Ставрополя Иван Ульянченко: «Назван он так неслучайно, ведь краевая столица славится своими ветрами, особенно ощутимыми на раздолье Татарского городища. Здесь мы проводим не первое мероприятие в сфере событийного туризма, стараясь показать неповторимую самобытность Ставрополя, его историю и культуру».

6 октября

Первая наставница «ставропольского Моцарта»

Директор ДМШ №1 г. Ставрополя Василий Комаров так отозвался о Людмиле Тихомировой: «Несомненно, это один из самых ярких наших преподавателей. Вы знаете, она первый учитель Елисея Мысина, с трех до пяти лет они занимались здесь. Сейчас это знаменитый на весь мир пианист. В свое время Людмила Даниловна находила к нему правильный подход, составила правильную программу, поэтому он и стал знаменитостью. В Ставрополь из столицы он приезжает уже как полноценный музыкант, выступает в филармонии. Но перед концертами разыгрывается у нас здесь, в своей родной школе, до сих пор всегда на проводе с Людмилой Даниловной».

6 октября

«И вновь продолжается бой» с преступностью

Сегодня перед подразделениями уголовного розыска края стоят задачи по повышению раскрываемости преступлений, пресечению роста организованной преступности. Уголовному розыску исполняется 107 лет, это пора зрелости, время подведения итогов. Но так же, как век назад, «вновь продолжается бой», бескомпромиссный бой с преступностью. И на торжественных собраниях в честь знаменательной даты обязательно прозвучат поздравления в адрес героических сотрудников уголовного розыска.

6 октября

Наставник – это компас в медицине

Правительство края поддержало инициативу профсоюзов Ставрополья. В 2026 году ФОТ для бюджетников «неуказных категорий» планируется увеличить на 20%. При этом индексация будет проходить поэтапно: на 10% с 1 января 2026 года  и  еще на 10% с 1 июля 2026 года.

6 октября