Таксисты - нелегалы могут лишиться автомобиля

Наталья Ардалина

В Ставрополе у нелегальных таксистов начали забирать автомобили на штрафстоянку. Эта мера применяется в ходе рейдов к тем водителям, которые вопреки всем законам продолжают работать в качестве таксистов без каких бы то ни было разрешающих документов.

Таксисты - нелегалы могут лишиться автомобиля

После того как вступили в действие новые правила, согласно которым все такси до определенного срока должны быть перекрашены в желтый цвет, многие водители приняли решение просто закрыть индивидуальное предпринимательство и продолжать работать нелегально. Они размышляют таким образом: никто не сможет доказать, что я именно таксую, если остановят, буду говорить, что просто подвожу знакомого. Однако нелегалы фактически отбирают заработок у тех, кто добросовестно платит налоги, отчисляет средства в Пенсионный фонд. Как рассказал водитель такси с многолетним стажем Андрей, в среднем в квартал приходится заплатить 12 тысяч рублей. Разумеется, у нелегалов нет такой необходимости, при этом выезжают они на работу в часы пик, перехватывая все наиболее выгодные заказы. Кроме того, экономический ущерб от их деятельности получает и государство.

Как отметил заместитель министра транспорта Ставропольского края Виталий Тальницкий, предыдущие полгода большая работа была проделана по перекрашиванию автомобилей легальных перевозчиков в желтый цвет. Сегодня эта работа близка к завершению, и теперь министерство основной упор будет делать именно на выявление нелегалов, с тем чтобы поддержать законопослушных таксистов. Для того чтобы работа оказалась более эффективной, к ней привлекли не только сотрудников ГИБДД, Налоговой службы, как это уже делалось ранее, но и сотрудников Центра исполнения административного законодательства УМВД России по г. Ставрополю. В их полномочиях – оформление протокола по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ – «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)». В этом случае автомобиль изымается и отправляется на штрафстоянку.

Нужно отметить, что первые несколько водителей, остановленных сотрудниками полиции, долго не могли поверить, что машину все же заберут. Единственное, что могло их хоть как-то успокоить, это то, что все время до решения суда автомобиль будет стоять там бесплатно – ведь его забрали не за нарушение правил дорожного движения, а в качестве вещественного доказательства. Тем не менее ситуация тоже не из приятных, ведь до суда может пройти и два, и три месяца, в течение которых автомобилем нельзя будет пользоваться. Кстати, статья предусматривает для граждан наказание в виде административного штрафа от двух до двух с половиной тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. То есть суд вполне имеет право изъять автомобиль, который как раз в данном случае и является орудием производства. Хотя, скорее всего, на практике столь суровая мера применяться не будет, по крайней мере, поначалу.

Вообще, рынок легковых перевозок сколь обширен, столь же и незаконен. Большинство фирм, принимающих заказы в этой сфере, вообще не интересуются, есть ли у водителя разрешение, свидетельство индивидуального предпринимателя, а уж какого цвета автомобиль, им и вовсе без разницы. Главное, чтобы работали. При этом никакой ответственности ни за что они не несут, в том числе в случае аварии. Этот пробел в законодательстве пытается устранить ставропольское министерство транспорта: в Федеральное Собрание было направлено письмо с предложением включить в правовое поле как объект правоотношений фирмы, принимающие заказы.

Среди остановленных водителей проверяющим попался таксист со всеми необходимыми документами, но на черном автомобиле. Штраф за отсутствие цветографической схемы сегодня составляет 10 тысяч рублей, а за то, что кузов не покрашен в желтый цвет, водителю выдается предписание на устранение нарушения. Если в течение определенного срока он это нарушение не устранит – то есть не перекрасит авто (или, как вариант, оклеит пленкой), то разрешение на деятельность в качестве перевозчика у него отзовут. Еще один легальный таксист предъявил документы совсем на другой автомобиль – «Мазду», тогда как ехал он на «Форде». Выяснилось, что машина в ремонте, мужчина, чтобы не сидеть без дела, да и заработать на ремонт, пока ездит на другой. Ему повезло – отделался предупреждением.
А вот еще несколько водителей, которые упорно прикидывались, что ничего не понимают, все-таки временно остались без своих железных коней. Водитель «пятнадцатой» долго рассказывал сотрудникам полиции, что ездит с соседями Васей и Федей по магазинам, покупает запчасти для машины. Правда, «Вася» и «Федя» на поверку оказались Артемом и Андреем, которые вызвали такси, набрав известный в Ставрополе телефонный номер. Упрямому водителю почти торжественно вручили акт об изъятии транспортного средства и протокол.

Как отметил Виталий Тальницкий, пока прошел только второй совместный рейд, теперь они будут проводиться еженедельно, а в ближайшем будущем – 2–3 раза в неделю, причем по территории всего края. Теперь нелегалам придется выбирать – или продолжать ездить на свой страх и риск, или все же узаконить свою деятельность.