Библия - запретный плод или плодородная почва?

Ярослав Распутин

 В этой записи я хочу сказать о творческом осмыслении Библии и о том, что считаю неверным, что такое осмысление вызывает протест у верующих. Подробности, примеры и доводы - ниже.

 

Либерально настроенного и упорного атеиста меня вот посетила мысль, что одна из главных бед постмодерновой (если в этом причина) современности в религиозных заблуждениях. И я это говорю не в пропаганду атеизма (хотя для себя-то я решил, что есть религиозные заблуждения, и туда почти всё из мира "свободы совести и религии" попало), а в пропаганду, в первую очередь, "просвещённого христианства". Не буду заострять внимание на остальных конфессиях - меня в основном окружают христиане.

В связи со своим атеизмом вспомнил, кстати, случай из жизни в университете. На втором курсе моя одногруппница - неглупая девушка, хоть и круглая отличница, - сначала удивлённо, а потом с презрением повторила в отношении меня фразу "Ты - атеист" (в первый раз с вопросительным знаком, во второй - с восклицательным).

Так вот, пожалуй, главное зло, которое преследует многих верующих - это закостенелость. Пусть в 92 году, но Ватикан признал, что Земля круглая и крутится вокруг Солнца. И совершенно очевидно, что даже если Библия содержит мистическое верное знание, его нельзя выудить из буквального её понимания, иначе заминки начнутся сразу же - когда по Библии Бог творил небо и землю, отделял свет от тьмы и "Дух святой носился над водою", согласно современным представлениям, то ли Земли не было, то ли свет от тьмы отделять не надо было. 

Я это говорю, чтобы привести к очевидной мысли: верить нужно во что-то непротиворечивое, что даёт истинную картину мира. И если Библия при дословном чтении совершенно антинаучна, то если кто хочет в неё верить - ему нужно научиться её так толковать, чтобы в результате этих истолкований она стала соответствовать существующим данным.

И да, кто-то так делает. Это называется экзегетикой. Но самой простой и логичной мыслью должно стать то, что если нужно толковать какие-то части, где Библия уже столкнулась с реальностью, то нужно это же делать с теми текстами, которые ей ещё не противоречат. То есть - нужно Библию расшифровывать. Этим хорошо бы заняться каждому, кто мнит себя верующим, а то верят попам, а сами ни в зуб ногой.

Так вот, возьмусь утверждать, что экзегетика - это осмысление Библии. Но каков её инструментарий? Семантика, логика, психологический, исторический и политический подходы. И ясно недостаёт одного - творческого. Но творческим переосмыслением Библии иногда занимаются.

Например, есть такая немецкая группа E Nomine. Это электронный музыкальный проект, но с электронной музыкой они смешивают тексты молитв, религиозные рассуждения и цитаты из Библии. Вот есть клип:

По мне так весьма талантливо.  А вот один мой знакомый буквально полчаса назад, когда я про группу рассказывал другому, сказал с очень недовольным видом: "это не дело". Никакой аргументации, только такая. "Нет, это не дело - трогать Великую Священную Книженцию, её должно хранить и оберегать". Желательно, от прочтения - так я воспринимаю такого рода слова. И мне кажется, это и есть мракобесие и заблуждение. 

Отсюда и исходит негатив к выставке Icons в Краснодаре. И ещё  один пример - очень талантливые размышления на тему Нового Завета, конкретно - Нагорной проповеди - фильм Ивана Вырыпаева "Кислород". 

экзегетика, Библия, религия, мракобесие, E Nomine, Кислород, Icons, церковь, христианство

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А я бы оставила Библию верующим. В нашем свободном мире есть достаточно книг для творческого развития. Ее стоит изучить - ради понимания того, как формировалась наша цивилизация, и оставить тем, кто может годами читать одно и тоже, закрываясь Библией от настоящего мира.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Собственно говоря, я сильно сомневаюсь, что творческий и соременный еловек может действительно быть христианином. Уж ладно можно верить во что-то там такое абстрактное, что ещё можно засунуть в картину мира. Прэтому да, хотел возразить - пусть творески осмысливают те, для кого библия так важна. Но поему-то важна онадля тех, кто не способен к осмыслению. Но всё-таки книга эта - фкультурологичекий феномен, достояние мировой культуры, и мне кажется, несправедливо вводить монополию на её осмысление.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Мы - невинны!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Ярослав, посмотрите в ютюбе американский документальный фильм "секретаря археология" кажется называется
1

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов