В Ставрополе на минувшей неделе организовали очередной межведомственный рейд по парковочным местам для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Совместные мероприятия провели представители администрации города, комитета труда и социальной защиты населения, Госавтоинспекции.
Точкой обследования на предмет соблюдения правил автомобилистами в этой части был выбран район третьей горбольницы – достаточно оживленный участок от улицы Ленина в районе площади 200-летия Ставрополя до непосредственно лечебного учреждения.
Здесь сконцентрированы учреждения социального значения: и больница, и городской комитет труда и соцзащиты, и администрация Промышленного района, и налоговая инспекция, и Социальный фонд. Поводов для визита в этот район у людей с ограниченными возможностями здоровья может быть масса, и парковочные места для их удобства крайне необходимы и востребованы. Они созданы по всем действующим правилам, а вот насколько доступны для тех, кому непосредственно предназначены, узнали участники рейда.
Цель – призвать к ответственности, а не наказать
Такая работа проводится на регулярной основе по всему городу, в этот раз рейд был организован в преддверии Декады инвалидов, которая стартует 3 декабря. Основная цель мероприятий – профилактика и разъяснительная работа с населением. Автомобилистам участники рейда раздавали листовки с важной информацией, проводили беседы.
Ирина Николаевна Ткаченко, заместитель руководителя отдела социальной помощи и поддержки населения комитета труда и соцзащиты, пояснила, что подобные мероприятия проводятся, как правило, раз в две недели, по возможности и чаще.
– К сожалению, количество инвалидов неуклонно растет. Мы проводим рейды с целью улучшения комфортных условий для этой категории граждан, а также повышения уровня толерантности здоровых людей к инвалидам, – отмечает она. – Однако проблема нарушения правил парковки распространенная, довольно часто такие места занимают неправомерно. Мало кто может оценить сложности, с которыми приходится сталкиваться ограниченным в движении гражданам, когда инвалид подъехал, а машину поставить негде, хотя для него место выделено. Если человек на костылях или колясочник – дойти до учреждения для него большая проблема.
Чтобы сократить недопонимание, по инициативе комитета были подготовлены простые для восприятия информационные материалы. В них коротко и емко описаны последствия допущения нарушений для водителей, а также создана памятка по реализации права на бесплатную парковку транспорта, управляемого инвалидом или перевозящего инвалида или ребенка этой категории.
Внушительный штраф
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», с 1 июля 2020 года на каждой автомобильной стоянке выделяется не менее 10 % мест для парковки транспорта, которым пользуются люди с ограниченными возможностями здоровья. Другие машины на таких местах стоять не должны. За нарушение этих правил предусмотрен внушительный штраф – 5000 рублей. Уплатить его нарушитель может со скидкой 25%, если сделает это в течение 30 календарных дней с момента вынесения постановления.
В настоящее время учреждения медико-социальной экспертизы не оформляют и не выдают опознавательный знак «Инвалид». Реализация права на бесплатное пользование выделенными местами осуществляется путем размещения сведений о транспортном средстве в информационной системе «Федеральный реестр инвалидов».
Сделать это может сам инвалид или его законный представитель, обратившись с заявлением в Социальный фонд РФ – через личный кабинет в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов», портал Госуслуги или офис МФЦ.
Несоблюдение правил стоит дорого...
«И очень дорого», - призналась очевидец того, как эвакуировали в этот раз автомобиль. По словам девушки-водителя, несколько раз ее машину увозили из-за неправильной парковки, правда, не с мест для инвалидов, но тем не менее...

Процедура малоприятная и затратная, к тому же заставляющая поволноваться. Поэтому впредь девушка старается не нарушать правил.
Старший инспектор Госавтоинспекции отдельного батальона Ставрополя старший лейтенант полиции Федор Вячеславович Маслюков, который в составе экипажа ДПС принимал участие в рейде, прокомментировал:
– На парковочных местах для инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками, могут парковаться только инвалиды. Как правило, такие площадки заняты автомобилями без опознавательных знаков «Инвалид». Сегодня немногие знают, что транспортное средство по его государственному номеру может быть внесено в реестр и автомобиль можно парковать без этого знака, но по праву. Данное парковочное место бывает обозначено дорожными знаками, но не обозначено дорожной разметкой. В случае если водитель сомневается, как правильно припарковаться, следует иметь в виду, что инвалидное место немного шире обычного парковочного – 3,5 метра, то есть ориентир от самого знака – по 1,75 м в обе стороны.
В рамках рейдовых мероприятий автоинспектор, заметив на парковочном месте для инвалидов автомобиль без опознавательного знака, проверяет его наличие в федеральном реестре. При отсутствии информации о транспорте проводится процедура фото- и видеофиксации факта нарушения, оформляется протокол задержания, и машину транспортируют на специализированную стоянку.
Для того чтобы ее вернуть, как уже прозвучало, потребуется немало сил и средств. Не обнаружив свою машину, можно набрать номер 102 (с мобильного телефона), объяснить ситуацию, и вас соединят с дежурной частью Госавтоинспекции города, где уже подскажут, на какой стоянке находится автомобиль. Далее водитель должен прибыть в ГАИ для составления административного материала и получить разрешение на выдачу транспортного средства. И только после этого отправляться за машиной. Из расходов – штраф, услуги эвакуатора и почасовое время пребывания транспорта на самой стоянке.
Еще один нюанс, который, наверняка волнует многих. Кто заплатит за ремонт, если вдруг при транспортировке машины или при погрузке/разгрузке с эвакуатора с ней что-то случится. Так вот, представитель Госавтоинспекции отметил следующее. На момент задержания, после того как машину поставили на платформу, ответственность за нее несет перевозчик, то есть уже штрафстоянка, на которую определили транспорт. Организация, а в городе их несколько и они частные, полностью несет ответственность за сохранность и повреждение имущества в случае инцидента, соответственно и все расходы по устранению повреждений.
На вопрос, как часто «ловите» и эвакуируете нарушителей, инспектор ответил, что довольно часто. Причем местные жители нарушают редко, уже знают, что существует пристальный контроль. Чаще среди тех, кто проигнорировал знак «Инвалид», – приезжие водители. Нарушители при этом объясняют, что «других мест не было, и я только на 10 минут припарковался», которых, к слову, хватает, чтобы машину увезли. Процесс налажен четко, все происходит очень быстро. Но стражи дорожного порядка поступают лояльно, то есть, если во время погрузки на эвакуатор водитель вернулся, авто спокойно снимут и выпишут протокол о нарушении.
Сознательность растет
В рамках ноябрьского рейда за полчаса работы был отправлен на специализированную стоянку только один автомобиль, к слову, с госзнаками другого региона. С учетом того, что все места для инвалидов были заняты, и заняты правомерно, как подтвердили автоинспекторы, сверив данные с реестром, это показатель, вероятно, неплохой. Очень хочется надеяться, что связано это с ростом сознательности автомобилистов, а не просто потому, что в этот конкретный момент «инвалид оказался первым».
Профилактические мероприятия будут продолжены.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА

