«Анора» - драматическая комедия с постсоветскими деталями | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Брак Ивана и Аноры оказался недолгим и нечестным
Кадр из фильма
«Анора» - драматическая комедия с постсоветскими деталями

«Анора» - драматическая комедия с постсоветскими деталями

29 ноября
15:37

В нашей ежемесячной кинорубрике на этот раз появляется одна из главных картин 2024 года. «Анора» (18+) - победитель последнего Каннского кинофестиваля. Фильм, снятый в США местным режиссером с обильным участием российских и армянских актеров. Да-да, и все это происходит во время очень напряженных отношений между Западом и Востоком. Видимо, все-таки какая-то часть мировой культуры еще остается аполитичной.

 

В чем соль фильма?

«Анору» снял американский режиссер Шон Бэйкер, который до этого произвел семь полнометражных фильмов. Правда, все они прошли мимо массового зрителя. Наверное, Шон, так сказать, набивал руку, хотя первое его кино вышло еще в 2000 году. Долго же он шел к славе! И ее Бэйкеру принесла «Анора».

Сюжет фильма достаточно прост. Девушка по имени Анора, которая просит называть ее Эни, работает в стриптиз-клубе. Ей 23 года, и она хорошо знает русский язык. Поэтому, когда в заведение приходят русскоговорящие клиенты, руководство отправляет Эни к ним. Так девушка знакомится с 21-летним Иваном Захаровым, которого сыграл Марк Эйдельштейн. Парень - сын российского олигарха, якобы учащийся в Америке. Аноре нравится молодой человек, а тот не против продолжить общение за пределами клуба. Конечно же, встречи проходят за дополнительную плату. Ивану нравится общество Эни, поэтому он предлагает ей на неделю завязать отношения. Слово за слово, и вот парочка с друзьями посещают Вегас, в котором Захаров делает предложение Аноре. И буквально в этот же вечер они становятся супругами. Эту новость через соцсети и СМИ узнают родители Ивана, которым не нравится такой загул сына. Они вылетают к нему, чтобы аннулировать брак.

Теперь, когда вы немного ознакомились с  сюжетом, можно переходить к минусам и плюсам картины, а их там предостаточно. Так как дальше я буду рассказывать подробности, то можете прочитать текст ниже после того, как сами посмотрите кино. Важно – «Анора» имеет возрастной ценз 18+ с рейтингом «R». Это значит, что подросткам фильм можно смотреть только с родителями. Если же вы не боитесь спойлеров, то смело переходите к буквам, которые последуют далее.

 

Глупая девушка и звенящая пошлость

Начнем с минусов картины, ведь ее создатели тоже сначала решили продемонстрировать нам все изъяны своей работы. Основным деталям сюжета, с которыми вы ознакомились в предыдущей части публикации, Шон Бэйкер уделил минут 40. Весь фильм длится чуть более двух часов. Причем мой рассказ выше не был максимально сжатым, пришлось опустить лишь эпизоды, связанные с пошлостью и развратом. А именно это и видит зритель более получаса. Иван и Эни все это время пьют, гуляют и занимаются сексом. Более ничего там не происходит. Поэтому если вы подумали, что «Анора» напоминает «Красотку», то не обольщайтесь. Классика кино с Джулией Робертс и Ричардом Гиром демонстрирует весь спектр романтики. В фильме 2024 года в начале ее нет абсолютно. Честно говоря, если бы не обязательства перед читателями кинорубрики, я бы не стал смотреть дальше «Анору». Однако, забегая вперед, скажу, что подобное решение было бы ошибкой, но об этом уже в плюсах фильма.

Максимально затянутое раскрытие сюжета является еще не главным минусом картины. Шон Бэйкер показал персонажей глупыми, хотя они таковыми не должны быть в силу жизненных обстоятельств. Эни – девушка, которая танцует в стриптиз-клубе. Ее образ жизни и социальный статус помогают постигать жизнь максимально быстро, понимая все ее изъяны. Но Анора почему-то представлена в образе обычной простушки, которая приехала из деревни в большой город и слепо верит в любовь с первого взгляда. Между ней и Иваном вообще нет никакой связи, кроме интимной и алкогольной. Но она соглашается выйти за него замуж буквально через неделю после знакомства. Да, можно привести контраргумент – алчность Эни. Но еще при первой встрече в доме Ивана парень говорит Аноре, что он просто сын русского олигарха, и у него нет денег. Более того, перед тем как предложить руку и сердце, Захаров заявляет, что родители возвращают его в Россию работать. А затем «Ваня» сообщает своей подруге, что если он женится на американке, то получит вид на жительство в США. Теперь соединяем всю вышеперечисленную информацию, и у нас появляется следующий вопрос: «Что сделают родители Ивана, когда узнают о том, что он женился, по сути, на первой встречной?». Намечается только два ответа – заставят расторгнуть брак или лишат денег. Причем больше верится в первый вариант исхода события. Эни же подобный вопрос начинает волновать, когда они уже поженились и появляются слухи о недовольстве родителей их бракосочетанием. Получается, что при своем роде занятий Эни не обладает простым житейским опытом, хотя она совсем не глупая. Девушка, к примеру, умело общается с руководством клуба на тему официального трудоустройства.

У фильма также есть еще один жирный минус. Когда персонажи картины начинают искать сбежавшего Ивана, то никто не знает его любимых мест и даже того, чем он занимается. Это простительно Аноре, но не Торосу, которого поставили опекать парня Захаровы-старшие. И он уже не первый раз разгребает загулы «Вани». И за это время не изучил его повадки и привычки? Не верится совершенно.

 

Почему же фильм взял Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля?

Прочитав о минусах картины, вы наверняка озадачились мыслями, как такое «непотребное» кино победило в Каннах? Неужели там все настолько прогнило? Честно говоря, после просмотра первых 40 минут фильма я тоже так думал. Но последующие полтора часа или чуть больше убедили меня в обратном.

Если вы продолжите просмотр фильма, то в дальнейшем получите максимальное удовольствие. За оставшееся время Шон Бэйкер показывает, зачем нужна была такая продолжительная преамбула. Без нее зритель не получил бы представление о развитии персонажей. Гордый и крутой Иван, когда только слышит, что приезжают родители, бросается в бегство, оставляя Анору одну. А когда он их встречает, то предстает настоящим трусом, который уже начинает оскорблять свою избранницу, хотя несколько дней назад признавался ей в любви. А вот главная героиня картины показывает борьбу в прямом и переносном смысле. Она дерется с людьми Захаровых, ищет Ивана, чтобы поговорить с ним и сохранить брак. Когда же Эни видит, что ее муж просто ничтожество, то начинает противостоять властным Захаровым, которые удивляются такому поведению девушки, ведь им никто не мог сказать «нет». И да, брак в итоге аннулируют, но складывается ощущение, что происходит это уже по желанию Эни.

Вообще, в последнее время в западных фильмах показано мало персонажей, которые кому-то противостоят. Раньше таких героев было больше, сейчас их можно по пальцам пересчитать. Видимо, через культуру до людей пытаются донести мысль, что лучше во всем соглашаться, тогда не будет проблем.

Радуется борьбе Аноры, а  потом и сам начинает противостоять Захаровым парень Игорь, который работает на Тороса. Его играет российский актер Юра Борисов. И нашему артисту удалось создать лучшего персонажа картины. Борисов обладает невероятной харизмой, которая проявляется в каждом движении в любом фильме. И вот уже не чувствуется игра актера, Юра создает эффект реальности. Зрителя такое существование в кадре притягивает, ведь возникает мысль, что вот так, скорее всего, происходило бы и в реальности. В «Аноре» подобная игра Борисова раскрывается еще сильнее за счет хорошей операторской и режиссерской работы. Кадры сняты таким образом, что создается ощущение присутствия. Очень тонкая и скрупулезная работа. Персонаж Юры Борисова единственный, кто проявляет теплые чувства к Аноре. Не дает ей замерзнуть на улице, укрывает в самолете, говорит с ней по душам, а также возвращает дорогое обручальное кольцо. Эни такая теплота близка, и она остается с Игорем.

Помимо всего прочего, с появлением на экране Юры Борисова меняется настроение фильма. Если раньше от юмора хотелось заплакать грустными слезами, то затем на душе становится весело. В этом Борисову помогают Карен Карагулян и Ваче Товмасян, сыгравшие Тороса и Гарника соответственно. Причем у Борисова и Товмасяна образовывается некая актерская химия. Они в хорошем смысле этого слова комедийно пародируют персонажей Джона Траволты и Сэмюэл Л. Джексона из «Криминального чтива». Но шутки Гарника, сдобренные армянским акцентом, через какое-то время начинают выводить из себя, да и заискивание его персонажа перед Захаровыми тоже не вызывает симпатии. Чего не скажешь об Игоре. Поэтому неудивительно, что Юра Борисов, по слухам, будет номинирован на лучшую мужскую роль второго плана на всех престижных кинонаградах, в том числе и на «Оскар».

 

Что в итоге?

«Анора» - достаточно противоречивый фильм. По сути, это две картины в одной. В первой продемонстрировано слишком много похоти, тупости и разврата. Но без этого не было бы другой картины, в которой показаны борьба за свое счастье, доброта и житейский юмор, что перевешивает негатив первой части «Аноры».

Поэтому если зритель хочет получить удовольствие от просмотра фильма в целом, то ему стоит через призму непредвзятости пропустить 30-40 минут ленты. Тогда можно будет понять, в чем сила картины. Иначе ее смысл будет утерян.

Автор: Геннадий Криштофоров
Поделиться:

Читайте также

Прямая линия главы региона: от дорог до Деда Мороза

Прямые линии губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова стали уже привычным форматом общения с жителями региона. Люди знают, что в случае, когда проблема не решается, чиновники обещают сделать все, но потом, есть возможность напрямую обратиться к главе региона. И каждый вопрос будет взят на контроль

29 ноября

Ключевая точка исторической памяти

25-26 ноября на площадках Главного штаба Государственного Эрмитажа и Мариинского дворца Санкт-Петербурга проходил Пятый Международный научно-практический форум «Без срока давности. Ключевая точка исторической памяти».

29 ноября

Молитвы за мир звучат в обители

Официальный источник гласит, что 24 декабря 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II благословили открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в нашем городе. Монахини получили в пользование часть одного из оставшихся исторических корпусов. О прошлом, преданиях и сегодняшней жизни монастыря «Вечерке» рассказала игуменья Иоанна.

29 ноября

Обязаны ли мы болеть?

В мире существует одна парадоксальная тайна – являются ли болезни некой обязательной составляющей человеческой жизни. При этом большинство из нас полагают, что с возрастом невозможно избежать заболеваний.

29 ноября