Талантом покоривший множество морей | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Айвазовский И.К. Вид Судакской бухты. 1879 г. Холст, масло
Талантом покоривший множество морей

Талантом покоривший множество морей

25 июля
17:39

Рассказ о выдающемся русском художнике XIX века, чьи картины являются одними из главных жемчужин коллекции Ставропольского музея изобразительных искусств, мы начнём у Триумфальной арки Ставрополя. Это  известное сооружение  было построено в 1841 году в районе Тифлисской заставы, откуда начинался тракт в Закавказье и на Тифлис,  поэтому его второе название — Тифлисские ворота.

Строителем  их был известный ставропольский купец Гавриил Иванович Тамамшев. За оказанные городу услуги, среди которых строительство первого водопровода, военного госпиталя и других объектов, сооружение первого бассейна с водой в районе современного проспекта К. Маркса, он   одним из первых в Ставрополе получил звание почётного гражданина города. В Тифлисе у Гавриила Ивановича, ценителя искусств и мецената, был прекрасный дом, в котором в 1869 году и остановился прославленный русский живописец-маринист, военный, благотворитель Иван Константинович Айвазовский.

«Я царь земли, а ты — царь моря!» – сказал однажды художнику Николай I, но время внесло свои правки в слова императора. Иван Константинович пережил не только Николая I, но и двух последующих русских  самодержцев,  которые ценили его талант. Он стал не только самым выдающимся, прославленным русским маринистом, его кисти покорялись   ландшафты и красоты Кавказа, Закавказья, Востока, стран Западной Европы и далёкой Америки.

Иван Айвазовский был вхож в императорские дворцы, палаты Папы Римского и турецкого султана. Полотна гениального русского живописца ценили и выставляли по всему миру, одну из работ приобрёл и Ватикан.

А ведь рождение мальчика в семье обедневшего феодосийского купца не сулило ему счастливого будущего.  Видимо, по жизни Ованнеса Айвазяна (настоящее имя Айвазовского) вело само провидение: сначала талант ребёнка заметил феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, затем градоначальник Александр Иванович Казначеев. Они-то и помогли  талантливому юноше выучиться. Императорскую академию художеств

Айвазовский окончил досрочно, за три года, а затем начались путешествия…

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, молодой художник выиграл поездку по Крыму и Европе. Позднее, во время  путешествий по Швейцарии, Германии, Франции и Англии, его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим. Газеты опубликовали некрологи, но провидение снова оказалось на стороне живописца. Айвазовский вернулся в Россию с триумфом, получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника: его задачей было живописать  картины морских баталий – свидетельства побед русского оружия.

Живописец побывал в самых разных уголках земного шара. В конце 1860-х он посетил наши края: Владикавказ, Дагестан, Чечню, затем Закавказье и Грузию. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Зимой в Тифлисе в доме Тамамшева на основе рисунков «Кавказского альбома» за два-три месяца Айвазовский написал 12 больших полотен, среди которых два панорамных вида столицы Грузии: «Вид Тифлиса» и «Вид Тифлиса от Сейт-Абаза». Художник работал с невероятной быстротой, порой создавая новое полотно за два дня, часто – в присутствии публики, поражённой тем, что виды и пейзажи художник писал только по памяти. Вскоре в Тифлисе открылась выставка.

За свою жизнь Айвазовский написал около 6000 картин и провел более 120 персональных выставок, причем не только в европейских и российских столицах, но и в губернских городах, в провинции, опередив, таким образом, знаменитых художников-передвижников. Судьбу каждой из картин, написанных в Тифлисе, сегодня отследить не представляется возможным: от частных владельцев они переходили в другие руки, распространяясь в неизвестных направлениях, подобно 12 стульям из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Одна из картин – «Вид Тифлиса» –  в Ставропольский музей изобразительных искусств была передана из краеведческого музея,  в  который, в свою очередь,  доставлена из музея горских народов Ростова-на- Дону.  В отличие от «Вида Тифлиса от Сейт-Абаза», ставропольский «Вид Тифлиса» – полотно масштабное. В одной только этой работе художник умудрился вместить весь Кавказ и Тифлис! Для жителей средней полосы России, привыкших к плоским равнинным ландшафтам,  всё это было настоящей экзотикой, которую тогда художники только начинали открывать для россиян и европейцев. У этого великолепного пейзажа можно стоять часами, разглядывая детали, поражаясь мастерству нашего соотечественника.

Айвазовский И.К. Вид Тифлиса. 1869 г. Холст, масло

Сегодня нас, конечно, позабавит тот факт, что, впервые покинув родную Феодосию, молодой Айвазовский был удивлён тому, что море есть не в каждом городе. Позднее он писал:  «Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю». На берегу моря в Феодосии он построил себе дом, а в 1860-е годы, в восточной части Судакской долины,  недалеко от генуэзских укреплений, художник приобрел 12 десятин земли с виноградниками и каменную двухэтажную дачу. Вина, произведённые из ягод с виноградников Айвазовского, продавались в феодосийских магазинах.

В Судаке у художника не было мастерской, но он мог часами сидеть на берегу, разглядывая и запоминая причудливую игру волн. Известно, что Иван Константинович особенно славится картинами бушующей морской стихии. Одна из самых потрясающих  работ этого направления – «Среди волн». Полотно, написанное мастером в последние годы жизни, занимает около 9 квадратных метров и находится в Феодосийской картинной галерее. Не менее охотно художник писал и спокойное море. В 1879 году было создано полотно «Вид Судакской бухты», украшающее сегодня главную экспозицию нашего музея.  До революции 1917 года эта картина находилась в коллекции знаменитой ставропольской купеческой династии Алафузовых. К сожалению, значительная часть их собрания исчезла, но оставшаяся легла в основу коллекции Ставропольского музея изобразительных искусств. В 2022 году при поддержке Министерства культуры Республики Крым в музее-заповеднике «Судакская крепость» состоялось открытие планшетной выставки «Иван Айвазовский. Судакские пейзажи», приуроченной к 205-летию со дня рождения великого русского мариниста, где была представлена и копия картины «Вид Судакской бухты».

29 июля исполняется 208 лет со дня рождения легендарного русского мастера, живописца  Главного морского штаба России, покорившего множество морей и океанов не оружием, а кистью, талантом, трудолюбием и своей бесконечной любовью к природе, людям и красоте мира.  Ставропольский музей изобразительных искусств ждёт почитателей таланта Ивана Айвазовского, чьи картины сегодня представлены в залах «Золотой коллекции» на выставке «За други своя и Отечество. От Руси к России».

Татьяна ДИЕВА,  почётный работник  культуры СК

Автор: .
Поделиться:

Читайте также

Ангелы ставропольской «кадетки»

Минутой молчания почтили память погибших героев. Право открыть Стену Памяти получил кадет 6-го учебного курса СПКУ Хасан Калицев. Сделал он это вместе с мамой погибшего в зоне проведения СВО выпускника. Ставропольцы к мемориалу возложили алые гвоздики, давно ставшие в нашей стране не только символом памяти, но и благодарности и Победы. Концертную программу к событию специально подготовили участницы городского творческого проекта «Жёны героев».  Ансамбль с таким же названием из 17 женщин исполнял патриотические песни о Родине, любви, семье. Все они ждут своих мужей из зоны спецоперации. И хотя профессиональных певиц в коллективе нет, на 32-м Международном фестивале-конкурсе патриотической песни «Солдатский конверт-2025» Гран-при в специальной номинации с произведением «Две матери» им вручил заслуженный артист России Денис Майданов. Пусть все матери и жены дождутся своих мужчин живыми!

12 декабря

Когда судьба – в служении

Политический путь Геннадия Тищенко начался ближе к двухтысячным. В то время он был активным членом объединения «Отечество – вся Россия», лидером которого на федеральном уровне являлся Евгений Примаков, возглавлявший до этого Правительство Российской Федерации, Министерство иностранных дел и Службу внешней разведки России. На декабрь 1999 года были назначены выборы в Государственную Думу третьего созыва. Примаков лично контролировал ход избирательной кампании и с этой целью неоднократно выезжал в регионы страны. Так состоялось знакомство Геннадия Тищенко, которому было поручено руководить городским избирательным штабом «Отечества», и выдающегося государственного деятеля, совершившего исторический разворот над Атлантикой.

12 декабря

Обидная ничья с чемпионом Беларуси. Опять

Счёт снова сравнялся. Начались гандбольные качели. Хозяева опять выводили заднюю линию на бросок, но Максим Ермолин после промахов искал линейных, а не собирался атаковать ворота сам. Поэтому дожимать соперника доверили ветеранам. Сначала Виталий Мазуров точным броском с опоры поразил цель. А затем Иван Некрасов, появившийся на площадке вместо Ермолина, показал, как можно бросать от бедра мощно и полезно. Капитан «Виктора» за десять секунд до конца встречи вывел хозяев вперед. Тайм-ауты у СКА закончились. Ставропольским гандболистам удалось завязать соперника на девяти метрах. Оставалось играть четыре секунды. Уже показалось, что Иван Некрасов вновь своим броском принесет «Виктору» победу над чемпионом – на этот раз над белорусским. Но разыгрывающий СКА Александр Петрович не стал ждать, пока хозяева подготовят стенку, а его партнеры расставятся. Не было на это времени. Петрович решил, была не была, просто бросил по воротам, застав всех врасплох, сравняв за секунду до конца счёт в матче – 28:28. Каждый тайм закончился одинаково. Уникальный случай в гандболе!

12 декабря

Друг – мое второе «я»

«Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться с ним при богатстве его».

12 декабря