Отечество – это люди

Елена Павлова

Фестиваль славянской и казачьей культуры – одна из добрых традиций нашего города. И значимых.

Отечество – это люди

В этом году он проходил под названием «Времен связующая нить». И в полном соответствии со своим названием начинался с возвращения к истокам – с мелодий рожка, которыми порадовал ставропольских зрителей Нерехтский рожечный хор из Костромской области. Константин, Сергей, Никита и Ярослав – молодые ребята, которые трепетно сохраняют наследие далеких предков. Конечно, они были рады принять приглашение из далекого для них Ставрополя. Но наши зрители им так понравились, что, отыграв свою программу в гала-концерте, парни отправились искать местечко на центральной аллее парка, чтобы поиграть еще. И люди подходили, слушали, задавали вопросы.

На вопросы четверо друзей отвечают охотно, дополняя друг друга. Видно, с какой любовью они относятся с этим старинным инструментам, которые были незаслуженно забыты. Сначала их вытеснили балалайка и гармошка, а потом люди на рожке почти перестали играть. Но любители нехитрой мелодии рожка были всегда. Да и как иначе, ведь в ней звучат и русская старина, и русская природа. Рожок ведь имитирует любой голос. «Визгунок» – щебет птиц, а басовый – голос быка. Вот потому пастушки на Руси все были музыкантами. Без рожка никто не обходился. И вот сейчас на сцене ребята предпочитают играть, как они говорят, нерафинированные мелодии, чтобы рожок пел так, как в стародавние времена.

Отечество – это люди

Хору их уже почти пятнадцать лет, начинали возрождать звучание старинного русского инструмента их отцы, теперь они продолжают.

– А как вы думаете, почему после долгого забвения у людей вдруг возникла потребность возвращения к своим истокам? – спросила я.

– А потому что задыхаться стали, – ответил Константин, самый старший, – от бескультурья задыхаться, от незнания корней…. А песня рожка – как глоток свежего воздуха. Вы видели, как люди слушают. Некоторые даже плачут… Это эмоции, которые возникают на генетическом уровне… Сознание пробуждается, душа.

Надышаться свежим воздухом, разбередив генетическую память, на этом фестивале можно было вдоволь.

Парни и девчата в русских сарафанах прямо у сцены учили желающих из числа зрителей старинным русским танцам и играм. И замечательно, что в большом круге способных учеников было очень много детей.

А благодаря ансамблю «Селяночка» из Александрии зрители смогли побывать на свадьбе, которую играли в этом селе лет 150—200 назад – со сватовством, сводами и выкупом. И – на посиделках, с играми забавами, припевками да прибаутками. «Селяночка» уникальна тем, что все 45 лет свой репертуар пополняет исключительно местным фольклорным материалом. А в нашем Благодарненском районе, как и во всем Ставрополье, переплелись корни и истоки всей Руси великой. В Александрии, например, первыми обосновались переселенцы из Воронежской и Курской губернии. Был в гостях у александринцев один воронежский писатель, и когда он услышал «Величальную» в исполнении коллектива, с удивлением воскликнул: «Боже мой, да это же наша песня!» А «селяночки» уточнили: «Она давно уже и наша – ставропольская»…

Отечество – это люди

Вот из таких чудесных коллективов, которые сами по себе – времен связующая нить, и состоял концерт.

… Теперь вернемся к тому, почему фестиваль славянской и казачьей культуры на Ставрополье – событие значимое. Можно даже сказать – стратегически значимое… Потому что удержаться на своей земле можно только корнями… И единением. Фестиваль объединяет людей, для которых Россия – Отечество (от слов – «отеческий», «родной»)… И это касается не только участников фестиваля, но и зрителей. Вот таких, как семья Лисиченко, которая пришла на праздник полным составом – папа, мама, трое ребятишек. Во-первых, поболеть за старшенькую, которая выступала в концерте в составе ансамбля «Субботея»… А во-вторых…

– Я просто хочу, чтобы мои дети к истокам нашей культуры приобщались с детства, – сказал глава семейства Игорь, – я хочу, чтобы они росли русскими людьми….