Балет «Щелкунчик» в преддверии Нового года в Ставрополе – красиво и волшебно | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Солдаты Щелкунчика против мышиной армии
Балет «Щелкунчик» в преддверии Нового года в Ставрополе – красиво и волшебно

Балет «Щелкунчик» в преддверии Нового года в Ставрополе – красиво и волшебно

10 января
16:34

Под занавес ушедшего года мне, дожившему до довольно солидного возраста, довелось многое сделать первый раз в жизни. В недавней поездке во время отпуска в Египет я, например, впервые совершил погружение с аквалангом и прокатился на верблюде. А в финале 2024-го решил продолжить этот опыт в плане культурных мероприятий и сходить на балет.

Сделать это получилось в родном Ставрополе, а спектаклем стал «Щелкунчик» на знакомую и любимую с детства музыку Петра Ильича Чайковского.

Первый балетный опыт

Наверное, считать меня далеким от культуры человеком будет все-таки преувеличением, но и к преданным поклонникам театра во всех его проявлениях я точно не отношусь. В плане массовых зрелищ в приоритете у меня всегда были рок-концерты и спортивные мероприятия. С балетом как-то не складывалось, прежде всего, из-за его явного дефицита в Ставрополе. А попасть на спектакль в Большой театр мне способен помочь только какой-то фантастический случай, без всякого приложения собственных усилий. Но дело не только в этом. Нет-нет да и к нам в краевую столицу приезжают-таки балетные труппы, но большого интереса они у меня никогда не вызывали. Просто еще с детских и юношеских лет запомнилось, что показ балета «Лебединое озеро» по телевидению связан с какими-то тревожными событиями в стране. Так было во время смерти коммунистических вождей и в день путча в августе 1991 года. Вот и стало прекрасное балетное искусство ассоциироваться у меня с неким трауром.

Сделать решительный шаг в доселе неизвестную сферу мне помог приезд в наш город «Нового классического балета» под руководством Михаила Михайлова из Москвы и даже в первую очередь тот спектакль, который он представил на суд зрителей. Это был балет «Щелкунчик», волшебная музыка  которого знакома мне с самого детства, а впечатления от нее праздничные и светлые. Все благодаря замечательному советскому мультфильму 1973 года, ставшему таким же культовым предновогодним явлением для детворы, каким для взрослых оказался вышедший на телеэкраны двумя годами позже фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Сольный танец главных героев балета «Щелкунчик» на ставропольской сцене

Конечно, мультфильм и балет вещи совсем разные. В Ставрополе «Щелкунчик» давали в краевом театре драмы, и сцена подошла для него как нельзя лучше – там присутствовали необходимые для спектакля простор и глубина. Неудивительно, ведь организатором представления выступила мой большой друг и высокий профессионал своего дела Светлана Мосина. Отличное место в первом ряду партера позволило мне насладиться замечательным зрелищем сполна. Особенно выигрывало мероприятие на фоне тех страстей, которые разворачиваются вокруг «Щелкунчика» в Большом театре, где желающие приобщиться к высокому искусству и попасть на представление могут простоять в очереди всю ночь, как в магазине за итальянскими сапогами в советское время. Кроме того, билеты на спектакли здесь даже продают на аукционе, а стартовая цена их комплекта на двоих в партер начинается со ста тысяч рублей. Вот это уж точно кажется перебором.

«Новый классический балет»

Именно так называется приехавшая в Ставрополь труппа из Москвы под руководством Михаила Михайлова. Она основана четырнадцать лет назад с целью соединения элементов классического танца высочайшего уровня с новыми подходами и взглядами. Режиссеры, балетмейстеры и артисты не только бережно хранят традиции отечественного классического балета, но и не боятся поисков и экспериментов.

Труппа «Новый классический балет» ставит перед собой амбициозную цель – сохранить традиционное наследие. Происходит это в рамках объединения высших классических элементов русской школы сценического танца и собственного независимого взгляда. В репертуаре коллектива только лучшие известные постановки классического русского балета. Кроме «Щелкунчика», это «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Ромео и Джульетта» и многие другие спектакли.

Детальная работа режиссеров помогает выделить «Новый классический балет» среди остальных сценических коллективов данного направления. Михаил Михайлов и его единомышленники дают возможность танцорам достичь наилучших результатов в творческом развитии. Труппа постоянно гастролирует и принимает участие в фестивалях как за рубежом, так и в нашей стране. Артисты являются выпускниками ведущих хореографических школ России – Московской государственной академии хореографии, Академии русского балета, носящей имя блестящей русской и советской артистки балета, балетмейстера и педагога Агриппины Яковлевны Вагановой, хореографических училищ Перми, Уфы, Воронежа и других авторитетных профильных учебных заведений.

История и сюжет

Двухактный балет «Щелкунчик» написан великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. В основе сюжета лежит сказка немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Первое представление прошло в конце XIX века в Мариинском театре столицы Российской империи Санкт-Петербурге 6 декабря 1892 года. Во времена СССР, в1966 году, в Большом театре появилась постановка Юрия Григоровича, которую историки сцены считают почти идеальным решением партитуры Чайковского.

Танцы народов мира

Взяв за основу сценарий французского и российского артиста, педагога и балетмейстера позапрошлого века Мариуса Петипа, Григорович создал сквозной сюжет всего спектакля. Второй акт из дивертисмента превратился в сказочное путешествие героев по елке, которое завершалось венчанием Маши и Щелкунчика. Сюжет балета посвящен истории юной Мари, которой в канун Рождества подарили куклу – небольшую деревянную игрушку, предназначенную для колки орешков. Брат девочки сломал этот подарок, когда вместе с друзьями изображал мышей. Расстроенная Мари ушла в свою комнату, заснула, и ей приснилось, как стены комнаты раздвинулись, и посередине выросла елка. Игрушки стали солдатами, а Щелкунчик – их предводителем.

Погружение в красивую сказку

Удивительный сюжет я неплохо знал, и при его воплощении прекрасными артистами мое дыхание нередко замедлялось. Даже просто слушая великолепную музыку Петра Ильича Чайковского, которая звучала в ходе спектакля, я получал огромное удовольствие. Здесь равнодушным или грустным зрителю, пусть и не очень близкому к балетному искусству, остаться просто невозможно. Это жизнеутверждающее произведение теми, кто знаком с сюжетом, читается будто бы по открытой книге. Но все очень понятно и людям, не знающим либретто. Зал краевого театра драмы вдруг словно погрузился в прекрасный сон, в поэзию красоты молодости и влюбленности и, конечно, в атмосферу новогодних и рождественских чудес, в которые так хочется верить вне зависимости от возраста.

Только одна исполнительница партии Мари сменила три наряда – бальное платье, потом чудесную ночную рубашку, ведь Щелкунчика она увидела во сне, и, наконец, балетную пачку, в которой главная героиня танцевала сольный танец со своим возлюбленным. Великолепен был и артист в красном мундире с золотыми пуговицами и белых брюках, исполнивший партию Щелкунчика. В спектакле «Нового классического балета» Михаила Михайлова на высоте было все – и кордебалет, и солисты. Ставропольские зрители увидели красивый классический балет, в котором всего хватило – и танцев на пуантах, и красивых фуэте.

Лично меня очень впечатлили сольные партии оживших игрушек, восточная принцесса с принцем, китайские «болванчики», темпераментные испанцы и красивая русская пара – матрешка и скоморох. Эти яркие и зрелищные номера неизменно сопровождались шквалом аплодисментов и криками «браво!». Само собой, пиком действа, как и положено, стал танец Мари и Щелкунчика – главное украшение всего балета. Безусловно, спектакль очень понравился заполненному залу и лично мне. Даже в антракте я не стал посещать любимый буфет, и остался сидеть в кресле, еще раз прокручивая в голове только что увиденное волшебное зрелище.

Благодарный ставропольский зритель

Заключительный выход артистов на сцену сопровождался бурными и продолжительными аплодисментами. Нашего замечательного и очень благодарного зрителя не обманешь. В Ставрополь приехали артисты высшей пробы, большая профессиональная труппа, а не какие-то там сомнительные гастролеры, коих в современной России сейчас, увы, хватает. А цена билетов на спектакль, особенно в сравнении со скандальными сверхрасценками Большого театра, показалась весьма умеренной.

Интересно, что в последний пятничный день уходящего года в столице края «Новый классический балет» дал сразу два спектакля с перерывом всего в один час, что никак не сказалось на их качестве. Это только позволило увидеть классное зрелище большему количеству ставропольских зрителей. Выйдя из теплого зала, я шел по недлинной дороге к дому мимо сверкающих предновогодними огнями витрин и наряженных елок. Ненадолго закрывая глаза, тут же видел сменявшие друг друга красивые моменты прекрасных танцев, навечно запавшие в мою память, нарядно одетую публику, а в ушах звучала бессмертная музыка Петра Ильича Чайковского. Отличное предновогоднее настроение было обеспечено!

Фото автора

 

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

Ретроточка «Воронцовская роща»: театральная  история

ного позже, в конце XX века, известный ставропольский краевед Герман Беликов, досконально изучивший архивные документы, рассказал, каким был театр Пахалова в его золотую пору. По этому описанию известный график и живописец Владимир Грибачев создал художественную реконструкцию здания. Именно по ней мы и можем теперь представить это здание в городской Воронцовской роще.

10 января

«Дети войны» показывают пример активной гражданской позиции

И, наконец, о работе отделений «Детей войны» в микрорайонах города. Хочу выразить благодарность Татьяне Иннокентьевне Дорофеевой, Ларисе Егоровне Топорищевой, Людмиле Константиновне Кузяковой, Валентине Михайловне Ткаченко, членам совета организации Нине Николаевне Беляевой, Лидии Антоновне Лупандиной и многим другим за их неоценимую помощь в работе на местах.

10 января

Баскетбольный Краснодар:  огромные пробки и не самое лучшее качество игры

Мы покидали вечерний Краснодар тем же путем по ростовской трассе. То и дело по обочинам дороги в поле нашего зрения оказывались развалы с мандаринами – традиционным новогодним фруктом для россиян и главной «валютой» соседней Абхазии. На первый взгляд, их количества вполне хватит для насыщения миллионного населения столицы Кубани. А на трассе образовывалась очередная многокилометровая пробка, и это вечером в воскресенье. Что ж, до свидания, Краснодар! Здесь хорошо, но дома все-таки лучше.

10 января

Не знаешь - молчи, знаешь - помалкивай

Жизнь не преподносит нам каких-либо истин готовыми – берите и пользуйтесь. Ведь недаром человеческое сознание соткано из невероятного числа абсолютно противоречивых представлений об одних и тех же обстоятельствах или действиях.

10 января