От навязанной страховки можно отказаться

Наталья Ардалина

Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в Банк России

Жители не только Ставрополья, но и всей страны нередко жалуются, что страховые компании навязывают им заключение договоров, в которых они совершенно не нуждаются, так сказать, в «нагрузку» к основному договору. В связи с этим Банк России ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить деньги обратно.

«Период охлаждения» составляет не менее пяти дней, при этом сам страховщик может установить и более длительный срок, который отсчитывается со дня заключения договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса. Это предусмотрено Указанием Банка России от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».

Для расторжения договора страхования нужно обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Деньги должны быть возвращены в течение 10 рабочих дней после получения заявления.

Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в Банк России. Жалобу можно подать в письменном виде, направив ее в Отделение Ставрополь Южного ГУ Банка России по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 286, либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru.

Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования: жизни, от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.

Как отметили в пресс-службе Банка России, необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания людям договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг.

Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Однако доказать факт навязывания достаточно сложно.

Введение «периода охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.

Страховые организации в срок до 30 мая были обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие с новыми требованиями. Банк России будет проводить соответствующие проверки страховщиков.

 

страхование, автострахование