«Любовь слепа и шутит очень странно»

Ольга Метёлкина

Спектаклем «Валенсианская вдова» закрыл свой 174-й творческий сезон Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова

К большому сожалению зрителей, «антракт» продлится, как обычно, до октября. Через несколько месяцев публика сможет оценить, насколько плодотворно пройдет это время, поскольку в октябре театр встретит зрителей не только новыми постановками, но и обновленным залом.

Леонарда - заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова, Камило - Александр Кошелевский. Фото Юрия Скибина.
Леонарда - заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова, Камило - Александр Кошелевский. Фото Юрия Скибина.

Следует сказать, что нынешний сезон стал особенным для театра драмы. В рамках краевой программы развития культуры из регионального бюджета были выделены средства на его ремонт. Не менее важным стало признание творческих заслуг актеров труппы. В этом году звания «Почетный деятель искусств Ставропольского края» были присвоены актерам Ставропольского академического театра драмы Илье Калинину и Владимиру Лепе. Почетный деятель искусств СК Игорь Барташ и народная артистка РФ Наталья Зубкова  удостоены премии губернатора края в области театрального искусства имени М.П. Кузнецова. А в мае, к большой радости почитателей таланта ведущей актрисы театра драмы Ирины Баранниковой, стало известно, что Указом Президента РФ ей присвоено звание заслуженной артистки России. Вот с такими вдохновляющими итогами театр подошел к финалу очередного творческого сезона, заключительным спектаклем которого стала комедия «Валенсианская вдова» по пьесе Лопе де Вега.

Премьера спектакля состоялась в апреле, за два месяца пьеса была показана шесть раз на родной сцене и вызвала восторженные отклики публики. Такую реакцию зрителей легко объяснить. Комедия, написанная в XVII веке драматургом, который считается одним из самых популярных и продуктивных авторов на протяжении нескольких столетий, не претендует на глубокий психологизм. В полном соответствии с жанром она изобилует мизансценами, вызывающими смех. Несмотря на свою незатейливость, сюжетная линия увлекает своими забавными поворотами, а действие на сцене держит внимание зрителей с первой до последней минуты.

«Трио женихов»: Лисандро - Филипп Харций, Отон - Евгений Задорожный и Валерьо - Михаил Подзолко. Фото Юрия Скибина.
«Трио женихов»: Лисандро - Филипп Харций, Отон - Евгений Задорожный и Валерьо - Михаил Подзолко. Фото Юрия Скибина.

Справедливости ради, следует сказать, что профессиональный опыт и режиссерская интуиция практически никогда не подводят народную артистку РФ Наталью Зубкову, которая поставила «Валенсианскую вдову». На этот раз выбор пьесы и распределение ролей снова оказались беспроигрышными. С образом, который создала в спектакле Ирина Баранникова, пожалуй, согласился бы сам Лопе де Вега. Словно сошедшая с полотен его современника художника Алонсо Коэльо, молодая вдова Леонарда в ее исполнении поражает красотой всех мужчин вокруг. Траур, который стал частью имиджа, весьма к лицу горделивой Леонарде. И она об этом знает. Потенциальные женихи как мухи вьются у дома молодой вдовы в надежде, что она одарит хоть кого-то из них своим благосклонным вниманием. Сначала эта забавная троица: Лисандро (актер Филипп Харций), Отон (актер Евгений Задорожный) и Валерьо (актер Михаил Подзолко) отчаянно соперничает. Кошачье мяуканье, сопровождающее их появление на сцене, красноречиво характеризует эти откровенно фарсовые образы. То, как они проявляют свои намерения, тщетно пытаясь заполучить руку и сердце красивой, обеспеченной вдовы, вызывает неудержимый смех в зале. Но в конце концов отвергнутые и осмеянные Леонардой, они находят общий язык и объединяются на почве «оскорбленных чувств», избирая орудием мести злословие. Согласитесь, звучит вполне современно:

Злословить, и остро при этом,

Весьма приятно, милый мой.

Ведь было сказано поэтом:

Злословье греет нас зимой

И освежает жарким летом.

Мудрый и прагматичный дядюшка Лусенсьо (заслуженный артист РФ Владимир Аллахвердов) прекрасно понимает, что и внешность, и молодость Леонарды имеет свою цену, и намерен выгодно «монетизировать» эти качества племянницы, подыскивая для нее удачную партию. Видя В. Аллахвердова в роли Лусенсьо, невольно вспоминаешь персонажа итальянской комедии дель арте – Панталоне. Разве что дядюшка не так категорично скуп, как его прототип. К тому же актер обогатил характер своего персонажа личным обаянием и наделил чувством юмора.

Комедия дель арте в самом деле оказала значительное влияние на творчество Лопе де Вега, поэтому действующим лицам его пьесы присущи типичные черты персонажей комедии масок. Не случайно паж Леонарды плутоватый Урбан невероятно напоминает Труфальдино.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Валенсианская вдова". Фото Юрия Скибина.

«Урбан! Ты первый из плутов», - говорит Леонарда. «Как я, второго не найдется», - отвечает он. Актер Олег Хомутов создал чудесный образ преданного слуги, который выкручивается из любой ситуации и выходит сухим из воды, при этом находит выгоду и для себя. Под стать ему служанка Марта (актриса Оксана Винникова) – дерзкая и хитроумная, как Коломбина, к тому же премиленькая. Как в такую не влюбиться?!

Отдельно следует сказать о том, что в спектакле заняты студенты актерского отделения Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета. С их появлением сцену охватывает пестрый карнавал. Простолюдины, слуги – они создают атмосферу шумной городской жизни, где каждый живет своими простыми заботами и радостями.

По закону жанра интрига закручивается в тот момент, когда главная героиня впервые видит молодого привлекательного господина Камило (актер Александр Кошелевский). Ирина Баранникова очень наглядно показывает, как внезапно вспыхнувшее чувство преображает ее героиню: на лице не остается и тени от тоски, глаза загораются огнем страсти. Долой траурные одежды! Теперь у Леонарды «цвет настроения – красный». Любовь пробуждает в ней интерес к жизни, в которой есть место игре, хитрости, обману – чему угодно, только не скуке:

Ах, Марта, женщине влюбленной

Лукавой быть - немудрено!

Есть в пьесе и еще одна влюбленная женщина. Роль бывшей возлюбленной Камило – пылкой Сельи – исполняет студентка актерского отделения Дарья Симанкина, вложившая в этот образ максимум эмоций, какие только могут бушевать в сердце девушки, оставленной вероломным кавалером.

«Любовь слепа и шутит очень странно», - говорит Камило. В комедии Лопе де Вега любовь выступает как незримый персонаж, который причудливо перетасовывает чувства героев и наблюдает из-за кулис, что из этого выйдет. В спектакле Ставропольского академического театра драмы вышло всё так, как и следовало ожидать, – весело и ярко.

P.S. В дни форума творческих союзов «Белая акация» спектакль «Валенсианская вдова» посмотрели эксперты и гости из других регионов страны. Своими впечатлениями о нем поделилась искусствовед, доцент Российской академии театрального искусства (РАТИ) Карина Вартанова: «С каким удовольствием, с какой радостью играет молодежь. Мне очень понравилась Ирина Баранникова, замечательная, яркая актриса. В ней такая мощная индивидуальность. Владимир Мнацаканович Аллахвердов – это старая школа, он, конечно, выделяется. Это планка для театра. Мне подарили праздник. Самое главное впечатление, что это очень живой театр».

Фото Юрия СКИБИНА.

Читайте также: На Литературной ассамблее в Ставрополе состоялась презентация сборника «Белая акация»

пресс-конференция, Год театра в России, народная артистка РФ Наталья Зубкова, Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова., комедия, заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова, Лопе де Вега