Что общего у художников и журналистов Ставрополя?..

Ольга Метёлкина

Как мы уже не без гордости сообщали, в этом году краевая художественная выставка, традиционно организованная Ставропольским отделением Союза художников РФ к Дню края и Дню города, посвящена 30-летию нашей газеты. Когда работы ее участников заняли свои места в зале на улице Маршала Жукова, 46, стало очевидно, что экспозицию можно не только смотреть, но и… читать. Как газету.

Л. Алмосов. «Вечерний Ставрополь».
Александр ПлотниковЛ. Алмосов. «Вечерний Ставрополь».

На самом деле, художники и журналисты, каждый по-своему, отражают жизнь в ее многообразных проявлениях. Авторы полотен, скульптурных изображений, произведений прикладного искусства, представленных на выставке, которая так и называется «Вечерний Ставрополь», как будто ведут несуетливый разговор о дне вчерашнем и сегодняшнем, о том, что волнует, радует и печалит, философствуют…

Увидев в соцсети работу Василия Полякова, ставшую идейным импульсом для всего проекта, я сказала, что пейзаж – это не журналистский жанр. И оказалась неправа. Городской пейзаж на полотне художника может быть не менее информативен, нежели чем газетный репортаж. На открывшейся выставке в этом смысле обращают на себя внимание работы известного графика Владимира Грибачева. Свою серию он назвал «СОС. Служба обеспечения Ставрополя». Издалека зритель видит знакомые скульптурные изображения. Подойдя ближе, начинает различать фигуры людей, которые ежедневно выполняют свою незаметную работу для того, чтобы наш город был «самым-самым», как мы любим с гордостью заявлять. К примеру, мы спешим по своим делам мимо памятника Лермонтову в Театральном сквере и не всегда замечаем работников «Горзеленстроя», которые создают на клумбе живые картины из цветов.

 С. Паршин. «Портрет ветерана Великой Отечественной войны  Виктора Андреевича Глушкова».
Александр Плотников С. Паршин. «Портрет ветерана Великой Отечественной войны Виктора Андреевича Глушкова».

Или ставропольский сюжет на полотне Льва Алмосова с узнаваемыми силуэтами пирамидальных тополей… Он навевает ностальгические мотивы по тем временам, когда и «деревья были большими», и горожане чаще вот так же неспешно гуляли, не вглядываясь каждый в свой гаджет, а находя радость в живом общении. Могли идти по улице и хором петь песни. На картине Л. Алмосова лиц не видно, но чувствуется, что поют…

Интересны образы ставропольцев в творчестве мастеров кисти. Одна из работ, представленных на выставке академиком Российской академии художеств председателем краевого отделения Союза художников РФ Сергеем Паршиным, посвящена нашему земляку ветерану Великой Отечественной войны Виктору Андреевичу Глушкову. Этот портрет, можно сказать, еще пахнет краской. К слову, художники очень продуктивно провели время вынужденной самоизоляции.

 Д. Чуйков. «Дезинфектор».
Александр Плотников Д. Чуйков. «Дезинфектор».

Само собой, творческие люди не смогли обойти стороной и коронавирусную тему. Отражение реалий времени особенно роднит художников с журналистами. Актуальные события неожиданно трансформируются в художественных образах. Глядя на них, можно заметить и скрытую иронию, и философский подтекст, и особую эстетическую направленность мысли автора. Но главное – ощутить созвучие с собственными размышлениями. «Дезинфектор» Дениса Чуйкова – именно такая работа, вглядываясь в которую хочется находить новые ассоциативные детали: в знакомом взгляде персонажа в желтом костюме химзащиты и с «нимбом» из разноцветных кабинок остановленного на неопределенное время колеса обозрения.

Широко известный своими «театральными работами» Леонид Черный на этот раз порадовал зрителей своими пейзажами. Его «Лунная поляна» и зеленчукские виды у посёлка Архыз буквально зовут в путь, чтобы насладиться картинами природы, вдохновившими мастера на создание произведений.

 Н. Литосова. «Алиса».
Александр Плотников Н. Литосова. «Алиса».

Другой театральный художник, Андрей Бобрышев, представил на выставке эскиз оформления спектакля «Тамбовская казначейша» муниципального литературно-музыкального театра «Гармония» имени Г.Н. Пухальской. Театр для многих ставропольцев – неотъемлемая часть жизни, по которой мы все так стосковались за долгие недели и месяцы вынужденного дистанцирования от массовых культурных событий.

Своеобразным отсылом в полуфантастическое будущее воспринимаются портреты работы Натальи Литосовой. Название «Алиса» у зрителей может «рифмоваться» с их восприятием как угодно: это и повзрослевшая героиня из книг Кира Булычева, и визуализировавшийся одноименный виртуальный голосовой помощник в компьютере, и даже композиция группы БИ-2 с текстом: «Знай, здесь Алиса не живёт. Ты ошибся – дом не тот. Здесь тебя никто не ждет»…

Ю. Смотров. «Зима в Ставрополе».
Александр ПлотниковЮ. Смотров. «Зима в Ставрополе».

Так или иначе на выставке каждый зритель находит свои образы, близкие душе, мыслям, ощущениям. Это нежнейшие воздушные акварели Ольги Солдатовой – сирень с легкой грустью о весне, которую нам испортил коронавирус. И «Тени прошлого» Светланы Дмитриевой – работа, на которой «дом с привидениями» запечатлен еще таким, когда привидениям в нем не было страшно.

Валерию Орлову вдохновил на создание работы очень изящный ассоциативный образ – розовый куст с единственным распустившимся цветком. И это тоже Ставрополь – для кого-то город юности, первых ярких эмоций и нежных чувств.

В. Грибачев. Из серии «СОС. Служба обеспечения Ставрополя».
Александр ПлотниковВ. Грибачев. Из серии «СОС. Служба обеспечения Ставрополя».

«Зима в Ставрополе» Юрия Смотрова пробуждает далекие детские фантазии, ведь его почти сказочный пейзаж – готовая иллюстрация к «Снежной королеве» Андерсена.

Я знаю многих ставропольцев, которые с большим интересом следят за творчеством Ольги Черничкиной. На краевой художественной выставке представлено ее панно в технике лоскутного шитья «В горенке» с котом, уютно свернувшимся калачиком на живописной поверхности.

«Вечерний Ставрополь» Александры Тарасовой – это для кого-то привычный вид из окна: десятки домов, крыш и окон, освещенных теплыми лучами заходящего солнца. А для вдумчивого зрителя, возможно, множество человеческих историй, которые скрыты от посторонних глаз за окнами.

На выставке представлены работы 87 авторов. Однако среди них есть художник, который особенно близок «Вечернему Ставрополю». Это график Виктор Дмитриевич Андросов. 30 лет назад он разработал и создал логотип газеты. Всякий раз, беря в руки газету, ставропольцы буквально прикасаются к его творчеству.

«Вечерка» благодарна художникам за прекрасный подарок, приуроченный к юбилею городской газеты. Нас действительно связывает много общего. По большому счету, мы вместе пишем историю Ставрополя и Ставрополья.

 

к Дню края и Дню города, 30-летие газеты, художественная выставка