Интернет-покупки: личный опыт поощряется!

Лариса Денежная

Как не обмануться при покупке через Интернет?

Совместно с комитетом муниципального заказа и торговли городской администрации мы объявили конкурс потребительских историй «Интернет-покупки: как не обмануться?», приуроченный ко Всемирному дню защиты прав потребителей. В нынешнем году он прошел под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху». Сегодня мы представляем итоги конкурса, в котором самое активное участие приняли представители студенческой молодежи, обучающейся в ставропольских вузах — СтГАУ и СКФУ.

На конкурс поступило свыше пятидесяти работ. Такой интерес вполне объясним. Нынешняя молодежь - поколение цифровых технологий. И, как показал конкурс, его участники хорошо ориентируются в мире виртуальной торговли. Одним из главных требований конкурса было изложение истории общения с интернет-магазинами. Чтобы она была поучительная и для других, предложили дать в эссе практические советы, исходя из полученного опыта. Как правильно выбирать интернет-площадки, которым можно доверять? Какие виртуальные магазины себя скомпрометировали? Когда и при каких обстоятельствах нужно начинать спор с продавцами и как быстрее его разрешить?

Нужно сказать, что определить победителей было непросто. Выбирали лучших из лучших. Пришлось ввести и дополнительные «фильтры», в том числе и стиль изложения, поскольку представленные работы мы предполагали для опубликования в газете. Подвергли их и проверке на программе «Антиплагиат» для исключения «заимствования» чужих мыслей.

Неоценимую помощь в организации конкурса нам оказали преподаватели вузов - к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института СКФУ М. Бычко, доценты кафедры государственного и муниципального управления и права СтГАУ к.э.н. Е. Шевченко, к.э.н.С. Луговской и к.ю.н. О.Жданова. За что мы им очень благодарны.

Итак, призовые места присуждены:

1-е место - Алина Викторовна Новикова, студентка юридического института СКФУ;

2-е место - Виктория Сергеевна Шмыгалева, студентка юридического института СКФУ;

3-е место - Кристина Павловна Марченко, магистрант СтГАУ.

Церемония чествования победителей и авторов лучших конкурсных работ состоится в пятницу, 17 марта, в 15. 00 в комитете муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя по адресу: пр. К. Маркса, 87. До встречи!

Чтобы труд участников конкурса не пропал, наиболее интересные и поучительные истории, а также отдельные их фрагменты мы опубликуем в нашей рубрике.

Сегодня мы представляем работу победителя - Алины Новиковой, с сокращениями и редакторской правкой

Aliexpress: не дайте себя обмануть

Всемирно известная всем торговая интернет-площадка Aliexpress: миллионы пользователей, огромный выбор товара, приемлемые цены, удобная доставка. Сегодня она настолько популярна и масштабна, что, к сожалению, вместе с собственным развитием порождает и различные виды мошенничества. Статистика показывает: каждый второй покупатель на Aliexpress сталкивается с недобросовестным продавцом, а то и откровенным обманом.

Один из развивающихся видов мошенничества на просторах этого ресурса заключается примерно в следующем. На торговой площадке регистрируется новый магазин, например, электроники или одежды, или взламывается действующий магазин с определенным рейтингом. Лжепродавец размещает товары с заметно сниженной стоимостью (на 10 - 20%) для быстрого привлечения внимания покупателей. Доставку товара продавец предлагает осуществить любым из бесплатных способов, например, China Post, UPS или DHL.

Доверчивый покупатель находится довольно быстро, ведь соблазн купить товар подешевле да еще с бесплатной доставкой – предложение, от которого сложно отказаться. После оплаты, обычно через 1-2 дня, покупателю приходит письмо, смысл которого в том, что купленный товар попал под запрет к пересылке DHL, но он все-таки будет отправлен международной почтой. Или что экспресс-служба не приняла посылку, и продавец может отправить заказ почтой. Также продавец сообщает покупателю: готов возместить ему некоторую сумму (10%, или 5$) за отправку товара обычной почтой, а не DHL. Однако для частичного возмещения денежных средств нужно открыть диспут (спор). Отмечу: на официальном сайте Aliexpress продавец может осуществить возврат средств лишь путем открытия диспута. И, как известно, спор, по которому вынесено решение, автоматически закрывает сделку, а оставшаяся сумма перечисляется на счет продавца. Вдобавок продавец присваивает покупателю недействительный трек-номер или реальный трек-номер, но от «чужой» посылки, отправленной в ту же страну, другому получателю. Однако всем известен тот факт, что треки всегда отслеживаются с задержкой, поэтому покупатели часто не обращают на это внимания. Основным козырем в данной ситуации являются открытость продавца и его желание разрешить подобную ситуацию в лучшую для покупателя сторону. Таким образом, покупатель лишается возможности открыть диспут по данному заказу в дальнейшем, а продавец остаётся и с товаром, и с деньгами. Что происходит далее? Из магазина исчезают все предложения, он закрывается, а сам продавец попросту игнорирует сообщения обманутых покупателей.

В подобной ситуации оказалась моя знакомая Анна. Она решила купить на Aliexpress «недешевую» сумочку, о которой давно мечтала, но никак не могла найти ее в магазинах. Заказала данный товар у одного из продавцов интернет-магазина, оплатила его. А дальше все произошло, как было описано выше.

И таких примеров множество. Что же делать? Полностью отказаться от пользования услугами виртуальных магазинов или, может, нужно внимательнее относиться к покупкам в интернет-магазинах?

Поэтому в завершение хотелось бы дать несколько советов:

1) подходите внимательно к выбору продавца на Aliexpress. Прежде чем принять решение о покупке товара, убедитесь, что у него есть отзывы. Внимательно изучите рейтинг продавца, прежде чем совершать покупку, причем не только на сайте данного магазина;

2) не покупайте слишком дешёвый товар. Сначала попробуйте поискать такой же у других продавцов и определите его среднюю рыночную стоимость. Помните: слишком низкая цена - явный признак обмана со стороны магазина;

3) среди предложенных способов доставки DHL выбирайте в последнюю очередь: услуги данной компании стоят недешево и уж точно не могут быть бесплатными. К тому же, выбирая DHL, вы ограничиваете сроки доставки 23 днями. Обычная же почта на доставку предусматривает больше дней;

4) открывайте диспут (спор) только на возврат полной стоимости, указав в причинах неполучение товара. Не открывайте диспутов только на частичную компенсацию, ни под каким предлогом, пока не получили товар.

Желаю вам хороших, а главное - удачных покупок на торговых площадках, в частности, Aliexpress. Будьте внимательны, и вы не столкнетесь с описанной выше ситуацией.

 

Интернет, покупки