В Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова представили премьеру спектакля «Искренне Ваш, Чехов» в постановке режиссера и автора пьесы Анны Артамоновой.
Анна Артамонова – выпускница Нижегородского театрального училища. Училась на актерском факультете ВГИКа на курсе Владимира Грамматикова. В 2010 году окончила режиссерский факультет ВГИКа (курс Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко). В 2023 году окончила Академию кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. С 2005 года Анна Артамонова – актриса театра Et Cetera, снимается в кино. Как режиссер создала несколько короткометражных и полнометражных фильмов. Ее работы отмечены жюри фестиваля «Золотой Витязь», международного кинофестиваля «Верное сердце», посольства Королевства Нидерландов в России «Сталкер», кинофестиваля «Харьковская сирень», «Улыбнись, Россия!» и «Ноль плюс», кинофестиваля «Крылатый барс», «Белая птица» и «Святой Владимир», а также фондом имени С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой на фестивале ВГИК.
Анна Артамонова пишет стихи, исполняет свои песни под гитару. Доставляет гуманитарную помощь в ДНР и ЛНР, с начала СВО выступает с концертами в госпиталях и блиндажах.
«У меня была задача – создать спектакль с любовью к Чехову»
Накануне премьеры в Ставрополе Анна рассказала о новом спектакле. Она выступила не только как автор пьесы и режиссер, но также в качестве сценографа, художника-постановщика, создала музыкальную палитру спектакля на основе произведений Сергея Рахманинова, Фрица Крейслера и Валерия Гаврилина.
– Пьеса была написана в 2014 году, – рассказала Анна. – Это моя первая театральная постановка в театре Et Cetera. До этого я снимала кино, было уже четыре короткометражных фильма и один полнометражный.
Пьесу «Ваш Чехов» Анна писала в шумной компании двух старших детей – сыну в то время было пять лет, дочке – три. Они постоянно пытались стащить со стола исписанные листки. А на руках у молодой мамы спала новорожденная Верочка. Забегая вперед, следует заметить, что сейчас у Анны уже четверо детей, которых она воспитывает с мужем (он тоже режиссер).
Пьеса «Ваш Чехов» была представлена на конкурс «Молодая драматургия» Министерства культуры РФ и выиграла грант на постановку спектакля. Как вспоминает Анна Артамонова, у этого проекта было множество препятствий, но, несмотря ни на что, всё получилось. Главное, автора поддержали не только актеры, а весь театр. «Ваш Чехов» идет на сцене театра Et Cetera уже девять лет. Анна играет в спектакле роль Лики Мизиновой. Если заглянуть на сайт театра, можно увидеть, что все билеты на ближайшие месяцы уже проданы.
За девять лет спектакль был сыгран на разных площадках и даже под открытым небом. По словам Анны, «боевое крещение» он получил на театральном фестивале «Мелиховская весна». Незадолго до этого Анна и актеры будущего спектакля впервые побывали в подмосковной усадьбе, в которой Антон Павлович провел семь счастливых лет.
– В пьесе я сочинила, что в день, когда родился Антон Павлович, шел снег, – рассказала Анна. – «Крупными хлопьями, засыпая деревья, дома, оставляя торчать только крыши. Такого снегопада Таганрог еще не видал». Конечно, никто не знает, был снег или нет. Мне хотелось, чтобы в день, когда родился Антон Павлович, случилось какое-то природное явление. Мы приехали зимой в Мелихово, а там – много снега, мороз, солнце. И вот мы подходим к флигелю – единственной постройке, которая осталась такой же, как при Чехове, и начинается пурга, снег повалил крупными хлопьями.
Через несколько месяцев актеры театра Et Cetera показали спектакль на фестивале «Мелиховская весна». И было абсолютное ощущение, что сам Чехов принял его.
Анна и Чехов
Казалось бы, пьеса написана, спектакль в Et Cetera поставлен, есть новые проекты, всё идет своим чередом. Но Анну не оставляет чеховская тема. Неслучайным было посещение Сахалина (пусть Анна там побывала не со спектаклем, а с фильмом «Фагот»). Такой же неслучайной оказалась поездка в Таганрог. Были планы посетить родину Чехова, но им постоянно что-то мешало исполниться. Лишь недавно, когда Анна ехала на Донбасс, ее машина сломалась именно в Таганроге. Пока шел ремонт, нашлось время посетить местные музеи.
– Первым, куда меня ноги привели, был домик, где родился Чехов, – поделилась Анна. – Побывала в лавке колониальных товаров. Маленькие комнатки, в которых удивительно, как помещались члены семьи Чеховых. Там впервые увидела портрет, написанный братом писателя Николаем Павловичем. В Таганроге чувствуется чеховский дух, люди очень трепетно относятся к его памяти. Есть повод вернуться в этот город, потому что многое не удалось посмотреть.
У Анны есть мечта показать свой спектакль в Таганроге. А может быть, судьба распорядится так, что в этот город с новой постановкой «Искренне Ваш, Чехов» приедут актеры Ставропольского театра.
С нашей труппой режиссер Анна Артамонова познакомилась в ноябре прошлого года. Сначала – по фотографиям. Если бы среди актеров она не нашла того, кого можно было пробовать на роль Чехова, то и спектакля бы не получилось. Однако режиссерский взгляд сразу же выделил Константина Юрченко. И дело здесь не в портретном сходстве…
– Я поразилась, какой высокий уровень, какие у вас актеры. Порадовалась. На репетициях все включены, все работают. А когда попадаешь вечером в зал на спектакль в качестве зрителя, начинаешь смотреть по-другому. И зал, и сцена такими родными становятся. Всем рассказываю про Наталью Павловну Зубкову, она ведь не только режиссер, она актриса. Маленькая, худенькая, а от нее такая мощь исходит. Она же еще работает с молодежью в студии. Говорят, театр начинается с вешалки. С людей начинается театр.
Анна посмотрела значительную часть репертуара Ставропольского театра драмы. «Здесь такие хорошие спектакли, – говорит она. – Нигде не видела, чтобы столько мужчин в зрительном зале утирали слезы. И от этого такая большая ответственность – будешь ты соответствовать оценке публики или нет».
Семья – это тоже творчество
Дипломный фильм «Фагот», с которым Анна Артамонова выпускалась из Академии Никиты Михалкова, есть в открытом доступе в Интернете. Драматичная история, основанная на реальных событиях, о девочке, которая не смирилась с тем, что ее отец – музыкант, ушел на войну и пропал без вести. Она верит, что папа жив и пытается найти его. Для этого девочка идет в госпиталь, она играет там на своем фаготе раненым бойцам. Сорокаминутный фильм получился искренним и глубоким, без намерения «выжать слезу» на актуальной теме. В жизни история девочки, к сожалению, окончилась печально. Но Анна Артамонова осознанно сделала финал ленты жизнеутверждающим. В фильме вместе с профессиональными актерами заняты реальные пациенты военного госпиталя, сестры милосердия, обычные люди. И от этого воспринимаешь картину по-особому.
В фильме «Фагот» играют дети Анны: в главной роли – Любовь, которая в самом деле играет на фаготе, и маленький Яша. Для Анны было принципиально, чтобы девочка не имитировала игру на инструменте, а по-настоящему музицировала, потому что важна была реакция ребят в госпитале. На эту роль, кроме Любы, больше никого не нашлось, девочек-фаготисток не так много. Маленькому Яше почти ничего не пришлось играть, от него требовалось быть просто ребенком. Сама же Анна заменила в эпизоде актрису, которая не смогла сниматься из-за участия в другом проекте.
Я больше не буду рассказывать о фильме «Фагот», поскольку уверена, что нашим читателям захочется самим увидеть эту честную, добрую историю.
Анну часто спрашивают, как она всё успевает: и в театре играть, и учиться, и фильмы снимать, и детей воспитывать…
– Я ничего не успеваю, – улыбается она. – Когда фильм сняла, выяснилось, что с ним надо ездить по стране. За это время дети по учебе съехали, их же надо постоянно контролировать, помогать. Старший сын Григорий учится в суворовском училище. Дочка Любовь – в школе Гнесиных, играет на фаготе, пианино, немного на виолончели, прекрасно поет. Верочка учится в школе искусств, играет на виолончели, младший Яша – на барабанах, и, хотя его тоже хвалят, с ним надо заниматься. Мой муж, их папа, по профессии кинорежиссер. Слава богу, понимающий, меня поддерживает. Научился всему, разве что косички девчонкам не заплетает. Бывала раньше и конкуренция, какая-то ревность к профессии. Были и бытовые сложности, и бессонные ночи, но мы справились.
«Я – девушка с характером, при всей своей «пушистости»
Когда началась специальная военная операция, Анна сразу же ушла из Фейсбука* и Инстаграма* (*ресурсы принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ). Осталась только в YouTube. Стала выкладывать там свои песни и стихи. В прошлом году ее «Фагот» резко набрал много просмотров, YouTube заблокировал фильм. Анна вступила в переписку с модераторами, доступ открыли. Потом протоиерей Андрей Ткачев поделился ссылкой на фильм, посыпались комментарии, YouTube заблокировал их. Анна снова вступила в переписку с модераторами, блокировку сняли.
– Время рассудит, расставит всё по своим местам, – говорит она. – Во все времена нашу матушку-Русь хотели захватить, подмять под себя. Всё очень сложно. И самое главное, что со стороны противника идет воздействие на будущее поколение. Часто идет речь о том, что мы проигрываем информационную войну.
Если зайти на страницу Анны Артамоновой в YouTube, то там можно увидеть ролики с ее участием, снятые в блиндажах, как сейчас говорят, «за ленточкой». Эта хрупкая девушка не остановилась на выступлениях в госпиталях на мирной территории, она нашла людей, которые помогают ей попасть в ДНР и ЛНР. «Надо делать свое дело, – говорит она. – Я – девушка с характером, при всей своей «пушистости».
Постепенно появились единомышленники, друзья, которые помогают в самых разных ситуациях и на которых всегда можно положиться. Среди таких людей и ставропольский батюшка – отец Петр Гриценко. «Такой настоящий, смелый, покоя не знает, – говорит Анна. – Трепетно ко всему относится. Я про него песню написала».
Благодаря отцу Петру Анна доезжала до бойцов, которые завтра шли на первую линию, пела им свои песни под гитару в блиндажах.
– Приезжаешь к ним как сестра, как мама – есть же совсем молодые парнишки, – рассказывает Анна. – Эта жуткая война проявила людей. Я там не видела ни одного гнилого, с червоточиной. Я поддерживаю русского солдата, простого человека. Для меня это важнее всего. Раньше я много снимала в поездках, откладывала на жесткий диск, на будущее в качестве хроники. А когда увидела потоки фейков, стала выкладывать в YouTube. Затираю лица ребят, они же там, на первой линии. Угрозы идут мне лично. Рассчитано на то, чтобы нас запугать, сломить, поссорить. И вообще, многое делается, чтобы народ разуверился. Иногда смотришь: нам и внешних врагов не надо, своих хватает. По-хорошему надо, чтобы все проснулись. Надо объединяться.
…Через два с лишним часа интервью диктофон сам собой выключился, а мы продолжали говорить: о жизни и войне, о вере и выборе, который каждый должен сделать сам…
Фото автора и из личного архива Анны Артамоновой