Внимание, дети!

Елена Павлова
Спокойствие жаркого летнего ставропольского вечера было прервано страшным скрипом тормозов, от которого бросает в дрожь даже людей, сидящих на балконах восьмого этажа. Затем последовал глухой удар, словно две огромных жестяных банки с силой врезались друг в друга, скрежет металла по асфальту и тишина, которая через несколько минут была разорвана воем сирен «скорой помощи». Но помощь медработников понадобилась только двоим из четырех, ехавших в легковушке. Остальных спасти не удалось. Когда же прибыли сотрудники ГИБДД, то их взглядам открылась ужасная картина аварии, которая произошла на глазах у десятков людей, стоявших на троллейбусной остановке. «Жигули», ехавшие по улице Доваторцев в сторону улицы Тухачевского, вдруг из левого ряда резко повернули в правый. Соседние автомашины рванули кто куда. А та злополучная легковушка, двигавшаяся по правому ряду, не могла из-за ехавшего рядом транспорта заметить этого ужасного маневра, врезалась в «Жигули» и опрокинулась. За рулем ВАЗа-нарушителя находился пятнадцатилетний подросток, взявший автомобиль у родственников покататься. Как видим, поездка закончилась трагедией. И этот страшный пример, увы, не единичный. За месяц, что длилась всероссийская операция «Внимание, дети!», только в Ставрополе было выявлено более восьми тысяч нарушений правил дорожного движения, а в крае эта цифра почти на порядок больше. Как всегда на первом месте лихачи – нарушителей скоростного режима выявлено более 2,5 тысячи, 164 водителя управляли транспортом в подпитии, 336 раз нарушали ПДД пешеходы... В крае случилось 35 дорожно-транспортных происшествий, в которых пятеро детей погибли и более трех десятков получили различной степени тяжести травмы. - У меня имеется отчет о проделанной за время операции «Внимание, дети!» работе. Честно признаюсь – впечатляет. Тут и участие работников милиции в работе педагогических советов, и беседы на родительских собраниях, и чтение лекций, проведение бесед с различными категориями участников дорожного движения, и выпуск листовок, и проведение викторин, и оборудование специальных автоплощадок, кабинетов и уголков безопасности для обучения детей ПДД, но статистика свидетельствует, что в ближайшем будущем наши улицы и дороги не станут менее опасными. Почему? - поинтересовался ведущий «круглого стола» корреспондент «Вечернего Ставрополя» Валерий Манин, имеющий сорокалетний постоянный водительский стаж. – Это страшная статистика, - говорит начальник Отдела ГИБДД ОВД по Промышленному району Ставрополя подполковник милиции Олег Берус. - К сожалению, далеко не все и не сразу могут осознать, что за сухими цифрами стоят чьи-то юные жизни, чье-то здоровье, искалеченные судьбы, сломанные биографии. Нормальному человеку трудно поверить, но в действительности во многих детских трагедиях виноваты самые близкие им люди – родители. Посмотрите, только за месяц операции в Ставрополе было выявлено 55 случаев нарушения правил перевозки детей! Именно эти нарушения по аварийности занимают второе место (после пешеходов). А кто возил детвору на переднем сиденье и без специальных кресел? Чужой дядя? Нет – папы и мамы, старшие братья и сестры, дедушки. Поймите, работники безопасности дорожного движения могут сколько угодно призывать соблюдать правила дорожного движения, наказывать водителей, но эффективность такой деятельности будет близка к нулю, если самые авторитетные для малышей люди – их родные – своим личным примером не будут ежедневно, как говорится, с младых ногтей воспитывать у подрастающего поколения уважения к закону дорог. Такого пока не наблюдается. – И вот что парадоксально, - вступает в разговор начальник ОГИБДД ОВД по Октябрьскому району подполковник милиции Николай Павлов, - большинство нарушений правил дорожного движения родители объясняют ... своей любовью к детям. Представляете, чадолюбивые «предки» дарят детворе велосипеды, мопеды, а так называемые скутеры стали настоящим бедствием на дорогах города. А в двух семьях презентовали несовершеннолетним даже автомашины. На что рассчитывают близкие, делая такие презенты? Что пронесет? Так не проносит же. Вы посмотрите, только за месяц в Ставрополе велосипедисты нарушали ПДД 45 раз, а водители мопедов – 58. Более двадцати подростков 16-17 лет привлечены к административной ответственности. И это только те, чье передвижение по городу было остановлено сотрудниками ГИБДД. А сколько их проскальзывает? Но, поверьте моему опыту, все это до поры до времени. Так зачем же ждать беды? Разве взрослые не знают, что даже на велосипеде по городу можно ездить только после достижения 16 лет, а на мопедах и прочем мототранспорте – с 18? Уверен, знают. Но почему-то провоцируют детей к нарушениям закона. – Не секрет, что в весенне-летний период число аварий с участием несовершеннолетних увеличивается в два-три раза. А ведь зимой и погода хуже, и дорожные условия несравненно сложнее. Почему так происходит? – Причин этому много, - говорит заместитель командира Отдельного батальона ДПС ГИБДД подполковник милиции Александр Мальгевский, - и многие были озвучены моими коллегами, но есть еще, как минимум, две. Во-первых, в холодное время года детей меньше на улицах – тут и учеба в школе, и не особенно комфортные условия как для пеших прогулок, так и для езды на вело- и мототранспорте. Это как бы объективная причина. Но есть и субъективная – с началом учебного года возобновляются во многих школах занятия по безопасности дорожного движения. Вольно или невольно, но детворе напоминают о необходимости соблюдения закона дорог. Сейчас мало школ, где бы не было хотя бы простейшего уголка по безопасности дорожного движения, а, скажем, в краевом центре в средней школе №26 построен целый автогородок, где дети могут отдельные элементы поведения на улице отрабатывать на практике. Отлично поставлены практические занятия по ПДД в средней школе №64, лицее №8, ряде других учебных заведений. - Руководители многих школ осознают, что, по сути, на дорогах идет война – жертв там не меньше, чем при проведении иной воинской операции, – комментирует старший инспектор УГИБДД ГУВД СК капитан милиции Сергей Муравский. - И пытаются хоть как-то положительно влиять на ее. Они активно включились в федеральную целевую программу по обеспечению безопасности дорожного движения, на проведение которой из бюджетов всех уровней выделены определенные средства. Конечно, мы отдаем себе отчет, что не все и не сразу сдвинется с места, тем более что в некоторых местах обучение ПДД проводится по давно устаревшим и неэффективным методикам. Те же, кто следит за новинками в педагогике, добиваются лучших результатов. А новинок много. Только в газете «Добрая дорога детства» их предлагается масса, в том числе и с детальным анализом конкретных и виртуальных дорожных ситуаций. Мы убеждены, что лучше анализировать виртуальные аварии, чем реальные, ведь за каждым ДТП стоят конкретные людские судьбы. И просим всех: когда садитесь за руль, когда выходите на улицу, будьте внимательными и не будьте безразличными – рядом дети!