Надеюсь, что Ставрополь примет меня

.

У ставропольского «короля инструментов» - органа - появился новый хозяин

Концертно-творческое объединение «Аккорд» - «маленькая городская филармония», как величают его в народе, в сентябре открывает свой новый творческий сезон.  Он ознаменован важным событием: у ставропольского «короля инструментов» - органа - появился новый хозяин. Точнее — хозяйка. После долгих переговоров получено согласие на переезд  в наш город  лауреата многочисленных российских и международных конкурсов Светланы Сухановой.

За инструментом  Светлана Суханова.
За инструментом Светлана Суханова.

Как органистка Светлана Суханова выступала на академических концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Красноярска, Иркутска, Кондопоги, Пензы, а также в Граце (Австрия) и Хельсинки (Финляндия). Её репертуар включает в себя широкий спектр стилевых направлений: от редко исполняемых образцов early music и признанной классики до современных сочинений.

Сегодня «Вечерка» с удовольствием представляет Светлану Суханову своим читателям.

- Я родилась в Республике Алтай, в селе Турачак, что в переводе с алтайского означает «маленький домик», - рассказывает Светлана. - Моя мама окончила теоретическое отделение музыкального училища в Томске, папа был фотографом. Я с детства любила звуки,  и мама отдала меня в музыкальную школу  не спрашивая.  Я  не сопротивлялась, мне все очень нравилось.

Потом были Бийское музыкальное училище,  Красноярская академия музыки и театра, где я училась в классе специального фортепиано у   Анатолия Войтина. Анатолий Михайлович Войтин – концертирующий пианист, который на своих выступлениях демонстрирует очень богатую звуковую палитру рояля и этому же учит своих учеников. Мастерство исполнения студентов его класса отличает в первую очередь красивый звук... Очень важную роль в моей творческой судьбе сыграла японская органистка Хироко Иноуэ. Я уже окончила академию и  работала в Красноярском органном зале ассистентом органиста.  Мне был интересен этот инструмент, и я пробовала заниматься сама. Хироко Иноуэ гастролировала в Красноярске и перед концертом, сделав свои регистровки, захотела критически послушать их со стороны. Нужно было, чтобы за инструмент сел ассистент и почитал с листа фрагменты произведений. Этот момент в моей жизни и стал началом  моего органного пути. Хироко вдохновила меня, сказав, что мне стоит серьёзно заняться органом, и посоветовала  ехать в Москву к Алексею Александровичу Паршину – органисту, заслуженному артисту РФ, профессору Московской консерватории. Я последовала совету, поехала в Москву,  и А.А. Паршин дал мне несколько уроков,  я начала интенсивно заниматься. А потом поступила в Петербургскую академию, где была кафедра органа, клавесина и карильона, и попала в класс заслуженного артиста РФ Даниэля Феликсовича Зарецкого.

- А когда началась Ваша исполнительская деятельность?

- Будучи уже студенткой Санкт-Петербургской магистратуры, я выступала с концертами в Петербурге и Ленинградской области, а также ездила в город  Кондопога (Карелия). На стажировку в  Австрию я попала как победитель органного конкурса «Гатчина  - Петербург».

После стажировки я решила заехать в гости в Германию -  город Констанц на Боденском озере, немного поиграла и там.  По окончании учебы я стала  работать в Пензенской филармонии органистом.

Даниэль Феликсович Зарецкий, мой преподаватель в Санкт-Петербурге, говорит, что ученики его класса не бывают «бывшими», и, даже уже не будучи студентами, мы поддерживаем связь со своим профессором. Именно так я узнала о возможности продолжить обучение в ассистентуре-стажировке Санкт-Петербургской консерватории, куда поступила в 2016 году.

Так что в сентябре для меня наступает не только новый концертный сезон, но и новый учебный год.

- Как вам работалось в Пензе? Не жаль было покидать этот город?

- В Пензе к 2013-му были отстроены новые концертные залы, в том числе органный, и концертная жизнь города достаточно интенсивная, очень много приезжает гастролеров - и наших российских, и зарубежных. Орган для жителей Пензы был новшеством, поэтому на органных концертах обычно были аншлаги и публика встречала очень тепло.  Очень хочется, чтобы меня хорошо приняли и ставропольцы. Во время работы в Пензе я набиралась опыта и много экспериментировала в плане сочетания органа с другими инструментами. Например, там сложилось трио - орган, ударные и бас-гитара. А также я играла на органе одновременно с очень необычным и редким инструментом - тональным лепестковым барабаном. Публике очень нравились подобные эксперименты. Многие артисты Пензенской филармонии стали моими друзьями, с ними было реализовано много музыкальных проектов, ансамблей, дуэтов. О Пензе у меня остались самые тёплые воспоминания...

- Вы уже познакомились с инструментом, на котором будете играть здесь — в Ставропольском органном зале?

- Да, я уже начала заниматься,  пока еще не до конца разобралась в инструменте, есть в нем для меня некоторые странности.  Я пока с ним на «вы» и «на цыпочках», но надеюсь, что с помощью Елены Болеславовны Кирилловой я разберусь в его особенностях.  На нем, к сожалению, нельзя играть без ассистента, я немного от этого уже отвыкла. Но это мелочи, думаю,  все будет в порядке.

- Когда ставропольцы смогут услышать Вас?

- 7 сентября состоится мой первый концерт, и, поскольку это будет концерт-знакомство, программа будет очень демократичной и максимально разнообразной. Будут звучать произведения Букстехуде и Баха, конечно, будет знаменитая Токката ре минор. А также прозвучит несколько переложений для органа, например, номера из сюиты «Пер Гюнт» Грига, будет и джазовая музыка - «Take  five»  Пола Дезмонда,  может быть,  прозвучит и моё сочинение «Зажигание».

- Так Вы и сочиняете?

- Я не стала бы называть это громко «композиторской деятельностью», просто у меня есть несколько своих пьес, которые иногда играю на концертах, и, наверное, появится ещё несколько... А «Зажигание» появилось, когда я писала магистерскую диссертацию. Очень трудно было найти походящий (и бесплатный) музыкальный материал по интересующей меня теме: «Минимализм и репетитивная техника в органной музыке XX-XXI веков».  Я тогда подумала: почему бы мне самой не написать что-то в этом стиле? Мой научный руководитель композитор Светлана Лаврова одобрила эту идею, сказав, что за рубежом так часто делают: сам написал, сам проанализировал и в результате - защитился. Но «Зажигание», конечно, существует не только на бумаге: я играла его в Петербурге, в Кондопоге, в Пензе, а потом оно обрело собственную жизнь и прозвучало уже силами моих коллег в Екатеринбурге, а также в двух городах Швейцарии.

- Светлана, я знаю,  что Вы играете не только на органе. Какими инструментами Вы еще владеете?

- Знаете, на протяжении всей своей жизни я ощущала себя, прежде всего,  музыкантом и стремилась играть на всем, что попадается под руку. У каждого инструмента есть свои особенности, и каждый инструмент чему-то меня учит. Музыка для меня – это самый главный учитель.
Рояль мой первый инструмент, я его люблю и стараюсь не забывать.  Играю на клавесине, мне очень нравится карильон – это, пожалуй, один из самых-самых моих любимых инструментов. К сожалению, карильон очень редкий инструмент в России, и, когда мне представляется возможность на нем поиграть, я всегда с радостью это делаю. Нет ничего невозможного, и, может быть,  в Ставрополе когда-нибудь тоже появится карильон... С некоторых пор мне очень нравится инструмент, о котором я уже говорила, - лепестковый барабан. Это такая «летающая тарелка» с совершенно сказочным, завораживающим звучанием. По своей природе он схож с карильоном: звук извлекается, в сущности, из металла посредством удара. Моя профессиональная деятельность пошла по клавишному пути, но мне бы хотелось познакомиться со струнными инструментами - собираюсь освоить гитару.

- Как Вы восприняли приглашение на работу в Ставрополь?

- В том, что я приехала в Ставрополь,  я вижу руку судьбы, которая меня сюда направила. Мой прапрадед был казачьим атаманом, он родился и жил в Ставропольском крае, а в конце жизни был повешен на березе близ станицы Зеленчукской. Мне это рассказывала прабабушка, я очень хорошо это запомнила. Как его звали, я не знаю, но фамилия - Пономаренко. Может быть, я смогу найти здесь какие-нибудь исторические справки.

- А каковы первые впечатления о нашем городе -  вы здесь уже почти месяц?

- Ставрополь мне понравился с первой минуты, здесь так много зелени, много  старых деревьев, я очень люблю деревья, очень люблю гулять. В первый день своего приезда я отправилась на прогулку  и была в восторге от всего вокруг. Ставрополь - замечательный город, красивый, уютный, и я надеюсь, что он примет меня.

Анна Певцова.

Аккорд, Светлана Суханова, КТО