Электронная торговля — в рамках закона

Лариса Денежная

Что нужно знать об особенностях виртуальной торговли и как защитить свои права?

Виртуальный магазин — современный формат торговли. С каждым годом электронных прилавков становится больше. Использование такой возможности значительно сокращает расходы продавцов (не нужно покупать торговые помещения, оборудование, нет необходимости пользоваться услугами посредников и т.д.), дает возможность установить доступные цены на реализуемые товары. Но у интернет-торговли есть немало лазеек для мошенничества. Часты случаи халатного выполнения обязательств со стороны продавца.

Что нужно знать об особенностях виртуальной торговли и как защитить свои права? Вот какие разъяснения дают специалисты краевой службы Роспотребнадзора.

Приобретение товаров в интернет-магазине регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей". Поэтому возникшие проблемы с покупками в сети нужно решать, опираясь на этот закон. Ваша осведомленность о своих правах поможет повлиять на недобросовестного продавца, заставив его пересмотреть свою позицию. Вот основные моменты, которые должен знать каждый покупатель:

Перед покупкой получите исчерпывающую информацию о товаре (ст. 26.1 Закона "О защите прав потребителей"): (для импортных товаров – на русском языке), в том числе:

— цена в рублях и условия приобретения товара;

— сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

— место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), а также организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (для импортного – наименование страны его происхождения);

— сведения о подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателя должны об этом предупредить.

В момент получения товара продавец должен предоставить в письменном виде информацию о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон (п. 3. ст. 26.1 закона о защите прав потребителей).

Согласно п. 4 ст. 26.1 покупатель имеет право отказаться от покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него в течение семи дней. Если в момент получения товара в упаковке не было информации в письменном виде о порядке и сроках возврата, вернуть его можно в течение 90 дней. Если товар не соответствует индивидуально-потребительским свойствам покупателя, он  вправе отказаться от него. Возврату подлежит стоимость товара, за исключением затрат на доставку.

Для возврата товара он должен соответствовать изначальным характеристикам, то есть сохранить товарный вид и свойства.

Отказаться невозможно только от товара, который сделан под заказ, по вашим индивидуальным параметрам, например, пошив одежды, обуви или с персональной дарственной надписью.

Если причина возврата товара - претензия к его свойствам, продавец вправе заказать проведение экспертизы качества. При этом срок обмена увеличивается и будет равным 20 дням (п. 1 ст. 21 Закона "О защите прав потребителей"). Как правило, экспертиза проводится за счет продавца, т. к. именно он оспаривает тот факт, что товар не соответствует первоначальным характеристикам. Если результат экспертизы не удовлетворяет покупателя, он имеет право оспорить это решение в суде, предоставив вывод других квалификационных структур.

Если у продавца возникают задержки с заменой, согласно п. 1 ст. 21 Закона "О защите прав потребителей" он обязан предоставить вам другой товар во временное пользование. Закон обязывает продавца уложиться с его предоставлением в трехдневный срок.

Если продавец не спешит с возвратом денег за товар, не соответствующий вашим требованиям, ст. 23 Закона "О защите прав потребителей" оговаривает: за каждый день просрочки продавец заплатит 1% от общей стоимости покупки. Прочие пункты возврата товара регулируются ст. 18-24 Закона. Если товар нужно обменять, например, не подошел размер или выявлен дефект, его можно вернуть в течение двух недель.

Многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить его качество и исправность.

торговля, Роспотребнадзор