ОРЕХ «Кракатук» ­ твердый орешек!

Наталья Буняева

…Все началось давно, в XIX веке. Эрнст Теодор Амадей Гофман, известный сочинитель тонких, умных и принятых в те времена «готических» немецких рассказов, сидел в своей мрачноватой, по­немецки обстоятельно и просто обставленной гостиной, и думал… «Что же такое сочинить? Как угодить детям друзей, да и самим друзьям, в Рождество. Они привыкли слушать мои рассказы… Но они о тех, кого все знают и кто давно уже неинтересен…» За окном мела метель… Сказочник в задумчивости протянул руку и взял из вазы большой грецкий орех. «Крак!» ­ и скорлупа лопнула. «Крак!» ­ и второй орех, целехонький, выскользнул из пальцев и, переваливаясь с боку на бок, покатился по полу… «Кракатук… Кракатук!!!»

Через несколько минут рука Мастера скользила по бумаге, кое­где разбрызгивая чернила, слетавшие с верного гусиного пера…

Современность

Бесконечные шоу. Блестки. Все однообразно и все «ни о чем»… XXI век наступил. Певцы и певички яркой шеренгой идут по экрану! Вот они в таких нарядах! А вот они в таких скандалах! И очень многие люди вдруг поняли, что хочется тишины… Хочется не этих вот криков и кривлянья со сцены, а настоящего, чисто и чего­то прозрачно­светлого… Хотел этого и продюсер, руководитель многих постановочных действий Олег Чесноков. Хотел потому, что сам давно устал и от шума, и от грохота современных лицедеев. И не он один устал. Давно думал, чем бы удивить, а главное, порадовать народ, давно уже «припавший» к диванам в своих квартирах? «Есть красивая сказка – «Щелкунчик». Но вроде нехорошо перенимать название для шоу… А вот там есть такая штука – орех кракатук… Тот самый, что разбить никому не удается в длинном повествовании Гофмана. Решено – пусть это будет «Кракатук»! И за дело взялись многие: режиссер Олег Могучий, балетмейстеры, костюмеры, всевозможные представители…

Цирк, он же ­ театр

Ставили шоу на арене цирка. Почему? Олег Чесноков: «Все просто. На любой сцене актера можно «прикрыть» множеством способов. Мы хотели как раз показать беззащитность влюбленных, Мари и Щелкунчика… Вот они, открыты для всех глаз, со всех сторон. На своем утлом бумажном суденышке взмывают на высоту любви, которую редко кто достигает… К тому же это еще и цирк. Пусть не в том виде, как мы все привыкли, а так вот: одно действие сменяется другим, и все органично связано между собой. Для нашего шоу, а может быть, театральной постановки мы отбирали ребят, совсем неизвестных публике. И брали их не в цирк, а в театр. Значит, они должны показывать не только трюки, но и играть…»

Актеры

Действительно, игры в шоу предостаточно. Актеры, на мой взгляд, уникальные. Всего их около пятидесяти человек. Возраст – «совсем юные», в среднем 22 года. Ребятки настолько талантливы! Олег Чесноков вспоминает, как «добывал» эти таланты. Ну, к примеру, в спектакле заняты три якута. «Так вот за одним из них пришлось лететь в Сибирь, там от аэродрома 400 километров на вертолете, а потом еще 200 – на собаках, на оленях». Последние слова прозвучали очень убедительно…

Силовой жонглер, красавец, от которого дамы просто теряют последние «умные» мысли в головах, занимался в цирковой студии в Гатчине, делал там номер с шестом. Или что­то вроде… «Я, не раздумывая, взял его. Во­первых – силач. Во­вторых – красавец и умница». А в­третьих, Олег Геннадьевич, ну где еще есть такой актер: рост 203 сантиметра, длинные, «вытянутые» руки и ноги, бесподобная пластика? Нет таких актеров у нас. Кроме вашего.

Олег Чесноков «по секрету» признался, что в спектакль он специально не брал продолжателей цирковых династий. Слишком сложно бороться с традициями, которые иногда, мягко говоря, нехороши. Но вот одна актриса, играющая то курочку, то веселую участницу маскарада, толстенькая и уж совсем нестандартная девочка, как раз из цирковых. «Я ее искал… Нашел в цирке, где работает ее мама. Ну что у нее было? Ни номера, ни перспектив… А мне нужна как раз вот такая! В спектакль ввел ее сразу же, не раздумывая. Посадили мы актрису в кольцо, подняли в воздух. Уж как она визжала от страха, как цеплялась за все, что попадалось под руки! А я ей: «Вот так и будешь визжать». Ибо ничего нет прекрасней, чем счастливый женский визг. Такая музыка…

В спектакле заняты артисты множества национальностей: и русские, и украинцы, и якуты, и даже один кореец… Кстати, и наш земляк там есть тоже: «Приехали в Кисловодск. Отыграли спектакль. И тут к нам подходит молодой человек: «Я хороший сварщик. Вам не надо?» ­ «Ну пойдем, поваришь чего­нибудь…» Теперь он у нас главный декоратор: оказалось, что он столько всего умеет… Он из Каясулы Нефтекумского района».

Отцы и дети

Родители не всегда так вот отдавали детей «в артисты». Плакали, не хотели расставаться… Теперь не жалеют. Дети повидали мир, объездили много стран. «И знаете, что еще ценно? Каждый наш артист, получая зарплату, кстати, достаточно высокую, часть заработанных денег отсылает родителям. Это самый важный воспитательный момент, по­моему, помнить о маме и папе».

В день «Кракатуки» играют два спектакля. Это значит, что на отдых у многих просто нет времени: закончив в одном спектакле, они тут же «заряжают» свои спецэффекты для другого.

Все костюмы для спектакля были сшиты в мастерских МХАТа, Мариинки, других известных театров. Всего костюмов более двухсот. А уж к изготовлению всевозможных «кукол», снабженных сложнейшими механизмами, электроникой, привлекались и механики, и конструкторы… Иногда что­то не срабатывало, так инженеры чуть не плакали от расстройства и искали новые пути и решения: как помешать встретиться влюбленным и как же им помочь?

Средства

Сколько может стоить такой сложный спектакль? «Много. Уверяю, что это была одна из самых сложных задач. Уговаривали, расписывали и на бумаге, и на пальцах… Некоторые согласились. Дай им Бог здоровья».

В октябре 2005 года спектакль был удостоен Гран­при Международного фестиваля искусств во Франции и получил приглашение принять участие в ведущих европейских фестивалях в Авиньоне, Ганновере, Эдинбурге.

Благодаря спецэффектам, декорациям и средствам мультимедиа цирковая арена постоянно меняет свой облик и превращается то в сказочное поле битвы кибермышей с игрушками, то в каток, на который плавно опускаются снежинки, то в огромную ванну, залитую мыльной пеной. И над всем этим действом трогательно и беззащитно возносится бумажный кораблик с Влюбленными! Мари и Щелкунчиком.