Вокруг чего вращаемся?

Лариса Ракитянская

О проблемах преподавания астрономии в школе журналист «Вечерки» беседует с заместителем директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 24 им. генерал-лейтенанта юстиции М. Г. Ядрова Еленой Выглазовой

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 24 им. генерал-лейтенанта юстиции М. Г. Ядрова Елена Выглазова
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 24 им. генерал-лейтенанта юстиции М. Г. Ядрова Елена Выглазова

«Профиль» и «база» вытеснили астрономию

- Елена, Анатольевна, сегодня многих волнует, почему отменили астрономию в школе?

- В 90-е годы стремительно стало меняться все образование. В советское время был учебный план, утвержденный министерством образования, отменять его не имели права. Потом в нашу жизнь ворвались такие понятия, как базисное и вариативное обучение, возникло и укрепилось профильное обучение. Но как бы ни менялась школа, всем нужно сегодня помнить: даже в советские времена астрономию в школе давали один раз в неделю - всего один час. Я считаю, что сегодня в 10 - 11-х классах и физики мало — два часа в неделю — это базовый уровень. Тут есть тоже свои плюсы и минусы, хотя я лично и многие мои коллеги убеждены: от такого подхода в значительной степени страдает общее развитие выпускников.

- Говорят, современные выпускники путают астрономию с астрологией. Так ли это? Приходилось ли вам слышать от ребят мнение о том, что не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот?

- Я работаю в школе больше 30 лет, но такого не слышала. Один выпускник 24-й гимназии несколько лет назад даже поступил на факультет астрофизики МГУ — это говорит о том, что если дети стремятся изучать такую науку, они это делают. Хотя я по-прежнему считаю, что даже современный курс физики, включающий ознакомительные знания по астрономии, не позволяет нам с ребятами говорить о ней как о науке о планетах, решать астрономические задачи (несмотря на то, что математический аппарат по этому предмету не очень-то сложный).

- Вы согласны с мнением о том, что свои знания об устройстве Вселенной молодёжь черпает сегодня не через уроки астрономии в школе, а из голливудских фильмов и компьютерных игр?

- Ну что вы, конечно, не до такой степени! Некоторые дети - может быть, но не большинство.

Астрономии нужно... оборудование

- Елена Анатольевна, есть мнение, что учителя неохотно займутся преподаванием астрономии...

- Думаю, что это не так! Один час в неделю — это не нагрузка для опытного учителя. Проблема в другом: школы сейчас нацелены на преподавание в первую очередь базовых предметов, определённых Федеральным государственным стандартом. Профильное обучение, как я уже говорила, играет первую скрипку. Но для преподавания астрономии нужно еще и оборудование — о движении планет на пальцах не расскажешь. Его приобретение не требует больших расходов. Труднее этот самый час на астрономию «выгадать» от какого-то предмета...

- От какого?

- Разве что от математики, и то не факт. Детям-то надо готовиться к ЕГЭ, многие экзамен по математике сдают не на базовом, а на профильном уровне.

- Если с будущего учебного года астрономию в школе все-таки введут, эти решения принимать придется...

- Да. Но я бы предложила подумать о введении курса астрономии не в 10 - 11-х классах, а в 7 - 8-х или в 9-х. Думаю, что в этом возрасте дети более любознательны, привить им дополнительный интерес к той же физике и математике через астрономию можно, нужно, полезно и правильно. Да и сама астрономия — наука увлекательнейшая!

гимназия №24, астрономия