«Анора» - драматическая комедия с постсоветскими деталями | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Брак Ивана и Аноры оказался недолгим и нечестным
Кадр из фильма
«Анора» - драматическая комедия с постсоветскими деталями

«Анора» - драматическая комедия с постсоветскими деталями

29 ноября 2024
15:37

В нашей ежемесячной кинорубрике на этот раз появляется одна из главных картин 2024 года. «Анора» (18+) - победитель последнего Каннского кинофестиваля. Фильм, снятый в США местным режиссером с обильным участием российских и армянских актеров. Да-да, и все это происходит во время очень напряженных отношений между Западом и Востоком. Видимо, все-таки какая-то часть мировой культуры еще остается аполитичной.

 

В чем соль фильма?

«Анору» снял американский режиссер Шон Бэйкер, который до этого произвел семь полнометражных фильмов. Правда, все они прошли мимо массового зрителя. Наверное, Шон, так сказать, набивал руку, хотя первое его кино вышло еще в 2000 году. Долго же он шел к славе! И ее Бэйкеру принесла «Анора».

Сюжет фильма достаточно прост. Девушка по имени Анора, которая просит называть ее Эни, работает в стриптиз-клубе. Ей 23 года, и она хорошо знает русский язык. Поэтому, когда в заведение приходят русскоговорящие клиенты, руководство отправляет Эни к ним. Так девушка знакомится с 21-летним Иваном Захаровым, которого сыграл Марк Эйдельштейн. Парень - сын российского олигарха, якобы учащийся в Америке. Аноре нравится молодой человек, а тот не против продолжить общение за пределами клуба. Конечно же, встречи проходят за дополнительную плату. Ивану нравится общество Эни, поэтому он предлагает ей на неделю завязать отношения. Слово за слово, и вот парочка с друзьями посещают Вегас, в котором Захаров делает предложение Аноре. И буквально в этот же вечер они становятся супругами. Эту новость через соцсети и СМИ узнают родители Ивана, которым не нравится такой загул сына. Они вылетают к нему, чтобы аннулировать брак.

Теперь, когда вы немного ознакомились с  сюжетом, можно переходить к минусам и плюсам картины, а их там предостаточно. Так как дальше я буду рассказывать подробности, то можете прочитать текст ниже после того, как сами посмотрите кино. Важно – «Анора» имеет возрастной ценз 18+ с рейтингом «R». Это значит, что подросткам фильм можно смотреть только с родителями. Если же вы не боитесь спойлеров, то смело переходите к буквам, которые последуют далее.

 

Глупая девушка и звенящая пошлость

Начнем с минусов картины, ведь ее создатели тоже сначала решили продемонстрировать нам все изъяны своей работы. Основным деталям сюжета, с которыми вы ознакомились в предыдущей части публикации, Шон Бэйкер уделил минут 40. Весь фильм длится чуть более двух часов. Причем мой рассказ выше не был максимально сжатым, пришлось опустить лишь эпизоды, связанные с пошлостью и развратом. А именно это и видит зритель более получаса. Иван и Эни все это время пьют, гуляют и занимаются сексом. Более ничего там не происходит. Поэтому если вы подумали, что «Анора» напоминает «Красотку», то не обольщайтесь. Классика кино с Джулией Робертс и Ричардом Гиром демонстрирует весь спектр романтики. В фильме 2024 года в начале ее нет абсолютно. Честно говоря, если бы не обязательства перед читателями кинорубрики, я бы не стал смотреть дальше «Анору». Однако, забегая вперед, скажу, что подобное решение было бы ошибкой, но об этом уже в плюсах фильма.

Максимально затянутое раскрытие сюжета является еще не главным минусом картины. Шон Бэйкер показал персонажей глупыми, хотя они таковыми не должны быть в силу жизненных обстоятельств. Эни – девушка, которая танцует в стриптиз-клубе. Ее образ жизни и социальный статус помогают постигать жизнь максимально быстро, понимая все ее изъяны. Но Анора почему-то представлена в образе обычной простушки, которая приехала из деревни в большой город и слепо верит в любовь с первого взгляда. Между ней и Иваном вообще нет никакой связи, кроме интимной и алкогольной. Но она соглашается выйти за него замуж буквально через неделю после знакомства. Да, можно привести контраргумент – алчность Эни. Но еще при первой встрече в доме Ивана парень говорит Аноре, что он просто сын русского олигарха, и у него нет денег. Более того, перед тем как предложить руку и сердце, Захаров заявляет, что родители возвращают его в Россию работать. А затем «Ваня» сообщает своей подруге, что если он женится на американке, то получит вид на жительство в США. Теперь соединяем всю вышеперечисленную информацию, и у нас появляется следующий вопрос: «Что сделают родители Ивана, когда узнают о том, что он женился, по сути, на первой встречной?». Намечается только два ответа – заставят расторгнуть брак или лишат денег. Причем больше верится в первый вариант исхода события. Эни же подобный вопрос начинает волновать, когда они уже поженились и появляются слухи о недовольстве родителей их бракосочетанием. Получается, что при своем роде занятий Эни не обладает простым житейским опытом, хотя она совсем не глупая. Девушка, к примеру, умело общается с руководством клуба на тему официального трудоустройства.

У фильма также есть еще один жирный минус. Когда персонажи картины начинают искать сбежавшего Ивана, то никто не знает его любимых мест и даже того, чем он занимается. Это простительно Аноре, но не Торосу, которого поставили опекать парня Захаровы-старшие. И он уже не первый раз разгребает загулы «Вани». И за это время не изучил его повадки и привычки? Не верится совершенно.

 

Почему же фильм взял Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля?

Прочитав о минусах картины, вы наверняка озадачились мыслями, как такое «непотребное» кино победило в Каннах? Неужели там все настолько прогнило? Честно говоря, после просмотра первых 40 минут фильма я тоже так думал. Но последующие полтора часа или чуть больше убедили меня в обратном.

Если вы продолжите просмотр фильма, то в дальнейшем получите максимальное удовольствие. За оставшееся время Шон Бэйкер показывает, зачем нужна была такая продолжительная преамбула. Без нее зритель не получил бы представление о развитии персонажей. Гордый и крутой Иван, когда только слышит, что приезжают родители, бросается в бегство, оставляя Анору одну. А когда он их встречает, то предстает настоящим трусом, который уже начинает оскорблять свою избранницу, хотя несколько дней назад признавался ей в любви. А вот главная героиня картины показывает борьбу в прямом и переносном смысле. Она дерется с людьми Захаровых, ищет Ивана, чтобы поговорить с ним и сохранить брак. Когда же Эни видит, что ее муж просто ничтожество, то начинает противостоять властным Захаровым, которые удивляются такому поведению девушки, ведь им никто не мог сказать «нет». И да, брак в итоге аннулируют, но складывается ощущение, что происходит это уже по желанию Эни.

Вообще, в последнее время в западных фильмах показано мало персонажей, которые кому-то противостоят. Раньше таких героев было больше, сейчас их можно по пальцам пересчитать. Видимо, через культуру до людей пытаются донести мысль, что лучше во всем соглашаться, тогда не будет проблем.

Радуется борьбе Аноры, а  потом и сам начинает противостоять Захаровым парень Игорь, который работает на Тороса. Его играет российский актер Юра Борисов. И нашему артисту удалось создать лучшего персонажа картины. Борисов обладает невероятной харизмой, которая проявляется в каждом движении в любом фильме. И вот уже не чувствуется игра актера, Юра создает эффект реальности. Зрителя такое существование в кадре притягивает, ведь возникает мысль, что вот так, скорее всего, происходило бы и в реальности. В «Аноре» подобная игра Борисова раскрывается еще сильнее за счет хорошей операторской и режиссерской работы. Кадры сняты таким образом, что создается ощущение присутствия. Очень тонкая и скрупулезная работа. Персонаж Юры Борисова единственный, кто проявляет теплые чувства к Аноре. Не дает ей замерзнуть на улице, укрывает в самолете, говорит с ней по душам, а также возвращает дорогое обручальное кольцо. Эни такая теплота близка, и она остается с Игорем.

Помимо всего прочего, с появлением на экране Юры Борисова меняется настроение фильма. Если раньше от юмора хотелось заплакать грустными слезами, то затем на душе становится весело. В этом Борисову помогают Карен Карагулян и Ваче Товмасян, сыгравшие Тороса и Гарника соответственно. Причем у Борисова и Товмасяна образовывается некая актерская химия. Они в хорошем смысле этого слова комедийно пародируют персонажей Джона Траволты и Сэмюэл Л. Джексона из «Криминального чтива». Но шутки Гарника, сдобренные армянским акцентом, через какое-то время начинают выводить из себя, да и заискивание его персонажа перед Захаровыми тоже не вызывает симпатии. Чего не скажешь об Игоре. Поэтому неудивительно, что Юра Борисов, по слухам, будет номинирован на лучшую мужскую роль второго плана на всех престижных кинонаградах, в том числе и на «Оскар».

 

Что в итоге?

«Анора» - достаточно противоречивый фильм. По сути, это две картины в одной. В первой продемонстрировано слишком много похоти, тупости и разврата. Но без этого не было бы другой картины, в которой показаны борьба за свое счастье, доброта и житейский юмор, что перевешивает негатив первой части «Аноры».

Поэтому если зритель хочет получить удовольствие от просмотра фильма в целом, то ему стоит через призму непредвзятости пропустить 30-40 минут ленты. Тогда можно будет понять, в чем сила картины. Иначе ее смысл будет утерян.

Автор: Геннадий Криштофоров
Поделиться:

Читайте также

Ангелы ставропольской «кадетки»

Минутой молчания почтили память погибших героев. Право открыть Стену Памяти получил кадет 6-го учебного курса СПКУ Хасан Калицев. Сделал он это вместе с мамой погибшего в зоне проведения СВО выпускника. Ставропольцы к мемориалу возложили алые гвоздики, давно ставшие в нашей стране не только символом памяти, но и благодарности и Победы. Концертную программу к событию специально подготовили участницы городского творческого проекта «Жёны героев».  Ансамбль с таким же названием из 17 женщин исполнял патриотические песни о Родине, любви, семье. Все они ждут своих мужей из зоны спецоперации. И хотя профессиональных певиц в коллективе нет, на 32-м Международном фестивале-конкурсе патриотической песни «Солдатский конверт-2025» Гран-при в специальной номинации с произведением «Две матери» им вручил заслуженный артист России Денис Майданов. Пусть все матери и жены дождутся своих мужчин живыми!

12 декабря

Когда судьба – в служении

Политический путь Геннадия Тищенко начался ближе к двухтысячным. В то время он был активным членом объединения «Отечество – вся Россия», лидером которого на федеральном уровне являлся Евгений Примаков, возглавлявший до этого Правительство Российской Федерации, Министерство иностранных дел и Службу внешней разведки России. На декабрь 1999 года были назначены выборы в Государственную Думу третьего созыва. Примаков лично контролировал ход избирательной кампании и с этой целью неоднократно выезжал в регионы страны. Так состоялось знакомство Геннадия Тищенко, которому было поручено руководить городским избирательным штабом «Отечества», и выдающегося государственного деятеля, совершившего исторический разворот над Атлантикой.

12 декабря

Обидная ничья с чемпионом Беларуси. Опять

Счёт снова сравнялся. Начались гандбольные качели. Хозяева опять выводили заднюю линию на бросок, но Максим Ермолин после промахов искал линейных, а не собирался атаковать ворота сам. Поэтому дожимать соперника доверили ветеранам. Сначала Виталий Мазуров точным броском с опоры поразил цель. А затем Иван Некрасов, появившийся на площадке вместо Ермолина, показал, как можно бросать от бедра мощно и полезно. Капитан «Виктора» за десять секунд до конца встречи вывел хозяев вперед. Тайм-ауты у СКА закончились. Ставропольским гандболистам удалось завязать соперника на девяти метрах. Оставалось играть четыре секунды. Уже показалось, что Иван Некрасов вновь своим броском принесет «Виктору» победу над чемпионом – на этот раз над белорусским. Но разыгрывающий СКА Александр Петрович не стал ждать, пока хозяева подготовят стенку, а его партнеры расставятся. Не было на это времени. Петрович решил, была не была, просто бросил по воротам, застав всех врасплох, сравняв за секунду до конца счёт в матче – 28:28. Каждый тайм закончился одинаково. Уникальный случай в гандболе!

12 декабря

Друг – мое второе «я»

«Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться с ним при богатстве его».

12 декабря