Стресс от МТС

Лариса Денежная

В последнем номере журнала Международной конфедерации обществ потребителей «Спрос» под заголовком «Будьте бдительны: выгодный тариф» была опубликована история абонента сотовой связи МТС. Однако с такой же проблемой сталкиваются и в Ставрополе.

В начале февраля этого года Ольга К. подключила тариф «Макси» МТС. Его условия были весьма привлекательные: 200 рублей абонентской платы, бесплатных 50 минут разговора с абонентами мобильной связи внутри страны и 100 sms-сообщений в месяц. Особенно Ольгу прельстил бесплатный роуминг – ей приходилось часто звонить в Москву. Каждый день пользования тарифом обходился всего лишь в шесть рублей, которые снимались с лицевого счета. Ну просто райские условия! И, нужно сказать, «Макси» прельстил не одну Ольгу. В офисе оператора, как рассказывала женщина, выстроилась очередь желающих приобрести выгодный тариф.

Чуть ли не каждый день в течение трех недель Ольга наслаждалась общением по бесплатному роумингу. Но в конце февраля «выгода» закончилась. Оператор прислал sms-сообщение об изменении условий тарифного плана. Указал, что все подробности – по контактному телефону. Абонплата увеличилась на 50 рублей, «убрали» и бесплатный роуминг. Ну а что касается переключения на другой тариф – никому не нужно объяснять.

- Был и еще один «сюрприз», — рассказывала нам Ольга. – Когда на моем балансе осталось 50 рублей, связь оказалась заблокированной. Я сначала думала, что аппарат неисправный. Когда пошла в пункт приема платежей, узнала, что для поддержания связи сумма баланса не должна быть меньше 60 рублей. Хотя об этом никто меня не предупреждал.

С различными «подводными камнями» сталкивались и другие абоненты сотового оператора МТС. Некоторые потребители даже обращались в суд по поводу «недоразумений» с выставленными счетами на оплату услуг. Два года назад в материале «Как баланс… разбалансировался, или Кое-что о ловушках роуминга» мы рассказывали, как Самвэлу К. выставили счет на сумму более чем в 20 тысяч рублей. Оказалось, что после «обнуления» лицевого счета, о чем абонент не ведал, он разговаривал с межгородом в кредит. Эти услуги оператор предоставлял на том основании, что согласно правилам предоставления услуг сотовой связи «Джинс», в этом тарифном плане отсутствуют пороги подключения и отключения в роуминге.

Поэтому после использования суммы, внесенной авансом (именно этот вид оплаты предусмотрен договором), «МТС» начинает оказывать услуги в кредит, не получив на это волеизъявления абонента. Суд принял аргументы оператора, признав факт наличия задолженности. По какой причине она образовалась – это уже эмоции.

Увы, но судебные разбирательства, в которых фигурирует МТС, продолжаются до сих пор. Практически все иски связаны с предоставлением услуг в кредит. В «ловушки» роуминга чаще всего попадают молодые люди, которые используют мобильную связь для всевозможных sms-голосований в телевизионных музыкальных и шоу-проектах. То ли с арифметикой они не дружат, то ли пребывают в эйфории от нежданно свалившейся на них халявы. Раз не заработал «стоп-кран» — авось, оператор «промухал» нулевой баланс. Ан нет, оказывается, включился «кредитный» счетчик. Причем на законных основаниях. Это условие оператор оговорил и в тарифном плане, и в правилах предоставления своих услуг. Да и абонент собственноручно поставил подпись под договором, согласившись с ним. Читать, оказывается, надо бумажки, которые визируешь. А они составлены весьма хитро.

Где собака зарыта?

В смысл этих документов мало кто вникает. А зря. В приложении к договору, например, есть пунктик о том, что с правилами предоставления услуг сотовой связи, расположенными на сайте компании «МТС», будущий абонент ознакомлен. А теперь вопрос в лоб: кто читал эти самые правила, переступив порог офиса компании? То-то же. Да и на сайте МТС найти их могут разве что «продвинутые» пользователи ПК. Путь к «судьбоносным» правилам оператор не указал.

После бесплодных попыток лично я прервала это занятие. Ну а что говорить о тех, у кого Интернета нет? Впору вспомнить сказку о Кощее Бессмертном, смерть которого находилась в иголке, навигация к которой – дерево-сундук-заяц-утка-яйцо. И сколько действий на этом пути!

Зато раздел правовой информации для пользователей сайта МТС меня весьма удивил. Нет, здесь нужно процитировать:

«Данные правила распространяются на всех посетителей и пользователей сайта. Пользуясь материалами сайта, потребитель выражает свое согласие (то есть автоматически, в бесспорном порядке! -— Л. Д.) с данными правилами. Компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) сохраняет за собой право изменять данные правила и инструкции по своему усмотрению (очень комфортные условия для себя, любимой. – Л. Д.). В случае нарушения данных правил МТС оставляет за собой право применить все допустимые законом средства по отношению к нарушителям. Данные правила распространяются на настоящих и будущих посетителей сайта МТС.

Несмотря на то, что МТС старалась предоставлять точную информацию на сайте, Компания не несет никакой ответственности за точность информации.

МТС оставляет за собой право изменять предоставляемые программы, услуги и продукцию в любое время без предварительного уведомления…»

Ну, каково? Если «включить» дедукцию, получается, абонент должен согласиться с правилами, за точность которых компания не несет никакой ответственности и которые могут в любой момент измениться?

Что интересно, компания МТС выигрывает в судах одно дело за другим. Потому что действует в рамках закона. Компания извещает об изменении условий тарифных планов в средствах массовой информации. А сайт МТС зарегистрирован таковым. Причем указанное СМИ «выходит ежедневно и бестиражно». То, что вы не догадались вовремя в него заглянуть, – это ваши проблемы и ваша головная боль.

Ну что ж, стоит напомнить о том, что все бесплатное имеет цену. И «клюнув» на заманчивые предложения, можно поплатиться если не сразу, то уже в ближайшем будущем.

P. S. Когда верстался номер, нам позвонил очередной обиженный абонент МТС. Позавчера компания прислала ему sms-сообщение: «С вашего счета будет удерживаться абонплата за период с 19.03. по 30.03 2008 года». При том, что подключенный тариф «Стимул плюс» не предусматривал абонплаты. Оставшиеся на личном счете деньги сняли в счет ее погашения. В результате баланс «обнулился», связь оказалась заблокированной на исходящие звонки.