Развиваемся динамично!

Лариса Ракитянская

В конце февраля в Ставрополе прошло расширенное заседание коллегии управления образования администрации города на тему «Качественное образование – путь к успеху». С докладом на коллегии выступила начальник управления образования администрации города Валентина НОВИКОВА.

Количество ­ в качество

Валентина Ивановна начала с финансового обеспечения отрасли – именно по этим цифрам особенно наглядно видно, как количество переходит в качество. На содержание учреждений образования в 2006 году израсходовано на 40 миллионов больше, чем в 2005, в два раза больше удалось привлечь и внебюджетных средств. Это позволило значительно укрепить материально­техническую базу: за последние три года в 1,3 раза увеличился объем финансовых средств, выделяемых на проведение капитального и текущего ремонтов. Изменился и сам подход к этому делу: вместо «латания дыр» город взялся за комплексные капитальные ремонты. Уже проведена реконструкция лицея № 5, и еще пять школ города находятся в «ремонтном процессе». Администрация и городская Дума планируют до 2009 года провести реконструкцию всех общеобразовательных учреждений; в ближайшие два года планируется замена мягких кровель на шатровые в 15 детсадах.

Учитель – компьютер ­ ученик

Современное образование немыслимо без информационно­коммуникационных технологий. За последние три года количество компьютеров увеличилось почти вдвое, мультимедийных проекторов ­ в 4,6 раза, а число предметных кабинетов, оснащенных персональными компьютерами, в 2006 году возросло в 6 раз.

Однако нельзя забывать, что в образовании и воспитании по­прежнему велика роль учителя, отметила В. Новикова. В Ставрополе трудятся около 4 тысяч педагогов. Практически все учителя гимназии № 12, школ № 18, 29 прошли курсы ИКТ­компетенции. Но здесь у нас еще есть проблемы: в ряде школ (№ 1, 2, 7, 11, 22, 23, 27, 32, 35, 41, 42) число учителей, прошедших курсы, составляет менее 40 процентов, более половины из них не используют новейшие технологии в образовательном процессе. Проблемой сегодня стала и закупка лицензионного программного обеспечения. Поэтому В. Новикова порекомендовала руководителям школ ускорить работу по созданию единой информационно­образовательной сети города через полученную программу «1С. Хронограф», обеспечить создание школьных сайтов, а также оснастить новейшей техникой, компьютерами нового поколения школьные библиотеки.

Мы ­ в нацпроекте

Одним из важных направлений деятельности в 2006 году была реализация приоритетного национального проекта «Образование». Он дал образовательному комплексу Ставрополя ощутимый импульс: педагогам ежемесячно выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство, 8 общеобразовательных учреждений стали победителями национального проекта, 17 учителей отмечены денежными премиями в размере 100 тысяч рублей, 32 школы подключены к сети Интернет. По итогам Всероссийских конкурсов в этом году премией Президента Российской Федерации отмечены 9 учащихся школ города.

У педколлективов появилась заинтересованность в получении грантов: для участия во втором этапе нацпроекта подали заявки 16 школ и 36 учителей.

Второй год подряд наши школы становятся лауреатами Всероссийского конкурса «Лучшие школы России»: в 2005 году – лицей № 14, 2006­м – лицей № 10.

Одним из показателей повышения качества образования являются итоги участия школьников города в краевой олимпиаде. Впервые нам удалось добиться того, чтобы результаты городского этапа Всероссийской олимпиады школьников были приравнены к зональному (краевому). В итоге число победителей и призеров увеличилось почти в 1,5 раза. Высокий уровень подготовки к краевой олимпиаде на заключительном этапе в 2007 году подтвердили 78 процентов учащихся, что превышает среднекраевой показатель в 4,2 раза.

А впереди ЕГЭ…

Для подготовки к Единому государственному экзамену на базе СГУ уже прошли тестирование более 85 процентов выпускников, созданы базы данных, определены пункты проведения экзамена, разработаны транспортные схемы доставки выпускников и экзаменационных материалов, отметила В. Новикова. Но прозвучала и критика в адрес тех школ, где подготовка к ЕГЭ еще оставляет желать лучшего. В. Новикова посоветовала им приложить максимальные усилия по подготовке выпускников к ЕГЭ, причем не только по знаниям, но и по психологической готовности ребят.

Учиться и учить лучше!

В рамках темы, заявленной на коллегии, нельзя было обойти вниманием и вопрос качества самих знаний. Здесь тоже не обошлось без критики: уровень знаний у ребят снизился на 18,4 процента, в ряде школ по отдельным предметам он ниже среднего­родского. В. Новикова назвала «отстающих»: по русскому языку это 18­я, 22­я и 64­я школы, по математике – 21­я и кадетская, по истории – 11­я и 26­я, по биологии – лицеи 5, 15 и 13­я школа, по химии – лицей № 10 и школы 4, 21 и 28, по физике – лицей № 8, гимназия № 12 и школы 22 и 32. Кстати, невысокий уровень качества знаний выявлен там, где реализуются программы повышенного уровня. С одной стороны, это можно объяснить повышением требований в связи с введением ЕГЭ и недостаточной подготовкой самих учителей к единому экзамену. Но главное – отсутствием эффективной системы управления качеством образования.

Воспитателей заинтересуют материально

На коллегии речь шла и о дошкольном образовании. Здесь одной из серьезных проблем являются кадры: сегодня в детсадах не хватает 85 воспитателей, 70 – помощников воспитателей. Мала их зарплата: в среднем по России она в 1,5 раза ниже, чем у учителей. В городе решили повлиять на ситуацию своими силами: управление образования совместно с администрацией Ставрополя подготовило обращение в городскую Думу по установлению фиксированных муниципальных доплат к должностному окладу воспитателя и помощника воспитателя.

По­прежнему остро стоит проблема обеспечения всех желающих местами в детских садах. Сегодня на регистрационном учете состоят свыше 4,5 тысячи дошколят. После выпуска детей в школу освободится только 1,5 тысячи мест.

Поэтому властью города уже определены районы, где наиболее остро ощущается нехватка мест в детсадах: это северо­запад и юго­запад, район кардиоцентра и 204­й квартал. В Юго­Западном микрорайоне администрацией города принято решение о реконструкции здания детсада по пр. Фестивальному, 11.

На коллегии педагоги подробно рассмотрели итоги предпрофильной подготовки, вопросы воспитания и развития ученического самоуправления, профилактики преступлений и правонарушений, организацию питания и многие другие вопросы. Поставлен очень широкий круг задач, в числе которых разработка более эффективной системы оценки деятельности учреждений по вопросам качества образования и воспитания, совершенствование подготовки и переподготовки кадров, развитие здоровьесберегающих технологий, работа с одаренными детьми и ряд других.

Вывод все же сделан позитивный: образовательный комплекс города динамично развивается. В. Новикова поблагодарила администрацию города, депутатский корпус, администрации районов за внимание и поддержку отрасли.Лариса РАКИТЯНСКАЯ.