Глазами статуи

Глазами статуи

В работе недвижимого актера есть свой адреналин. Сначала страшно. Страшно потому, что не знаешь, как поведет себя публика. А вдруг встретятся твои друзья? А если они рассмешат тебя? Тогда все насмарку! А потом, когда входишь в раж, забываешь обо всем на свете. Даже когда встречаешься с ханжеством, то не робеешь. С гротескным пафосом высунул язык – и дальше в стойку.

Городской праздник, веселье в самом разгаре, кто-то уже подшофе. И вся эта жаждущая халявы толпа устремляет свои зенки к тебе. Пытаются тыкать в тебя пальцем, скорчить рожу, ущипнуть. Иные, правда, подкидывают деньжат, видят - стараешься.

Почему я решился на работу живой статуей? Интересный вопрос. С одной стороны, это что-то новое, интересное, некая «культурная инноватика» нашей провинциальной столицы. Когда я впервые увидел живые статуи, мне казалось, что это не мое. Я – человек гиперактивный. Не могу подолгу находиться на одном месте, а тут по нескольку часов надо быть в недвижимом состоянии. Но спустя некоторое время в мои руки попала книга Виктора Пелевина «П5». В одной из повестей этой книги описывалось состояние героини, которая работала кариатидой, ей приходилось быть в абсолютно недвижимом состоянии по нескольку дней. Для достижения такого эффекта ей вкалывали специальное вещество, вырабатываемое организмом богомола. Но спустя время с ее подсознанием заговорил богомол, который приоткрыл ей глаза на сущность этого мира. Тогда и я решил найти своего абстрактного Богомола, попытаться взглянуть на происходящее под иным ракурсом.

Глазами статуи

Толстый слой аквагрима, одежда, пропитанная клеем и раскрашенная аэрозольной краской, — лицо преображается, невольно держишь спину ровно, меняется походка, а с лица пропадает хоть какой-нибудь намёк на мимику.

Работаем мы в основном на добровольческих началах. Обычно, когда наступает какой-нибудь большой праздник, мы выходим в места большого скопления народа и приступаем к работе. Для этого надо просто замереть. Ах, да, чуть не забыл! Перед каждым актером стоит небольшая мисочка, в которую прохожие могут кинуть монетку. Хочется заметить, что не все к этому относятся однозначно. Кто-то восхищается, а от кого-то, наоборот, слышишь: «Лучше бы на завод шли работать!».

Когда стоишь почти в одном и том же положении три-четыре часа подряд, начинаешь тихо ненавидеть этот мир, но в то же время работа живой статуей учит тебя спокойствию.

Для справки: само искусство живых статуй имеет длинную предысторию. Корни статического перфоманса уходят в Латинскую Америку, где три актера придумали себе работу и стали первыми живыми статуями, их имена Пако, Тонио и Пепе. Особую популярность живые скульптуры получили в 1970-1980-х годах на центральных улицах Барселоны, а затем и в городах Германии, Франции и др. Последние пару десятилетий недвижимое искусство перекочевало в Россию, но в основном оно застопорилось в столицах нашей страны.

Но прогресс идет. Теперь тех, кто движется столь изящно, что невозможно это узреть, можно наблюдать и на улицах Ставрополя. Идея создания такого необычного стрит-арта принадлежит творческой группе «Фокус». Начиналось все с малого: на День края ребята выставили три персонажа, решили попробовать, зайдет ли фишка? И она зашла. А потом пошло-поехало. Сейчас молодые люди пользуются популярностью. Их приглашают на торжества, открытия магазинов, свадьбы и различные фестивали. Кроме этого, галерея персонажей выросла. Сейчас в арсенале «Фокуса» есть различные персонажи - начиная с образа греческих богинь и заканчивая героями современности, что помогает им творить волшебство на любом празднике.

Благодаря работе ставропольских артистов живые статуи стали одной из достопримечательностей Анапы, где они проработали всё лето. И это парадокс, потому что в родном городе о них практически ничего не знают, да и, чего греха таить, со стороны местного населения много непонимания и агрессии. Хочется верить, что это ставропольское ноу-хау приживётся, не сдаст позиций, а будет только набирать обороты.

Дмитрий Елшанский.