Создание парфюмерии в качестве предмета купли-продажи интересно просто как история. Но если переложить ее на наш, местный формат, то окажется, что духи известных российских дореволюционных марок продавались в Ставрополе весьма успешно и совсем рядом – на Николаевском проспекте и Воронцовской улице…
Изящная словесность на службе у парфюмерных брендов
Парфюм многие годы традиционно считается самым изысканным и желанным подарком для женщин. В советский период нашей истории духи из Франции стали фетишем, культовым продуктом, обладание которым придавало владелице особый статус. Преклонение перед флакончиком с модным ароматом было таким неподдельным и таким повальным на всем пространстве бывшего СССР, что эпизоды этого наивного «идолопоклонничества» проникли даже в отдельные виды искусства. Достаточно вспомнить, как в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» Ипполит дарит Наденьке заветный флакончик французских духов.
Хотя и задолго до этого разговор об ароматах и парфюмерных марках в искусстве велся достаточно часто. Классическая литература сохранила такие факты. К примеру, по замыслу Александра Сергеевича Пушкина, духи были в кабинете Онегина:
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале…
«С духами скляночка: резеда и жасмин» наличествует у Молчалина в «Горе от ума». Михаил Юрьевич Лермонтов наделяет свою княжну Лиговскую собственной коллекцией парфюмов: «...Тогда она встала, подошла к зеркалу, осушила глаза, натерла виски одеколоном и духами, которые в цветных и граненых скляночках стояли на туалете».
Марка Guerlain упоминается в строчках Игоря Северянина, повествующих о красоте польских красавиц:
Они – как персики с крюшоном:
Ледок, и аромат, и сласть.
И в языке их притушенном
Такая сдержанная страсть…
Изысканный шедевр Guerlain'a —
Вервэна – в воздухе плывет
И, как поэзия Верлэна,
В сердцах растапливает лед.
(Игорь Северянин. Классические розы, 1924)
Поэт Андрей Белый писал об «Уайт Роуз» Дома Аткинсона. Считается, что аромат «Белой Розы» любила последняя русская императрица, и флакончик именно этих духов был при ней во время расстрела в Екатеринбурге.
Неудивительно, что позже парфюмеры начали вдохновляться стихами, и из этого взаимопроникновения смыслов возникали особые ароматы. В 1960-е известной фабрикой «Рассвет» были созданы духи с названиями «Лирика», «Рифма», «Поэзия», «Сонет». Советский парфюмер Нина Зейская вложила в «Рифму» удачный шлейф индийского сандала, что было весьма экзотично для предпочитающих восточные изыски советских женщин.
Не так давно, в августе 2019-го, французский дом моды Celine представил «Аромат поэзии» и посвятил новый парфюм Артюру Рембо.
Не осталась в долгу у поэзии и проза. Создатель поистине культовой «Красной Москвы» обрусевший француз, предки которого еще в XVIII веке приехали в Россию, Август Ипполитович Мишель в 1932 году создает духи «Манон». Именно они фигурируют в повести Нины Алексеевой «Одна жизнь – два мира»: «...Магазины были открыты, ничего съестного, пустые полки, но, к нашему всеобщему изумлению, в изобилии были… духи «Манон». В то же самое время в Москве ни за какие деньги нельзя было достать духи, и мы увозили отсюда в Москву по несколько флаконов…».




Флакон духов сам по себе, и без содержимого, имел право быть подарком и предметом культа. Благодаря воспоминаниям Матвея Моисеевича Глейзера теперь известно, что Фаина Раневская приносила Марине Цветаевой по ее просьбе пустые емкости от духов, Цветаева сцарапывала с них этикетки и торжественно объявляла: «А теперь бутылочка ушла в вечность»…
В год 2022-й, когда по известным причинам российский рынок покинули известные западные компании по производству парфюмерии, стоит обратиться к истории и рассказать о лучших примерах, когда парфюмеры России легко завоевывали женские сердца…
Уместно вспомнить анекдот, как Раиса Рейзен, актриса Императорских театров, говорила: «Если бы Наполеон душился остроумовским «Наполеоном», Жозефина никогда бы ему не изменяла». «Остроумовский» в данном случае – это отсылка к имени Александра Остроумова, выдающегося парфюмера дореволюционной России. В одном ряду с ним стоят такие известные российские парфюмерные фирмы, как «Сиу и Ко», «А. Ралле и Ко». Пусть у истоков создания последних двух стояли потомственные французы, но Остроумов – плоть от плоти земли Русской. Ему принадлежит слава знаменитых духов «Снегурочка», а косметический крем «Метаморфоза» был настолько популярен, что выпускался уже советскими парфюмерно-косметическими фабриками до 1960-х годов.
Продукт вторичный, но ставший невероятно популярным
Производство парфюмерных компонентов в Российской империи было сопутствующим. Их добывали, к примеру, при производстве смол и лекарственных препаратов. Технологии были довольно подробно описаны в соответствующей литературе.
Справка. В кратком технологическом очерке «Смолы и эфирные масла» Александр Лидов (Москва: Изд. К. А. Казначеева, 1898 г.) популярно объясняет процесс: «Для получения пахучих веществ мускуса, амбры, циветты (млекопитающее из семейства виверровых отряда хищных. – Прим. автора), бензойной смолы и т. п., употребляемых в парфюмерии, приходится приготовлять их спиртовые экстракты, которые затем и прибавляются к растворам эфирных масел. Ввиду трудности экстракции для этой цели приходится прибегать к самому тщательному измельчению и продолжительному взбалтыванию спиртом. Для этой цели употребляются механические приспособления. Бутыли употребляются стеклянные или металлические; каждая бутыль в 12 часов получает до 150 000 сотрясений и таким образом самые трудноизвлекаемые пахучие вещества сравнительно скоро переходят в раствор. Для получения экстракта мускуса все же и при помощи указанных машин приходится настаивать в течение почти 10 дней, для извлечения пахучего вещества из корня фиалки 4 дня и т. п.».
Константин Тумский в работе 1880 года «Благовонные товары» (Москва, Типография и Литография С.П. Архипова и К) рассуждает, что «духами вообще называют растворы душистых масел в спирте, все равно, будет ли при этом растворено какое-нибудь одно масло или несколько их. Для приготовления духов можно или прямо растворить эфирное масло в спирте или настаивать с ним помаду (т.е. жир, пропитанный благовониями)». Он предупреждает, что спирт необходим абсолютно чистый, 85-90 градусов…
Где в дореволюционном Ставрополе можно было купить флакон «Снегурочки» от Остроумова
Подход теоретический и научный прочно сосуществовал с приносящей немалый доход практикой создания парфюмерных композиций, а также их реализации. Чтобы привлечь внимание модников и модниц к своему магазину, торгующему «нежным» товаром, ставропольские продавцы, к примеру, активно пользовались рекламными страницами ежегодных Памятных книжек Ставропольской губернии. Именно по ним мы теперь узнаем, где какой парфюмерный магазин располагался в Ставрополе губернском.
Достаточно популярным в городе был модно-галантерейный магазин Василия Ивановича Романцова, который располагался на Николаевском проспекте в доме купца Ерганжиева (ныне угол проспекта Карла Маркса и улицы Голенева). Рекламе продукции магазина посвящен целый разворот Памятной книжки за 1911 год.
Господа П.Ф. Пшеничный и Г.В. Чернов держали аптекарский, косметический и парфюмерный магазин на улице Театральной (проспект Октябрьской Революции ниже улицы Дзержинского) в доме наследника Попова, напротив гостиницы «Россия». Магазин располагал «отделением» на улице Казачьей в доме Кулаковского.
Парфюмерией лучших фабрикантов похваляется в рекламном проспекте галантерейный магазин П. Лукина и П. Сарафьяна. Продавцы, не желая потерять клиентов, доводят до сведения желающих приобрести у них одеколоны, что с января 1914 года их заведение переедет в Пассаж братьев Меснянкиных.
Вновь открытый в том же году модно-галантерейный магазин Н.Ф. Трейгута располагался на Воронцовской улице в доме Могильницкого, рядом с почтой. Магазин уверенно предлагал ставропольцам «русские и заграничные парфюмерии».
На углу Николаевского проспекта и Архиерейского переулка (ныне это улица Голенева на юг от проспекта Карла Маркса) располагался аптекарский магазин П.П. Баранникова (бывший Л. Крыжановского). Предприниматель-провизор здраво рассудил, что парфюмерия будет хорошо продаваться вместе с минеральными водами и колониальными товарами.
На Николаевском проспекте рядом с Окружным судом находился модно-галантерейный магазин Д.П. Пахомова. Вместе с «корсетами дютоа» (от французского производителя Жана Дютуа. – Прим. автора) в магазине продавали и «парфюмерию лучших русских и заграничных фабрик».
Проспекты в Памятных книжках стоили денег, что говорит о желании продавцов заявить о своей респектабельности. Более подробные «прайсы» в самом магазине перечисляли все виды товаров и их производителей.
Ирина СМАГИНА, писатель, библиотекарь, библиофил.
Иллюстрации из дореволюционных изданий, хранящихся в фондах Ставропольской краевой научной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова

