Как достичь согласия в цифрах?

Тамара Коркина

Как достичь согласия в цифрах?

В субботу, 14 января, в «Вечернем Ставрополе» был опубликован отчет с «Народной трибуны», посвященной неразберихе в платежах за электроэнергию. Вот уже полгода люди не могут понять, почему простейшая арифметика расчета за киловатты, доступная и неграмотному потребителю, приобрела вдруг расплывчатый и туманный характер. Такой, что и профессиональные математики никак не могут привести цифры к согласию.

Поэтому наш корреспондент с интересом принял приглашение поучаствовать в разговоре, который состоялся в кабинете генерального директора ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» Светланы Фоминой с участием первого заместителя руководителя комитета городского хозяйства администрации города Елены Козинкиной. Тема была все та же — расчеты за электроэнергию.

Вопреки закону о бухгалтерском учете

У каждого явления, в том числе и негативного, есть свои истоки. В данном случае город на дыбы поставила «Горэлектросеть», или точнее — ОАО «Ставропольэнергосбыт». По постановлению Правительства РФ, вышедшему еще в 2006 году, «Горэлектросеть» спустя пять лет взялась спешно заключать договоры с управляющими компаниями. Они, будучи исполнителями коммунальных услуг, должны были взять на себя и расчеты по оплате за электроэнергию. Надо сказать, другие естественные монополисты затратили на эту работу годы, этап за этапом осваивая новые отношения с управляющими компаниями и потребителями.

Как объяснила Елена Козинкина, договорные отношения у «Горэлектросети» сложились с одними компаниями с 1 июня, с другими — с 1 июля. Но… Получая с этих пор платежки, люди перестали понимать, как производится расчет оплаты за электроэнергию, почему проставляются такие большие суммы и вообще - что происходит. На протяжении нескольких месяцев горожане сотрясали власть города и края, Ставропольский городской расчетный центр, требуя разъяснений.

— Администрация города сразу подключилась к решению обозначенных горожанами проблем, — подчеркнула Елена Козинкина. — Начались встречи с руководством городских электрических сетей, городского расчетного центра, управляющих компаний.

Выяснилось, что, передав УК функции по сбору платежей, «Ставропольэнергосбыт» не предоставил им и ГРЦ информацию по задолженности бывших абонентов на момент заключения договоров. А также - по тем средствам, которые «Горэлектросеть» получила от населения на момент заключения договоров управляющими компаниями и ГРЦ.

Практически в течение полугода люди платили за электроэнергию не только в ГРЦ, но и в тех местах, откуда деньги поступали на расчетные счета «Горэлектросети». А она спокойно засчитывала их в счет погашения задолженности до момента заключения договоров. Этого не могло происходить в принципе, стоит хоть одним глазом заглянуть в закон о бухгалтерском учете.

Спасительное тройственное Соглашение

— В итоге большой работы администрация города пришла к выводу, что необходимо Соглашение между управляющими компаниями, городским расчетным центром и «Горэлектросетью» о намерениях, - продолжила Е. Козинкина. — Мы расписали по пунктам, кто и что должен предоставить, какие документы, в какой последовательности. Соглашение будет опубликовано в «Вечернем Ставрополе» и размещено на сайте администрации города.

Чего хочет достичь этим соглашением администрация? Во-первых, все управляющие компании, желающие цивилизованно управлять многоквартирными домами, должны наладить нормальные деловые отношения с ГРЦ и «Горэлектросетью». Для этого им необходимо своевременно собирать информацию о потребленной собственниками электроэнергии и предоставлять ее в ГРЦ. Те УК, которые не подпишут это Соглашение, просто подтвердят, что их устраивает та неразбериха, которая сегодня происходит.

Е. Козинкина подчеркнула, что у управляющих компаний, которые подошли к делу ответственно, заранее готовились к тому, что они — исполнители коммунальных услуг, сегодня проблем с расчетами нет. Их породили те компании, которые не были готовы к заключению договоров.

Соглашением достигалось и то, что «Горэлектросеть», категорически отказывающаяся предоставить информацию о задолженности и поступивших на ее счет за полугодие средствах, была вынуждена предоставить обновленную информацию.

Состыковка всех реестров

Светлана Фомина пояснила, что до этого момента УК, «Горэлектро-сеть» предоставляли в ГРЦ реестры оплат горожан, которые и отражались в учете. Теперь предстоит состыковать все потоки информации о платежах, полученной ранее и предоставленной «Горэлектросетью» в конце декабря, с тем чтобы сумма долга или переплаты горожан была реальной.

— Сейчас проводим работу по сверкам, разбираемся в электронных файлах, переданных в наш адрес «Горэлектросетью» в разное время, в документах, направляемых ранее УК в наш адрес. Эта очень объемная работа, требующая внимания и навыков. Кто мог предугадать, что «Ставропольэнергосбыт» так запутает последовательность действий при работе с задолженностью прежних периодов? В результате при разбирательствах стало выясняться, что человек оплатил электроэнергию в период с июня по декабрь, но его платежи учитывались на счетах «Горэлектросети». Они шли в счет долгов, сложившихся до июня. Для того чтобы сверить каждый лицевой счет, ГРЦ понадобится значительное время.

За неделю это не сделаешь, поскольку работа не может быть выполнена в автоматизированном режиме. Так что в графе «долг» у горожан не появятся суммы до момента окончательной сверки.

А тут еще наложилось то, что сами управляющие компании оказались не готовы к работе с таким количеством приборов учета, к централизованному снятию показаний. Только сделаем расчет, из УК идет письмо: пересчитайте, при снятии показаний произошла ошибка, перепутали, какой квартире принадлежит счетчик.

Обращаясь в «Народную трибуну», люди говорили о том, что для них неожиданно поменялась форма платежного документа и цифры в платежке проставляются произвольно. На это Светлана Фомина дала такие пояснения: форма платежного документа не поменялась, раньше человек собственноручно заполнял графу «на день оплаты», «предыдущие» и умножал разницу на тариф. Сегодня «предыдущие» уже стоят в платежке - это те показания, до которых гражданину начислена оплата за услугу. Графа «на день оплаты/ последнее» заполняется собственником самостоятельно или не заполняется, если УК снимает показания счетчиков централизованно.

Как снимать показания?

Руководитель ГРЦ показала всем файл, который был направлен каждой УК. Она должна была сообщить ГРЦ, какой способ передачи показаний квартирных счетчиков ею избран: централизованный или самими собственниками. Управляющие компании должны провести работу и определиться с жильцами, как снимать показания. То ли это будет записочка в специальном ящике, то ли показания снимет старшая по дому или подъезду, то ли каждый сам пишет показания в квитанции ГРЦ. Определившись, УК должна сообщить о результате в городской расчетный центр.

Хотя есть и однозначный ответ: там, где стоят общедомовые приборы учета, должно быть одновременное снятие показаний по общедомовому и индивидуальным. Это необходимо потому, что объем потребленной на места общего пользования электроэнергии распределяется пропорционально объему, потребленному квартирой. На сегодня все компании проинформировали ГРЦ, что они будут подавать данные по квартирным счетчикам централизованно. Теперь важно разъяснить свое решение жильцам, найти с ними общий язык по всем вопросам.

— Я просила на всех совещаниях, чтобы все управляющие компании довели до собственников помещений, как они будут работать с приборами учета, люди все это должны узнать от своих УК, а не от сотрудников ГРЦ. Но сегодня в расчетном центре по-прежнему очереди, люди возмущаются, почему они не знают, что УК снимала показания приборов учета 20 декабря.

У внимательно читающего человека безусловно возникнет вопрос: так все же мои показания будут передаваться централизованно или я сам должен проставлять их в квитанции?

И мы, участники разговора, задали такой вопрос. Ответ прозвучал довольно откровенный: так как наши УК не умеют выполнять качественно свою работу, то к концу месяца может выясниться, что они не дали централизованные показания, и граждане тоже не указали показания в своих квитанциях. И как тогда производить расчеты? Так что пока не урегулированы эти вопросы между УК и собственниками пусть граждане свои показания тоже заполняют в квитанциях.

Не игнорируйте собрания!

Что будет предприниматься в плане работы с населением? Как сообщила Елена Козинкина, уже составлен график проведения в первом квартале собраний с жильцами многоквартирных домов по отчету УК за 2011 год. Все управляющие компании в обязательном порядке должны будут отчитаться перед жильцами, подготовлен перечень вопросов, на которые УК должны дать четкие ответы. На каждом собрании обязательно будет присутствовать представитель администрации города, комитета городского хозяйства. Отчет управляющей компании должен быть подписан жильцами каждого дома. УК собирают огромные деньги с населения, они должны отчитываться за них, делать свою деятельность прозрачной.

— Мы будем разговаривать с людьми откровенно, рассказывать им о компаниях, которые работают хорошо. В городе 40 управляющих компаний, среди них есть разные.

По Жилищному кодексу, если у жильцов есть претензии к УК, они могут написать заявление в администрацию и в пятидневный срок получить помощь.

Безусловно, городская администрация переломила сложнейшую ситуацию, созданную ОАО «Ставропольэнергосбыт». Пути выхода из нее обозначены, теперь остается одно: все договорные стороны должны выполнять свои обязательства. А мы, проживающие в многоквартирных домах, должны стряхнуть с себя равнодушие и неприязненные чувства к соседям и понять, что судьба платежей, их достоверность и прозрачность - и в наших руках тоже.