Кэшбэк по телефону – это обман

Лариса Денежная

лохотрон

Мошенники придумали новую схему «развода» доверчивых людей на деньги. Вам еще не звонили по поводу бонусной программы Сбербанка с возвратом кэшбэка на карту «Мир»? Тогда эта поучительная история – для вас. Пенсионерка Н. из Ставрополя, назовем ее Ирина Николаевна, чуть не потеряла все свои деньги. Вовремя среагировала и служба безопасности банка. Однако все по порядку.

Ирина Николаевна ехала в автобусе, когда раздался звонок мобильника. Женский голос с незнакомого номера обратился к Н. по имени-отчеству, представился Викторией. Цель звонка – сообщение по поводу бонусной программы кэшбэка. На вопрос: что вы хотите, незнакомка ответила: мол, она не может общаться в таком шуме, поэтому перезвонит попозже, когда Н. вернется домой.

Звонок застал Ирину Николаевну врасплох. Назвавшаяся Викторией перезвонила через три часа, когда Н. уже и забыла о дневном разговоре. Сначала сообщила: мол, Ирина Николаевна зарегистрировалась для участия в бонусной программе кэшбэка и почему-то ни разу им этим не воспользовалась. Между тем у нее накопилась некоторая сумма – аж 8400 рублей. И она может сгореть. Виктория поинтересовалась у Ирины Николаевны: не приходили ли ей на телефон смс с сообщениями о начислении кэшбэка? Получив отрицательный ответ, сказала: они это исправят, сейчас с Н. будет общаться другой сотрудник, некто Александр Звонарев.

«Коллега» с русской фамилией и своеобразным акцентом тут же сообщил: мол, накопившийся кэшбэк – Н. ведь расплачивалась картой за покупки – нужно срочно активировать, иначе деньги «сгорят». Сразу поинтересовался, сколько банковских карт у Н., дебетовые они или кредитные. Не зная, что скрывается за словом «дебетовые», Ирина Николаевна ответила, что у нее одна карта «Мир».

Мужчина, не дав опомниться, сообщил: нужно сверить номер банковской карты, назвал ее первые четыре цифры. Именно это и притупило бдительность Ирины Николаевны. Женщина решила: если этот Александр Звонарев такой осведомленный, значит, действительно сотрудник бонусной программы. Правда, минуту спустя тот устроил проверку следующих четырех цифр. Это позже Н. поняла: таким образом «сотрудник» выведал у нее полный номер карты. Дальше оставалось малое.

Звонарев предупредил: мол, чтобы узнать, мошенники звонят или сотрудники банка, надо обратить внимание, что на телефон должны приходить смс или от банка с номером 900, или от сотового оператора. Сказал, что через минуту придет сообщение с кодом, который понадобится для того, чтобы конвертировать бонусные баллы в деньги. Н. должна будет сообщить эти пять цифр ему, и 8400 рублей поступят на ее банковскую карту.

Дальнейшее общение шло в убыстренном темпе. Не успел на телефон прийти код, как Звонарев уже справился о нем. Потом через минуту снова перезвонил. Ирина Николаевна еле успела прочитать этот код, не осмыслив сообщение мобильного оператора, который отправил пароль для регистрации в Сбербанк-онлайн (с чего бы это, если этим сервисом женщина пользовалась давно?). Еще через две минуты – о зачислении денег на ее карту «Мир».

Звонарев не дал опомниться. При очередном звонке сообщил: мол, кэшбэк уже перечислен. Нужно только еще заплатить комиссию. За что? За конвертацию бонусных баллов в рубли. Деньги-то уже поступили на карту. Добавил: мол, нужно стереть два последних сообщения, чтобы женщина не запуталась в смс и присланных в кодах. Обещал перезвонить.

Вот тут Н. и заподозрила что-то неладное: зачем удалять сообщения? От подозрений участилось сердцебиение. Женщина попыталась было через телефон войти в мобильный банк, но на мониторе высветился звонок, и онлайн-сервис закрылся. Н. сбросила вызов, предприняла новую попытку узнать, что творится с ее счетами. Опять звонок.

Звонарев интересовался, стерла ли Н. смс. Еще сказал, что через три минуты придет сообщение с текстом «проверьте реквизиты перевода: карта списания, сумма комиссии и пятизначный код...».

Когда пришло обещанное смс, Н. схватилась за голову: оказывается, деньги с ее карты «Мир» – вся сумма вместе с кэшбэком – переводятся на чужую. И для завершения этой операции нужно было ввести только отправленный код. Н. стала искать сообщения, которые должна была удалить. И тут дошло до ее сознания: те деньги, которые ей перевели в качестве кэшбэка, были списаны... с ее кредитной карты. Первая реакция – шок. Женщина отключила телефон. Пришла в себя. А когда снова включила мобильник, тут же раздался звонок. Это была Виктория, она поинтересовалась, что со связью, и сообщила Н., что ей сейчас перезвонит Александр.

Звонарев не заставил себя долго ждать. Просил подтвердить код. Вот тут Н. не сдержалась, назвала Звонарева мошенником и припугнула обращением в полицию. Его деликатность тут же испарилась. Он язвительно сообщил: мол, денежки с кредитной карты уже уплыли, и теперь Н. придется погашать долг. А потом посыпалась махровая нецензурщина.

Нужно сказать, что деньги уйти не успели. Сработала вовремя служба безопасности банка. Заподозрив сомнительную операцию, кредитное учреждение приостановило операцию. А после обращения Н. банк восстановил баланс кредитной карты, отправив обратно сумму, переведенную на дебетовую «Мир». Именно этот «кэшбэк» и притупил бдительность женщины. А еще «хитрые» приемы мошенников, которые не дают жертве и минуты на раздумья, чтобы понять, в чем подвох, атакуя звонками. За то время, пока Н. отключила телефон, было двадцать (!) пропущенных вызовов от «Звонарева».

Пока последний атаковал свою жертву звонками, мобильный оператор успел отправить несколько смс, которые остались непрочитанными, – с кодом доступа к своим сервисам с пометкой «не сообщать его никому», о входе в аккаунт мобильного номера Ирины Николаевны с IP-адреса 89.178.6.97 и об изменении пароля аккаунта с предупреждением «если это сделали не вы, для сброса пароля отправьте SMS с текстом ПАРОЛЬ...» Если бы Ирина Николаевна успела прочитать полностью этот текст и вникнуть в его смысл... А оператор уже предупреждал: на номере Н. установлена переадресация входящих звонков на другой номер. Эти подробности сообщаем, чтобы люди знали схему обмана.

Теперь Ирина Николаевна усвоила: никогда не сообщать никому коды, отправленные по смс, даже если кто-то представляется сотрудником банка. Работникам кредитного учреждения эта информация и так известна.

Банк всегда проводит смс-информирование, отправляя на мобильный номер своих клиентов сообщения от номера 900 о совершенных действиях по банковской карте. Внимательно их читайте и сразу реагируйте, звоните в Call Center +7 495 500-55-50 или 900. Операторы помогут выяснить детали и дадут вам консультацию, как действовать дальше. Ирине Николаевне они посоветовали перевыпустить все карты (действующие были заблокированы), заново пройти регистрацию в онлайн-банке и сменить все пароли и коды. Боитесь остаться без средств после блокировки карт? Деньги можно снять непосредственно в отделении банка. Нужно только предъявить документ, подтверждающий личность.

 

лохотрон, мошенничество с банковскими картами, кэшбэк по телефону, обман граждан