Разработка сотрудников СКФУ решает сразу две задачи: проблему утилизации бытовых и промышленных отходов в виде стеклобоя и альтернативный вариант заполнителя для дорожных бетонов и асфальтобетонов.
Исследователи ключевого вуза Северного Кавказа разработали технологию удешевления асфальтобетона при помощи модифицированных отходов стекла. Вторичное сырье заменит минеральный заполнитель до 20%. О том, что дорожная отрасль – одна из важнейших сфер для экономики России, в некоторых регионах доля расходов на дорожный фонд достигает 10%, рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов:
– Разработки ученых ориентированы на решение практических задач, имеющих ощутимый результат в социально-экономической сфере, в том числе, в такой стратегически важной как дороги России.
Сейчас захороненных и непереработанных отходов стекла по экспертной оценке – 20-60%. Замена части фракционного состава асфальтобетонной смеси отходами стекла – разумное решение для экономии инертных материалов и повышения характеристик дорожных покрытий, улучшения экологии. Научный руководитель проекта, кандидат технических наук, завкафедрой строительной инженерии Юрий Борисенко отметил:
– Включение отходов стекла в состав минерального заполнителя идёт через бункер со смесительными лопатками. Перемешивание продолжается до получения унифицированного состояния смеси. Битум добавляют через отдельный лоток.
По совам ученых СКФУ использование отходов стекла в качестве инертного заполнителя снизит нагрузку на окружающую среду, повысит физико-механические характеристики асфальтобетона. Заместить минеральные заполнители удастся на 15-20%.
Итоговый продукт технологии – готовая асфальтобетонная смесь, её можно использовать в дорожных работах без внесения существенных изменений в технологии производства с соблюдением требований ГОСТа.
Проект по программе «УМНИК-2023» Фонда содействия инновациям победил в регионе.
В будущем году в Ставрополе закончат реставрацию лермонтовской библиотеки.