Ставрополье и РЖД не могут договориться об условиях работы электричек

Сергей Гриднев

Минтранспорта Ставропольского края выразило обеспокоенность ситуацией, сложившейся с пригородными поездами. Занимающийся ими филиал РЖД отменил более половины электричек и заявил о многомиллионных убытках.

 

Проблема появилась в начале года

, транспорт, электрички, железные дороги

С начала 2014 года число курсирующих по Ставропольскому краю электричек сократилось с 44 до 21, сообщает пресс-служба регионального Минтранспорта. В феврале перестали ходить 5 пар электричек «Минводы – Кисловодск» и одна «Минводы – Стодеревская». В марте исчезли ещё 15 пар: полностью прекратились электрички «Минводы – Стодеревская», «Бештау – Железноводск», «Минводы – Невинномысск», «Ставрополь – Темижбекская», уменьшилось число рейсов «Минводы – Кисловодск». Отменённые последними 7 пар электричек перестали курсировать в августе.

Сокращения Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания (филиал РЖД) объясняет убыточностью. В министерстве заявляют: причин для недовольства у перевозчика быть не должно, ведь тариф для пассажиров отличается от максимального, рассчитанного тарифной комиссией с учётом объёмов перевозок 2014 года, всего на 9 копеек за одну зону (примерно 10 км): 18 и 18,09 рублей соответственно.

«Учитывая то, что 18 рублей – предельный тариф для данной компании, 18 – для населения, то есть стоимость билета, у правительства СК отсутствуют правовые основания для компенсации выпадающих доходов ввиду того, что отсутствует межтарифная разница. Это главный камень преткновения»

- Министр дорожного хозяйства и транспорта СК Игорь Васильев

Чиновник также отметил, что для 50% скидки по студенческим билетам правительство и СКППК заключили договор на 16,4 миллиона рублей. Остальные деньги компания должна зарабатывать на перевозках пассажиров.

 

Ставрополье в немилости у РЖД

Руководители железнодорожной компании считают иначе. Так, президент РЖД Владимир Якунин, со слов пресс-службы, отметил, что претензии за сокращение нескольких сотен поездов должны быть адресованы властям субъектов:

«Все претензии, по привычке, адресуются к ОАО «РЖД», тогда как ответственность за стабильное функционирование этого сегмента железнодорожного транспорта в большей степени несут власти субъектов Российской Федерации, которые устанавливают тариф и являются заказчиками на объем перевозок в своих регионах»

- Владимир Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги»

Только за последний год в России перестали ходить 550 электричек, а с 2012 года – 890 пригородных поездов. В нашем крае до нынешнего января отмен поездов не было, в отличие от других субъектов, но в этом году Ставрополье сразу стало лидером по отмене электричек и в тройку худших по компенсациям:

«3 субъекта РФ - Ставропольский край, Вологодская и Ленинградская области - вообще не предусмотрели субсидий на пригородные железнодорожные перевозки»

- пресс-служба ОАО «РЖД»

Полную компенсацию выпадающих доходов осуществляют 10 субъектов, ещё 12 возмещают более 80% недополученных денег. 24 региона компенсируют от половины до 80%, а 21 – меньше 50% выпадающих доходов. Из необходимых компании 14,7 миллиардов рублей компенсаций региональные бюджеты предусматривают только 8,5 миллиардов, недостаёт примерно 42%. Стремясь восполнить эту недостачу, РЖД отправила 102 соглашения о компенсациях в 64 субъекта страны: 10 согласились, 11 изучают вопрос, 1 промолчал, остальные 41 ответили отказом.

В сообщении компании не указывается сумма, на которую претендует «дочка» РЖД в договоре со Ставропольским краем. «Коммерсантъ» пишет, что железнодорожники оценивают свои убытки от пригородных электричек Ставрополья в 120 миллионов рублей. Пресс-служба Думы края сообщает о предложении на 100 миллионов. Эту цифру депутаты сочли необоснованной.

 

Главной задачей стало договориться к Новому году

2014 год заканчивается, и не вышедшие на рельсы электрички уже не вернуть, поэтому соглашение о транспортном обслуживании, которое СКППК, по словам министра, отказалась подписать из-за отсутствия строки о компенсации, в ведомстве не форсируется. Главная работа идёт по подписанию соглашения на 2015 год. На этом завязаны тарифы, расписание рейсов и компенсации из федерального бюджета.

Игорь Васильев, Игорь Васильев, министр
Пресс-служба губернатора СКИгорь Васильев

«Ведём работы с перевозчиком по поводу заключения данного договора и на 14 год, но наша задача – заключить договор на 15 год, чтобы открыть тарифное дело в региональной тарифной комиссии.

За 14 год субсидию они получают, вопросов нет, но с 1 января одним из критериев предоставления субсидии на инфраструктурную составляющую стал именно договор с субъектом РФ <…> Поэтому сегодня данная компания зашевелилась и мы сегодня на фазе подписания данного договора»

- Игорь Васильев

Договор между правительством и перевозчиком, пояснил министр, регулирует отношения заказчика и исполнителя транспортных услуг. В нём указываются направлений, рейсы, маршруты, количество пар электричек и вагонов в них, примерные объёмы пассажиропотока. Теперь только при наличии этого договора перевозчик будет получать из федерального бюджета деньги на содержание железнодорожных путей. Если же субсидия исчезнет, сильно возрастёт себестоимость перевозок. Это одна из основных опасностей нынешней ситуации.

 

Вернут всё кроме электрички на Железноводск

Готовясь к договору на 2015 год, министерство проверило загруженность маршрутов и решило отменить электрички по направлению Бештау – Железноводск.

Игорь Васильев на брифинге, министр, Игорь Васильев, брифинг
Пресс-служба губернатора СКИгорь Васильев на брифинге

«По результатам ревизии маршрутов из 44 пар мы хотим сохранить на 15 год 39, 5 мы снимаем – это заведомо убыточные маршруты, где 1-2 человека проходят, а 4 вагона идут порожняком.

Мы сегодня убрали такое направление как Бештау – Железноводск. Эти 5 пар, которые мы сейчас убрали, они были на Железноводск»

- Игорь Васильев.

Этот маршрут был сокращён одним из первых, и его уже заменили автобусным, который оказался для пассажиров даже выгоднее – 14 вместо 18 рублей за 10 километров. Все остальные направления пригородного сообщения в министерстве намерены сохранить. Первичные документы скоро поступят в тарифную комиссию, и она выдаст новый тариф. Министр ожидает, что он будет меньше среднего по России, и искусственного занижать цены не придётся. Соответственно, опять не будет межтарифной разницы и необходимости в компенсациях:0

«Сегодня проезд по России за зону стоит 25 рублей. Если даже в связи с инфлаяцией и так далее будет 20 или 21 рубль, мы для населения столько и поставим поставим, и мы будем в этих рамках»

- Игорь Васильев

 

Министр добавил: в ведомство поступили предложения от перевозчиков из Самары и Саратова, которые готовы взять на себя краевые электрички. Если они сумеют договориться с РЖД об аренде рельсов – их предложения могут быть рассмотрены взамен СКППК.

Однако пока в приоритете нынешняя компания, которой предстоит решить, соглашаться или нет на договор с 39 электричками и без компенсаций. Именно от этого в первую очередь зависит, придётся ставропольцам пересаживаться на автобусы или привычный для Кавминвод транспорт вернётся к обычной работе.

 

РЖД, электрички, Железноводск, кавминводы, Игорь Васильев, железные дороги, КМВ, транспорт