Сны России

Валерий Манин

Он собрал довольно обширную команду, в которой нашлось место для специалистов из разных областей и стран. В качестве постановщика выступил Андрей Болтенко – один из немногих в России режиссеров, занимающихся масштабными массовыми представлениями; в его послужном списке, к слову, чрезвычайно качественное шоу на московском «Евровидении-2009». А сценографией и визуальными решениями занимался художник и архитектор Георгий Цыпин. В его резюме – оформление спектаклей в Метрополитен-опера, Парижской национальной опере, сотрудничество с Мариинкой и с Большим театром, бродвейская «Русалочка». Церемония вышла очень масштабной – для обеспечения шоу было задействовано более 12 тысяч человек, а в массовых постановочных сценах – танцевальных, балетных, акробатических и цирковых номерах – участвовало около трех тысяч артистов.

Суть действа. Девочка с символичным именем Любовь (11-летняя Лиза Темникова из Краснодара) спит и видит сны. Ей снится кириллический алфавит в примерах: А – это азбука, Б  – Байкал, В – вертолет Сикорского, Г – Юрий Гагарин. На каждую букву находится по предмету гордости; не забыты «Ёжик в тумане», Владимир Набоков и собственно Россия, которой отвели букву Я.

Потом Люба увидит историю России в живых картинах, с древних времен, когда к берегу Колхиды (по версии авторов, именно здесь находится Сочи) приплывают натуральные аргонавты, и до строительства стадиона «Фишт», на арене которого Люба и спит.

Она увидит переход Руси от язычества к православию (дымковская игрушка и расписные чайники превратились в купола храма Василия Блаженного и маковки стоглавой Москвы). Из ярмарки – через залпы пушек – Люба промарширует с потешными войсками Петра Первого прямиком в Северную столицу и на первый бал Наташи Ростовой (под музыку Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»).

Дальше Люба улетит на небо, как «ласковый мишка» Олимпиады-80 – и начнется современность: Анна Нетребко споет олимпийский гимн, Диана Вишнева изобразит в танце метафорическую голубку мира, а Ирина Роднина и Владислав Третьяк зажгут огонь Олимпиады. Подробности церемонии держались в глубочайшей тайне.

Впрочем, сохранить интригу организаторам удалось лишь в нескольких моментах. Среди них – состав участников концерта, предварявшего шоу; его смогли увидеть только зрители в Сочи. Их анонсировали как «звезд российского шоу-бизнеса» – ими оказались участники сверхпопулярного шоу «Голос» и фолк-певица Пелагея.

Группа «Тату» – самый, пожалуй, неожиданный участник – исполнила живьем свой культовый хит «Нас не догонят», под оригинальную обработку которого выходила на официальное представление сборная России.

От спецэффектов и музыки стадион резонировал, болельщики искренне визжали от восторга, а вместе с ними – и олимпийцы, которых рассаживали прямо на трибунах. Уровень энергетики на стадионе «Фишт» 7 февраля зашкаливал.

Хотя, честно говоря, я слышал разные отзывы об открытии.

Телевизионная картинка смотрелась просто идеально, выше всяких похвал, а вот с трибун все выглядело далеко не так однозначно. Пекин, Ванкувер, Лондон – у каждого города были свои «фишки». Сочи, на мой взгляд, удивить ничем не смог.

Большая часть шоу уже была презентована в Казани во время церемонии открытия Универсиады. Кстати, организаторы в Сочи посетовали сразу после казанского «пиршества»: мол, ну что же нам теперь делать?

В стремлении превзойти предыдущих организаторов наши загнали себя в угол и не смогли выдать на-гора что-то выдающееся. (Это мое личное мнение.) По факту открытия сейчас общественность поделилась на два лагеря. Одним все очень понравилось, другим – с точностью до наоборот. У меня за плечами есть определенный опыт предыдущих Игр (Олимпиада-80), так что параллели провести могу.

В области балета – мы по-прежнему впереди планеты всей, в области новейших технологий – несомненно, с нашей историей, скажем, США даже напрягаться не стоит, а вот с душевностью 80-х...