Восстание оранусов против WOW-фактора

Станислав Маслаков

Восстание оранусов против WOW-фактора

Начало апреля порадовало нас сразу двумя эпохальными фильмами отечественного производства. Причём без кавычек и экивоков, а в самом прямом смысле. Фильмами качественными, смелыми, идущими вразрез с «линией партии» и расхожими стереотипами. «ПираМММида» и «Generation П» - это не исповедь и не манифест эпохи девяностых. И даже не столько попытка переосмысления. Это открытый вызов всем тем, кто привык называть наше поколение потерянным, а наше детство и молодость — смутным временем.

Это не рецензия. Хотите прочитать отзывы о фильмах, узнать побольше о создателях и процессе съёмок — в интернете полно информации. От себя добавлю, что посмотреть обе картины нужно, как бы вы ни относились к Мавроди, Пелевину, девяностым и нашей суровой действительности. Если вам нет двадцати пяти, то эти фильмы помогут многое понять о ваших родителях и эпохе, когда они были вдвое моложе, чем сейчас. А заодно и вправят мозги, если есть что вправлять. Если вам около тридцати-сорока, то это кино — про вас. Наберитесь смелости взглянуть в своё прошлое. Если вы пенсионер... Впрочем, в кинозалах было много пожилых зрителей, и смотрели они с пониманием.

«ПираМММида» - эпическое полотно, повествующее  о крупнейшей в истории финансовой афере и человеке, гениальном математике с синдромом бога. «Generation П» - жизнеописание скромного гуманитария, ставшего в итоге богом. И там и там сюжетообразующий элемент — экономика. И даже не она сама, а всепоглощающая человеческая жадность, поставленная философами-извращенцами во главу всего прогресса. В обоих случаях она пытается заменить пустующее место идеологии и принимает невообразимые, одновременно уродливые и величественные формы. Первый фильм основан на сильно переделанной и «романтизированной» автобиографии Сергея Мавроди, второй — на культовой книге Виктора Пелевина. 

И что интересно: раскритиковать обе истории и всех причастных к ним лиц проще простого. Даже не с эстетической точки зрения, а по факту. Мол, МММ ваше — проклятые жулики, обобравшие народ. Их надо в тюрьме держать, а не героями делать. А Пелевин — вообще постмодернист, для которого нет ничего святого. И у него там наркота сплошная — чему он научит подрастающее поколение? 

Всё это морализаторское словоблудие — замечательное прикрытие для того истинного постмодерна, который творится здесь и сейчас. Ничего святого нет не только на страницах книг Пелевина, Сорокина и прочих культовых писателей девяностых-нулевых. Его вообще нету. Потому что святость — это отделённость от обыденного, от греховного мира с его примитивной системой координат. А этого мира — тоже нет. Отделяться — не от чего. У каждого свои правила, свои ориентиры и линейки. Мир, в котором невозможно что-то по-настоящему универсальное, — и есть постмодерн. Чем сильнее кто-то пытается навязать окружающим свою игру, тем большим негодяем он в итоге оказывается. И тем меньше он сам соответствует тому имиджу, который создаёт. 

Отсюда — лицемерные священники, требующие всеобщего дресс-кода, цензуры (в их безукоризненном исполнении, конечно) и пытающиеся запустить свои тентакли во все сферы общественной жизни. Но при этом отстаивающие своё право на роскошь. (В романе есть хороший момент. Главный герой в бреду передозировки молится Богу, но вскоре молитва перерастает в деловое предложение, созвучное современным тенденциям в политике крупнейших конфессий России: «Кое-как встав с коленей, Татарский добрел до стола, взял ручку и прыгающим паучьим почерком записал: Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на фоне Храма Христа Спасителя. Его задняя дверца открыта, и из нее бьет свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина, рука и нога. Слоган: ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД. Вариант: ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД.») 

Отсюда же — уродливая пародия на политику и политиков. Которые суть не люди, а бренды. Пустые трёхмерные модели, делающие по непонятно чьей воле что угодно, кроме того, что на самом деле нужно. Постоянно нарушающие свои же собственные законы. Вычеркнувшие свой собственный народ из истории и превратившие общественную жизнь в театр абсурда. И впрямь сложится впечатление, что их и вовсе нет, а то, что мы видим, — не более чем хорошо срежиссированная бесконечная пиар-акция.

Восстание оранусов против WOW-фактора

И отсюда же — мы с вами. Постмодернистский народ, позволивший довести себя до столь жалкого существования, что и впрямь хоть мухоморы водкой запивай, чтобы убежать от такой действительности. «Антирусский заговор, безусловно, существует – проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России». В книге и фильме «Generation П» замечательно раскрыта теория орануса — уж простите, рото...опы. Бессмысленного существа, которое жрёт и выделяет; единственная реакция которого — WOW-фактор. Что-то либо круто (ва-а-а-ау!), и его надо потреблять, либо некруто, и оно отторгается. Вот оно, идеальное общество потребления. Примерно на этом же чувстве сыграл и главный герой «ПираМММиды». Если сам он и потерпел фиаско, то те, кто его победил, продолжили дело эксплуатации всего низменного в человеке.

Но сам факт того, что эти два фильма вышли, что они хороши и качественны, сняты без помощи государства и телеканалов, говорит о том, что время постмодернизма уходит из жизни обратно в искусство. Поколение, которое должно было только потреблять и говорить «вау», породило массу умных, деятельных, целеустремлённых людей, которые пусть и с запозданием, но входят в силу, нащупывают свой путь. Пипл хавал-хавал, да поперхнулся, и наконец задумался. 

«ПираМММида» и «Genera-tion П» не дают нам ответов, да жанр этого и не допускает. Но они помогают задавать вопросы — сложные и неудобные. И для кого-то вполне могут стать отправной точкой. А потом будут более серьёзные фильмы и книги. И рано или поздно мы найдём новых священников и политиков, которые помогут нам в поисках новых смыслов и новых целей.