«Триумфальное» возвращение в Гуамку | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Вид из вагона
Фото Владислава СЕКАЧЕВА
«Триумфальное» возвращение в Гуамку

«Триумфальное» возвращение в Гуамку

22 августа
17:47

В статье, вышедшей в нашей газете осенью прошлого года, я рассказывал о поездке в Гуамское ущелье в Апшеронском районе Краснодарского края. Тогда в силу стечения обстоятельств путешествие не сильно удалось. Самое главное, что за короткий период пребывания в этом живописном месте мы умудрились не попасть на главную здешнюю достопримечательность – узкоколейную железную дорогу, проложенную вдоль реки Курджипс в окружении отвесных гор («Вечерний Ставрополь», № 152 от 5 октября 2024 года, статья «Гуамка, в которую придется вернуться»). Обещание, данное в названии материала, теперь исполнено, и я готов отчитаться.

 

Дорога к цели

Сложностей с выбором гостиницы у нас с другом Сергеем, который стал моим напарником по путешествию, никаких не было. Я, не задумываясь, забронировал номер на той же базе отдыха, где останавливался минувшей осенью. Там нас все устраивало: разумный баланс цены и качества, живописное место расположения и довольно большой бассейн, одна часть которого находится под крышей, а другая – на открытом воздухе. Единственный относительный минус заключался в отсутствии включенного в стоимость проживания питания, хотя с утра до вечера в отеле работало кафе. Очевидно, что этот пробел вскоре будет закрыт, так как на территории полным ходом идет строительство нового корпуса с рестораном.

Стартовать решили не слишком рано, рассчитав час прибытия к традиционному времени заселения в 14:00. В итоге задержались на час, но обо всем по порядку. Качественный и «свежий» внедорожник моего напарника по поездке обеспечивал нам весьма комфортное путешествие. Если честно, мы видимся не так уж и часто, и в дороге активно устраняли накопившийся дефицит общения. Вспоминали веселые случаи из студенческой молодости и своих товарищей по тому беззаботному времени, некоторых из которых, увы, уже нет в живых, а иные, как говорится, «далече». Даже на ходу придумывали шутки, которые казались нам удивительно смешными и легкими. На таком позитиве легко «докатились» до Майкопа, где в дело вступил навигатор, довольно четко выстроив нам маршрут к цели и показывая точное направление на многочисленных поворотах.

Отмечу большой и гораздо более современный, чем в Ставрополе, стадион местного футбольного клуба «Дружба». Этот коллектив вместе с динамовцами из краевого центра выступает во второй отечественной лиге под литерой «Б», но за событиями данного турнира я, пусть справедливо упрекнут меня болельщики ставропольского футбола, давно не слежу.

Возвращаясь к пути до цели поездки, отмечу, что сложности начались сразу после выезда из Майкопа. Утратив доступ к Интернету, навигатор внезапно заставил нас свернуть на какую-то, даже на первый взгляд, сомнительную дорогу, к счастью, быстро закончившуюся явно непроезжей грунтовкой. Мы вернулись на трассу, но и там телефоны не стали нам большими помощниками. Связи не было, да и указателей тоже, и двигались мы практически вслепую, от чего слегка занервничали. В этом плане мой ключевой совет потенциальным путешественникам в «неизвестное» заключается в том, что маршрут для поездки в такие незнакомые места надо заранее закачивать в гаджет, и все станет проще. Тем более что проблемы с мобильным Интернетом сейчас случаются и в точках прежде стабильного приема.

К счастью, двигались мы все-таки в правильном направлении, что и подтвердил местный пасечник, у которого удалось уточнить наше место нахождения. Уже после того, как авто миновало хутор под необычным названием Зазулин, вернулась связь и появились вменяемые указатели. А дальше я стал четко узнавать предместья Гуамки, где был меньше года назад. Тут ведь еще дело вот в чем: в предыдущей поездке в 2024-м мы с товарищем Володей выбрались на единственную дорогу, ведущую к ущелью, совсем иным образом. Тогда доверились спутниковой навигации, которая повела нас от Майкопа по более короткому, но гораздо менее комфортному пути. Асфальт резко закончился, и начиналось что-то среднее между гравийкой и грунтовкой. Удивительным моментом, который запомнился мне, был проезд через как будто затерянную во времени станицу с характерным названием Безводная. Опыт интересный, но его, как мне кажется, все-таки лучше избежать.

 

Совет потенциальным путешественникам

Разместившись на базе отдыха, слегка перекусив, отдохнув и поплавав в бассейне, мы отправились пешком к главной цели нашего путешествия – станции узкоколейной железной дороги. Тщательно изучив расписание, я и Сергей синхронно пришли к выводу, что ехать на экскурсию надо на первом поезде в 8:30 утра. Дальнейшие события подтвердили стопроцентную правильность данного решения. Этим своего рода ноу-хау я и хочу поделиться с читателями.

Сразу подчеркну, что развлекает туристов в хуторе Гуамка не очень большой участок некогда крупнейшей в своем «классе» в Советском Союзе Апшеронской узкоколейной железной дороги, который сегодня перестроен в аттракцион. Протяженность маршрута миниатюрного состава здесь составляет всего 1707 метров, а потом по сопоставимому по длине отрезку желающие могут прогуляться пешком прямо по рельсам, наслаждаясь очень красивыми видами. Что мы с Сергеем и сделали.

Тут есть смысл немного отмотать время и вернуться к опыту нашей поездки с другим соратником по путешествиям Володей чуть менее года назад. Тогда прокатиться на туристическом поезде мы хотели сразу же после приезда в Гуамку, однако на узкоколейке обнаружился неожиданный дефицит билетов. До кассы мы выстояли солидную очередь, и проездных документов на рейсы текущего дня уже не осталось, а на завтра их не продавали, предложив воспользоваться услугами сайта. Наверное, многие туристы так и сделали, потому что на следующий день снова наблюдался билетный дефицит. А вот у нас не получилось: то ли сервис работал не очень хорошо, то ли просто был сильно перегружен. Миссию покупки билетов следующим утром в кассе добровольно взял на себя мой товарищ, и вроде бы все прошло успешно. Но только вроде бы. Вновь отстояв немалую очередь, мы добрались до входа на посадку, где нас и ждало, мягко говоря, разочарование. Билеты оказались куплены на предыдущий рейс. Пробовать их вернуть мы даже не стали, да и мест на другие часы в наличии не было уже до самого вечера. В итоге на главную местную достопримечательность попасть нам так и не удалось.

А вот с Сергеем у нас все отлично получилось. На следующий день после приезда уже к восьми утра мы пришли на маленькую, казавшуюся игрушечной станцию узкоколейки. Билет на состоявшийся через полчаса рейс мы взяли без всяких проблем, а обратно решили отбыть в 11:00. Двух с лишним часов для прогулок и наслаждения уникальными местными видами оказалось более чем достаточно. Теперь же к самой сути. И туда, и обратно мы ехали в очень комфортных условиях, а уже встречные потоки пассажиров забивали состав под завязку. Неудивительно, ведь приобрести билет уже не было возможности вплоть до самого вечера, когда в окруженном отвесными горами ущелье обзор ухудшается по чисто объективным причинам.

Дело в том, что привлекательный кластер Гуамки активно используется местными туристическими фирмами, и количество желающих прокатиться на маленьком поезде, в том числе приехавших к станции на специально организованных для трансферов автобусах, в дневные часы выходных дней полностью закрывает все имеющиеся в наличии посадочные места в нескольких вагончиках. Поэтому «пролет» в предыдущий приезд в 2024-м является, в принципе, ситуацией вполне обычной. Уже в Ставрополе мне поведали несколько подобных случаев, что немного «подсластило пилюлю», но было все равно обидно. «Реабилитироваться» удалось только в ходе нынешнего блиц-путешествия, потому я так подробно описываю ситуацию и надеюсь, что мой совет кому-то пригодится.

 

Уникальное ущелье

Теперь о самой поездке по узкоколейной дороге, которая запомнилась мне навсегда. Этот, как здесь выражаются, аттракцион обязательно надо испытать на себе хотя бы однажды. Есть красивые места на нашей планете, и Гуамское ущелье, безусловно, одно из них.

Мы удобно устроились в почти пустом во время первого утреннего рейса вагоне, заняв даже по отдельному отсеку каждый, чтобы удобнее было наблюдать за открывающимися видами прямо по ходу движения. А посмотреть было на что. Путь туда и обратно сопровождался довольно качественным аудиогидом, рассказывавшим попеременно то исторические факты строительства узкоколейки, то красивые местные легенды, то описывавшим возникающие за окном виды, а также богатую местную флору и фауну.

________________________

Узкоколейную Апшеронскую железную дорогу, первый участок которой был открыт почти сто лет назад, в 1927 году, строили, как смешно выразился наш электронный экскурсовод, «заключенные и молодежь». Несложно догадаться, вклад кого из участников этого необычного «тандема» в конечный результат оказался более весомым.

________________________

Впрочем, история как-то незаметно отошла на второй план, уступив место настолько потрясающим пейзажам, что невозможно было выбрать одно из двух: смотреть на них своими глазами или запечатлеть на фото и видео. Иногда я ловил себя на мысли о том, как за «скромные», по меркам таких процессов, 130 миллионов лет внешне маленькая речка Курджипс буквально «разрезала» могучие горы и ушла на дно ущелья. Впрочем, по мнению ученых, в этом могло помочь и существовавшее неподалеку большое горное озеро, которое, если можно так выразиться, «просачивалось» вниз, размывая относительно мягкие скальные породы. Как бы то ни было, у матушки-природы получился самый настоящий шедевр – загадочный, величественный и очень красивый.

Ущелье, «разрезанное» рекой
Курджипс на равнине

Конечным пунктом недлинной узкоколейки была станция, которая носит название «1707». Ровно такое же количество метров туристический экскурсионный поезд преодолевает за 20 с небольшим минут. А дальше сопоставимое расстояние при желании можно пройти по оставшемуся с прежних времен полотну уже пешком, что мы с Сергеем с удовольствием и сделали. Повторюсь, нам улыбнулась удача с выбором для этого практически идеального времени. Утром субботнего дня после прибытия первого рейса еще не наблюдалось толп приезжих, и можно было неспешно идти, наслаждаясь красотой каньона, который вполне заслуживает определение «уникальный природный музей под открытым небом». И еще один немаловажный момент: на тропе мы были практически одни. Нам встретились лишь несколько туристов, преодолевавших, как показалось, более сложные, длинные и никак не связанные с поездом-аттракционом маршруты чисто в пешем порядке. Как поется в одной красивой песне, «каждый ловит свой кайф».

Автор во время пешей прогулки на закрытом мосту узкоколейки

Кратко резюмируя свои впечатления от увиденного в Гуамском ущелье, могу сказать следующее. Это поразительное место как будто «обожгло» меня своей почти первозданной красотой. В воображении возник и надолго запечатлелся очень необычный «коктейль» из древних легенд, неведомых человечеству тектонических процессов мезозойской эры и наверняка весьма грустной истории строительства здесь политическими заключенными сто лет назад уникальной узкоколейной железной дороги. Даст Бог, я сюда обязательно вернусь…

 

Путь домой

Он показался гораздо более быстрым и комфортным. Трудностей с навигацией, даже на участках без Интернета, больше не возникало, потому что путь хорошо запомнили и «пилот», и «штурман». Самой досадной задержкой была утомительная пробка на трассе «Кавказ» сразу после Армавира. Но впечатлений от путешествия эта маленькая неприятность не испортила.

В Ставрополь мы вернулись совсем не поздно. Крепко обняв друга, я пожелал ему удачи в намного более серьезном путешествии на автомобиле до самого Великого Новгорода. Буквально через день он туда отправился вместе с братом Алексеем, и к настоящему времени уже вернулся. Вот же железный человек!

Тогда настроение у нас было отличное. Завершающий лето месяц только начинался, а теперь это прекрасное время года, увы, подходит к концу. Не за горами осень, а я утешаю себя по этому поводу только строчкой, запомнившейся из прочитанной в детстве сказки про муми-троллей о том, что без нее не случится новой весны. И с этим не поспоришь!

Фото автора

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

Увеличение выплат военнослужащим, корректировки бюджета, учреждение комитета транспортного обслуживания

Под председательством Георгия Колягина состоялось очередное заседание Ставропольской городской Думы

24 октября

Электрическая тяга судьбы

Валерий Михальченко 39 лет работает водителем троллейбуса

24 октября

Ставропольская «Вольница» отметила юбилей

В минувший вторник в детской школе искусств краевого центра отметила своё 25-летие Ставропольская городская общественная организация инвалидов «Вольница».

24 октября

Том Сойеры советского разлива

Сегодня в нашей ежемесячной кинорубрике мы обратимся к классике отечественного искусства. Хочется вспомнить и обсудить фильмы, снятые в 70-х годах по мотивам повестей Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Эти шедевральные работы стали своеобразным советским ответом на экранизацию известного романа Марка Твена.

24 октября