В статье, вышедшей в нашей газете осенью прошлого года, я рассказывал о поездке в Гуамское ущелье в Апшеронском районе Краснодарского края. Тогда в силу стечения обстоятельств путешествие не сильно удалось. Самое главное, что за короткий период пребывания в этом живописном месте мы умудрились не попасть на главную здешнюю достопримечательность – узкоколейную железную дорогу, проложенную вдоль реки Курджипс в окружении отвесных гор («Вечерний Ставрополь», № 152 от 5 октября 2024 года, статья «Гуамка, в которую придется вернуться»). Обещание, данное в названии материала, теперь исполнено, и я готов отчитаться.
Дорога к цели
Сложностей с выбором гостиницы у нас с другом Сергеем, который стал моим напарником по путешествию, никаких не было. Я, не задумываясь, забронировал номер на той же базе отдыха, где останавливался минувшей осенью. Там нас все устраивало: разумный баланс цены и качества, живописное место расположения и довольно большой бассейн, одна часть которого находится под крышей, а другая – на открытом воздухе. Единственный относительный минус заключался в отсутствии включенного в стоимость проживания питания, хотя с утра до вечера в отеле работало кафе. Очевидно, что этот пробел вскоре будет закрыт, так как на территории полным ходом идет строительство нового корпуса с рестораном.
Стартовать решили не слишком рано, рассчитав час прибытия к традиционному времени заселения в 14:00. В итоге задержались на час, но обо всем по порядку. Качественный и «свежий» внедорожник моего напарника по поездке обеспечивал нам весьма комфортное путешествие. Если честно, мы видимся не так уж и часто, и в дороге активно устраняли накопившийся дефицит общения. Вспоминали веселые случаи из студенческой молодости и своих товарищей по тому беззаботному времени, некоторых из которых, увы, уже нет в живых, а иные, как говорится, «далече». Даже на ходу придумывали шутки, которые казались нам удивительно смешными и легкими. На таком позитиве легко «докатились» до Майкопа, где в дело вступил навигатор, довольно четко выстроив нам маршрут к цели и показывая точное направление на многочисленных поворотах.
Отмечу большой и гораздо более современный, чем в Ставрополе, стадион местного футбольного клуба «Дружба». Этот коллектив вместе с динамовцами из краевого центра выступает во второй отечественной лиге под литерой «Б», но за событиями данного турнира я, пусть справедливо упрекнут меня болельщики ставропольского футбола, давно не слежу.
Возвращаясь к пути до цели поездки, отмечу, что сложности начались сразу после выезда из Майкопа. Утратив доступ к Интернету, навигатор внезапно заставил нас свернуть на какую-то, даже на первый взгляд, сомнительную дорогу, к счастью, быстро закончившуюся явно непроезжей грунтовкой. Мы вернулись на трассу, но и там телефоны не стали нам большими помощниками. Связи не было, да и указателей тоже, и двигались мы практически вслепую, от чего слегка занервничали. В этом плане мой ключевой совет потенциальным путешественникам в «неизвестное» заключается в том, что маршрут для поездки в такие незнакомые места надо заранее закачивать в гаджет, и все станет проще. Тем более что проблемы с мобильным Интернетом сейчас случаются и в точках прежде стабильного приема.
К счастью, двигались мы все-таки в правильном направлении, что и подтвердил местный пасечник, у которого удалось уточнить наше место нахождения. Уже после того, как авто миновало хутор под необычным названием Зазулин, вернулась связь и появились вменяемые указатели. А дальше я стал четко узнавать предместья Гуамки, где был меньше года назад. Тут ведь еще дело вот в чем: в предыдущей поездке в 2024-м мы с товарищем Володей выбрались на единственную дорогу, ведущую к ущелью, совсем иным образом. Тогда доверились спутниковой навигации, которая повела нас от Майкопа по более короткому, но гораздо менее комфортному пути. Асфальт резко закончился, и начиналось что-то среднее между гравийкой и грунтовкой. Удивительным моментом, который запомнился мне, был проезд через как будто затерянную во времени станицу с характерным названием Безводная. Опыт интересный, но его, как мне кажется, все-таки лучше избежать.
Совет потенциальным путешественникам
Разместившись на базе отдыха, слегка перекусив, отдохнув и поплавав в бассейне, мы отправились пешком к главной цели нашего путешествия – станции узкоколейной железной дороги. Тщательно изучив расписание, я и Сергей синхронно пришли к выводу, что ехать на экскурсию надо на первом поезде в 8:30 утра. Дальнейшие события подтвердили стопроцентную правильность данного решения. Этим своего рода ноу-хау я и хочу поделиться с читателями.
Сразу подчеркну, что развлекает туристов в хуторе Гуамка не очень большой участок некогда крупнейшей в своем «классе» в Советском Союзе Апшеронской узкоколейной железной дороги, который сегодня перестроен в аттракцион. Протяженность маршрута миниатюрного состава здесь составляет всего 1707 метров, а потом по сопоставимому по длине отрезку желающие могут прогуляться пешком прямо по рельсам, наслаждаясь очень красивыми видами. Что мы с Сергеем и сделали.
Тут есть смысл немного отмотать время и вернуться к опыту нашей поездки с другим соратником по путешествиям Володей чуть менее года назад. Тогда прокатиться на туристическом поезде мы хотели сразу же после приезда в Гуамку, однако на узкоколейке обнаружился неожиданный дефицит билетов. До кассы мы выстояли солидную очередь, и проездных документов на рейсы текущего дня уже не осталось, а на завтра их не продавали, предложив воспользоваться услугами сайта. Наверное, многие туристы так и сделали, потому что на следующий день снова наблюдался билетный дефицит. А вот у нас не получилось: то ли сервис работал не очень хорошо, то ли просто был сильно перегружен. Миссию покупки билетов следующим утром в кассе добровольно взял на себя мой товарищ, и вроде бы все прошло успешно. Но только вроде бы. Вновь отстояв немалую очередь, мы добрались до входа на посадку, где нас и ждало, мягко говоря, разочарование. Билеты оказались куплены на предыдущий рейс. Пробовать их вернуть мы даже не стали, да и мест на другие часы в наличии не было уже до самого вечера. В итоге на главную местную достопримечательность попасть нам так и не удалось.
А вот с Сергеем у нас все отлично получилось. На следующий день после приезда уже к восьми утра мы пришли на маленькую, казавшуюся игрушечной станцию узкоколейки. Билет на состоявшийся через полчаса рейс мы взяли без всяких проблем, а обратно решили отбыть в 11:00. Двух с лишним часов для прогулок и наслаждения уникальными местными видами оказалось более чем достаточно. Теперь же к самой сути. И туда, и обратно мы ехали в очень комфортных условиях, а уже встречные потоки пассажиров забивали состав под завязку. Неудивительно, ведь приобрести билет уже не было возможности вплоть до самого вечера, когда в окруженном отвесными горами ущелье обзор ухудшается по чисто объективным причинам.
Дело в том, что привлекательный кластер Гуамки активно используется местными туристическими фирмами, и количество желающих прокатиться на маленьком поезде, в том числе приехавших к станции на специально организованных для трансферов автобусах, в дневные часы выходных дней полностью закрывает все имеющиеся в наличии посадочные места в нескольких вагончиках. Поэтому «пролет» в предыдущий приезд в 2024-м является, в принципе, ситуацией вполне обычной. Уже в Ставрополе мне поведали несколько подобных случаев, что немного «подсластило пилюлю», но было все равно обидно. «Реабилитироваться» удалось только в ходе нынешнего блиц-путешествия, потому я так подробно описываю ситуацию и надеюсь, что мой совет кому-то пригодится.
Уникальное ущелье
Теперь о самой поездке по узкоколейной дороге, которая запомнилась мне навсегда. Этот, как здесь выражаются, аттракцион обязательно надо испытать на себе хотя бы однажды. Есть красивые места на нашей планете, и Гуамское ущелье, безусловно, одно из них.
Мы удобно устроились в почти пустом во время первого утреннего рейса вагоне, заняв даже по отдельному отсеку каждый, чтобы удобнее было наблюдать за открывающимися видами прямо по ходу движения. А посмотреть было на что. Путь туда и обратно сопровождался довольно качественным аудиогидом, рассказывавшим попеременно то исторические факты строительства узкоколейки, то красивые местные легенды, то описывавшим возникающие за окном виды, а также богатую местную флору и фауну.
________________________
Узкоколейную Апшеронскую железную дорогу, первый участок которой был открыт почти сто лет назад, в 1927 году, строили, как смешно выразился наш электронный экскурсовод, «заключенные и молодежь». Несложно догадаться, вклад кого из участников этого необычного «тандема» в конечный результат оказался более весомым.
________________________
Впрочем, история как-то незаметно отошла на второй план, уступив место настолько потрясающим пейзажам, что невозможно было выбрать одно из двух: смотреть на них своими глазами или запечатлеть на фото и видео. Иногда я ловил себя на мысли о том, как за «скромные», по меркам таких процессов, 130 миллионов лет внешне маленькая речка Курджипс буквально «разрезала» могучие горы и ушла на дно ущелья. Впрочем, по мнению ученых, в этом могло помочь и существовавшее неподалеку большое горное озеро, которое, если можно так выразиться, «просачивалось» вниз, размывая относительно мягкие скальные породы. Как бы то ни было, у матушки-природы получился самый настоящий шедевр – загадочный, величественный и очень красивый.


Конечным пунктом недлинной узкоколейки была станция, которая носит название «1707». Ровно такое же количество метров туристический экскурсионный поезд преодолевает за 20 с небольшим минут. А дальше сопоставимое расстояние при желании можно пройти по оставшемуся с прежних времен полотну уже пешком, что мы с Сергеем с удовольствием и сделали. Повторюсь, нам улыбнулась удача с выбором для этого практически идеального времени. Утром субботнего дня после прибытия первого рейса еще не наблюдалось толп приезжих, и можно было неспешно идти, наслаждаясь красотой каньона, который вполне заслуживает определение «уникальный природный музей под открытым небом». И еще один немаловажный момент: на тропе мы были практически одни. Нам встретились лишь несколько туристов, преодолевавших, как показалось, более сложные, длинные и никак не связанные с поездом-аттракционом маршруты чисто в пешем порядке. Как поется в одной красивой песне, «каждый ловит свой кайф».

Кратко резюмируя свои впечатления от увиденного в Гуамском ущелье, могу сказать следующее. Это поразительное место как будто «обожгло» меня своей почти первозданной красотой. В воображении возник и надолго запечатлелся очень необычный «коктейль» из древних легенд, неведомых человечеству тектонических процессов мезозойской эры и наверняка весьма грустной истории строительства здесь политическими заключенными сто лет назад уникальной узкоколейной железной дороги. Даст Бог, я сюда обязательно вернусь…
Путь домой
Он показался гораздо более быстрым и комфортным. Трудностей с навигацией, даже на участках без Интернета, больше не возникало, потому что путь хорошо запомнили и «пилот», и «штурман». Самой досадной задержкой была утомительная пробка на трассе «Кавказ» сразу после Армавира. Но впечатлений от путешествия эта маленькая неприятность не испортила.
В Ставрополь мы вернулись совсем не поздно. Крепко обняв друга, я пожелал ему удачи в намного более серьезном путешествии на автомобиле до самого Великого Новгорода. Буквально через день он туда отправился вместе с братом Алексеем, и к настоящему времени уже вернулся. Вот же железный человек!
Тогда настроение у нас было отличное. Завершающий лето месяц только начинался, а теперь это прекрасное время года, увы, подходит к концу. Не за горами осень, а я утешаю себя по этому поводу только строчкой, запомнившейся из прочитанной в детстве сказки про муми-троллей о том, что без нее не случится новой весны. И с этим не поспоришь!
Фото автора