Эта выставка в окне…

Ольга Метёлкина

Прохожие, шагая мимо старинного здания Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, что на улице Дзержинского, обращают внимание на яркие рисунки в окнах.

Ольга Метёлкина

Традиционные деревянные ложки и матрешки в нарядах в стиле хохломы, гжельская роспись, напоминающая морозные узоры…

Необычную экспозицию «Мир народного искусства глазами детей» в конце Года нематериального культурного наследия народов России музей организовал совместно с Центром внешкольной работы Промышленного района Ставрополя. В Международный день художника юных авторов работ пригласили в музей на экскурсию и одновременно открытие их маленькой выставки.

Старший научный сотрудник Людмила Владиславовна Волошенко провела для них экскурсию по знаменитой «Золотой коллекции». Ребята впервые увидели скульптурные изображения и живописные полотна, которые еще в прошлом веке поступили в музей из собрания купцов Алафузовых, а позже из Государственного Эрмитажа.

Искусствовед обратила внимание юных посетителей на то, с каким совершенством скульпторы и живописцы прошлого создавали свои работы, как им удалось характеры персонажей передать в мраморе и на холсте.

Ольга Метёлкина

После того, как ребята совершили экскурсию по залам «Золотой коллекции», им разрешили потрогать произведения современных художников из дерева и мрамора, чтобы понять, чем отличаются материалы, из которых они созданы. Марина Петровна по ходу экскурсии спрашивала у ребят, что они увидели, а те делились своими впечатлениями.

Воспитанники Центра внешкольной работы, с которыми работает педагог-организатор Марина Петровна Озерова – дети особенные, у каждого сложные диагнозы. В комнате школьника «Олимпиец», где проходят занятия, для них разработан специальный проект «Шаг за шагом», направленный на социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья через их вовлечение в дополнительное образование. Проще говоря, ребят учат наблюдать явления природы, окружающий мир, делиться впечатлениями и рисовать. Элементы арт-терапии помогают им развиваться. Следует особо отметить, что в 2020 году Центр внешкольного образования был включен в реестр лучших практик работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования Ставропольского края.

В рамках проекта «Шаг за шагом» Марина Петровна Озерова разработала индивидуальное обучение для вновь пришедших воспитанников с учетом состояния здоровья каждого ребенка, взяв за основу правополушарное рисование. Её методика позволяет даже тем, кому трудно держать в руке кисточку, добиваться хороших результатов, а значит получать мотивацию для продвижения на новый уровень.

В чем заключаются преимущества метода правополушарного рисования? Дело в том, что правое полушарие мозга отвечает за восприятие окружающего мира, оно обрабатывает информацию в образах, позволяет фантазировать. Словом, помогает человеку творчески мыслить. В отличие от него, левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, способности к математике и речь. Левое полушарие развивается при условии успешного развития правого. Метод правополушарного рисования помогает детям с ограниченными возможностями здоровья развивать когнитивные функции, улучшать зрительную память и мелкую моторику. Воображаемый мир обретает реальные черты на белом листе бумаги. Рисуя, ребенок демонстрируют свою внутреннюю вселенную, а видя результат и получая одобрение, обретает уверенность в себе.

- Дети очень хорошо чувствуют природу, - говорит Марина Петровна. – Мы занимаемся через сказку. Вначале выходим на улицу, «слушаем» воздух, нюхаем его, трогаем деревья, собираем листья, наблюдаем, как деревья меняют оттенок, а потом это передаем с помощью красок. Почему, например, бумага «заплакала»? А потому что сегодня на улице туман и серое небо.

Об этом мы говорили и с мамами ребят. Анита Багирян рассказала, что ее шестилетний сын Богдан очень любит рисовать природу: облака, небо, цветы, деревья. Когда она возит его к логопеду, Богдан смотрит по сторонам и говорит: «Вот это хочу нарисовать», а потом, вернувшись домой, переносит на бумагу то, что запомнил. Поэтому не удивительно, что, помимо рисунков по заданию Марины Петровны, у него появляется еще много самостоятельных работ. А ведь прежде Богдану даже не удавалось удержать в руке карандаш.

Маруся Ивницкая занимается у Марины Петровны около пяти лет. Когда мама Ирина пришла с ней к педагогу, девочке было шесть лет. Маруся не говорила и ни минуты не могла усидеть на одном месте, гиперактивность зашкаливала. Занятия у Марины Петровны принесли заметные результаты. Следует сказать, что помимо рисования у Маруси есть и другие увлечения. Сразу же после экскурсии в музее изобразительного искусства она с мамой отправилась на музыкальное занятие.

В музее мы познакомились с Исой Омаровым и его мамой Сабият. Честно говоря, Иса покорил меня своим увлечением историей. Когда заведующий передвижными выставками Сергей Федорович Думкин рассказал гостям о том, что сотрудники музея недавно вернулись из поселка Новокумского, где подготовили передвижную экспозицию «Сделано в СССР», Иса заметно оживился. Оказалось, мальчик увлекается не просто историей, а периодом СССР. Он даже знает, что в своё время в составе Советского Союза было 16 республик, а не 15, как в момент распада великой страны. В «Золотой коллекции» Иса особенно вдохновился итальянским пейзажем кисти выпускника Петербургской академии художеств, живописца XIX века Льва Лагорио. На вопрос, чем же картина привлекла его внимание, Иса ответил просто: «Я лето люблю».

По методике Марины Петровны Озеровой в проекте «Шаг за шагом» учатся рисовать не только дети, но также их мамы. Для них педагог проводит мастер-классы по правополушарному рисованию, в ходе которых они знакомятся со специальной методикой и создают с ее помощью свои маленькие шедевры.

- Это важно, потому что, когда я даю домашнее задание ребенку, мамы, прошедшие мастер-класс, уже знают, как помочь его выполнить, - говорит Марина Петровна. – Ведь когда мы работаем вместе: ребенок - педагог – мама, обязательно приходят положительные результаты.

Фатима Кривогузова – мама маленькой Ксюши призналась, что не рисовала со школьных лет.

- Увлечь рисованием родителей – это была задумка Марины Петровны, - рассказала Фатима. – Как правило, мамы живут интересами детей. Ежедневные заботы заставляют забывать о своих желаниях, о том, чем, может, раньше и увлекался. В общении с Мариной Петровной неожиданно открывается, что ты, оказывается, можешь рисовать, и это у тебя получается.

Фатима рассказала, что мастер-класс, на который она впервые пришла к Марине Петровне, длился шесть часов(!). О времени его участницы вспомнили уже к концу, когда под руководством преподавателя сделали собственные работы, а еще потому, что пора было домой…

Ольга Метёлкина

А тем временем прохожие шли по своим делам, мельком взглянув на рисунки в окнах музея и небольшую группу детей и взрослых, фотографирующихся на фоне маленькой доброй выставки. Для тех ребят, которые, преодолевая трудности, создают свои работы в комнате школьника «Олимпиец», для их родителей и педагога она стала по-настоящему большим достижением.

«Мир народного искусства глазами детей», Международный день художника, правополушарное рисование, Год нематериального культурного наследия народов России, ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Центр внешкольной работы Промышленного района Ставрополя