Юрий Мосолов: «Выстраивание системы финансового контроля продолжается»

Олег Чесноков

В апреле 2012 года Ставропольская городская Дума приняла решение о создании Контрольно-счетной палаты города Ставрополя. Фактически этот орган был сформирован в январе 2013 года. Сегодня можно подвести некоторые итоги его работы. Об этом и о многом другом наш корреспондент поговорил с председателем Контрольно-счетной палаты Юрием Мосоловым.

- Юрий Геннадьевич, если подводить итоги работы контрольного органа за какой-то период, то, на мой взгляд, необходимо обратиться к цифрам.

- Да, вы правы, от цифр в нашей работе никуда не деться, но от подробного изложения в беседе с Вами я хотел бы от них уйти. Тем более что все эти цифры, как и материалы контрольных и иных мероприятий, есть в открытом доступе в разделе Контрольно-счетной палаты на сайте Ставропольской городской Думы в сети Интернет. Каждый желающий, в том числе и читатель «Вечернего Ставрополя», может познакомиться с ними в любое время.

В целом за два года проведено 122 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия. Общая сумма нарушений финансовой дисциплины по итогам 2013 года составила свыше 600 млн рублей. В настоящее время ведется работа по подготовке отчета за 2014 год, который так же, как и предыдущий, будет направлен в Ставропольскую городскую Думу в конце марта. Основная часть нарушений приходится на нарушения, связанные с использованием бюджетных средств и муниципального имущества, в том числе неэффективным, проведением конкурсных процедур, нарушениями при ведении бухгалтерского учета. В адрес органов местного самоуправления города Ставрополя направлено 37 представлений и предписаний об устранении нарушений на сумму 275 млн рублей. Устранено нарушений и приняты меры органами администрации города на сумму 230 млн рублей. Кроме того, в ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий органами местного самоуправления приняты предложения о корректировке доходной и расходной части в ходе рассмотрения проектов бюджета и внесения изменений в него и муниципальные программы на сумму 27 млн рублей.

- Тогда, если не возражаете, построим наш разговор таким образом – я буду задавать Вам вопросы от имени человека, который мало разбирается в специфике Вашей работы, а Вы будете мне максимально доступно и популярно все объяснять. Нет возражений?

- Пожалуйста.

- Для чего создана Контрольно-счетная палата города Ставрополя и чем она занимается?

- Контрольно-счетная палата является органом внешнего муниципального финансового контроля и осуществляет контроль за исполнением бюджета города Ставрополя, контроль за законностью, эффективностью и результативностью использования его средств, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, оказание содействия организации внутреннего финансового контроля в администрации города, участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
Важное направление – финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств города, а также муниципальных программ. Мы осуществляем анализ бюджетного процесса в городе и готовим предложения, направленные на его совершенствование.

Всю информацию о ходе исполнения бюджета города, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палата представляет в Ставропольскую городскую Думу и главе администрации города Ставрополя.

- Сейчас Вы упомянули о внутреннем финансовом контроле. Контрольно-счетная палата - орган внешнего финансового контроля. То есть в городе две контрольные службы. Можно немного подробнее?

- Четкое разграничение на внутренний и внешний финансовый контроль введено Бюджетным кодексом Российской Федерации в 2013 году. То есть продолжается выстраивание всей системы финансового контроля в целом, со своей спецификой, объемами и направлениями работы. В данном случае идет речь не о дублировании полномочий, а о четком разделении зон ответственности.

Функции внутреннего контроля возложены в настоящее время на комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя. Этот же орган будет осуществлять контроль и в сфере соблюдения требований Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Совместно с нашими коллегами мы осуществляем предварительную работу с целью избежать проверок одной и той же организации в текущем году, будем обмениваться результатами контрольных мероприятий в рамках заключенного соглашения о взаимодействии.

Например, такое направление, как финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов, проекта бюджета на очередной финансовый год, подготовка заключений на проекты изменений в бюджет города и подготовка заключения на отчет об исполнении бюджета, в работе органа внутреннего финансового контроля отсутствует. Также в соответствии с 44-м Федеральным законом мы осуществляем аудит в сфере закупок. В соответствии с положениями данного закона Контрольно-счетная палата осуществляет аудит в сфере закупок, который включает анализ и оценку результатов закупок, достижения целей их осуществления, будем проводить анализ как по планируемым к заключению, так и заключенным и исполненным контрактам.

Имеется еще ряд принципиальных различий. Например, руководящий состав палаты назначается решением Ставропольской городской Думы и подотчетен только ей. Все это связано с функциональной независимостью и гласностью в работе палаты. Работа распределена по трем направлениям: образование и социальная сфера, городское хозяйство и финансово-экономическая экспертиза, о которой я упоминал ранее. Каждое из направлений возглавляет аудитор, который независим в принятии решений, а отчеты по проведенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям утверждаются путем рассмотрения и проведения открытого голосования на коллегии Контрольно-счетной палаты.

В целом система финансового контроля на муниципальном уровне выстроена аналогично системе, действующей на уровне края.

- Спасибо за ответ. А как строится взаимодействие с другими контролирующими и правоохранительными органами? С органами местного самоуправления?

- За прошедший период заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой Ставропольского края, Управлением МВД России по Ставрополю, городской прокуратурой, комитетом финансов и бюджета администрации города. Работаем над заключением соглашения с налоговой службой. В 2014 году мы вошли в Совет муниципальных контрольно-счетных органов края. Все это позволило наладить взаимодействие с вышеперечисленными структурами в плане проведения совместных мероприятий, обмена информацией, исключения дублирования проверок и так далее.

Контрольно-счетная палата отчитывается о своей деятельности как в целом, так и по отдельным мероприятиям перед депутатами Ставропольской городской Думы. С профильными комитетами – по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике и по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям – работаем в постоянном режиме. Что касается администрации города, то мы сейчас совместно с комитетом финансов и бюджета в рамках заключенного соглашения выстраиваем такую систему контроля, которая была бы наиболее эффективна, и хотим акцентировать внимание на пополнение доходной части бюджета, более эффективное использование бюджетных средств, предотвращение нарушений на стадии предварительного контроля. Мы будем способствовать разработке проектов нормативных актов, которые пресекут в будущем выявляемые сейчас нарушения.

- Как сделать работу Контрольно-счетной палаты более эффективной?

- Важным шагом в этом направлении станет единый классификатор нарушений при расходовании бюджетных средств, работа над которым сейчас идет в Счетной палате Российской Федерации и Минфине России. Это должно значительно уменьшить разночтения в трактовке одних и тех же фактов различными контролирующими органами и серьезно повысить качество их работы. Остро стоит вопрос о наделении сотрудников муниципальных палат полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по различным основаниям. Такими полномочиями мы сейчас не обладаем. Целесообразной будет разработка контрольно-счетными органами единых подходов в части контроля и оценки муниципальных программ. Вообще эта тема достаточно обширна, и мы постоянно над ней работаем с учетом опыта наших коллег из Счетной палаты России, краевой Контрольно-счетной палаты, Союза муниципальных контрольно-счетных органов.

- Можно сказать, что этот орган внешнего финансового контроля завершил фазу формирования и полностью приступил к исполнению своих обязанностей?

- Два с небольшим года работы - очень небольшой возраст для палаты. За это время сложился профессиональный коллектив из пятнадцати человек со средним стажем работы в органах финансового контроля не менее семи лет, проведено оснащение палаты компьютерной и оргтехникой, выделено помещение. Процесс становления завершился, и в последующие годы наша работа будет приобретать более плановый и целенаправленный характер.
Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить депутатов Ставропольской городской Думы, коллег из администрации города за конструктивное и эффективное взаимодействие в работе. Идет постоянный процесс активной работы, нас слышат, если так можно выразиться, в то же время и мы прислушиваемся к мнениям коллег.

- Что бы Вы хотели пожелать читателям «Вечернего Ставрополя»?

- С учетом настоящей экономической ситуации использовать денежные средства только по целевому назначению и максимально эффективно. А вообще, всем желаю интересной работы, хорошего отдыха, здоровья и благополучия.

финансы, деньги