Балет «Щелкунчик» в преддверии Нового года в Ставрополе – красиво и волшебно | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Солдаты Щелкунчика против мышиной армии
Балет «Щелкунчик» в преддверии Нового года в Ставрополе – красиво и волшебно

Балет «Щелкунчик» в преддверии Нового года в Ставрополе – красиво и волшебно

10 января
16:34

Под занавес ушедшего года мне, дожившему до довольно солидного возраста, довелось многое сделать первый раз в жизни. В недавней поездке во время отпуска в Египет я, например, впервые совершил погружение с аквалангом и прокатился на верблюде. А в финале 2024-го решил продолжить этот опыт в плане культурных мероприятий и сходить на балет.

Сделать это получилось в родном Ставрополе, а спектаклем стал «Щелкунчик» на знакомую и любимую с детства музыку Петра Ильича Чайковского.

Первый балетный опыт

Наверное, считать меня далеким от культуры человеком будет все-таки преувеличением, но и к преданным поклонникам театра во всех его проявлениях я точно не отношусь. В плане массовых зрелищ в приоритете у меня всегда были рок-концерты и спортивные мероприятия. С балетом как-то не складывалось, прежде всего, из-за его явного дефицита в Ставрополе. А попасть на спектакль в Большой театр мне способен помочь только какой-то фантастический случай, без всякого приложения собственных усилий. Но дело не только в этом. Нет-нет да и к нам в краевую столицу приезжают-таки балетные труппы, но большого интереса они у меня никогда не вызывали. Просто еще с детских и юношеских лет запомнилось, что показ балета «Лебединое озеро» по телевидению связан с какими-то тревожными событиями в стране. Так было во время смерти коммунистических вождей и в день путча в августе 1991 года. Вот и стало прекрасное балетное искусство ассоциироваться у меня с неким трауром.

Сделать решительный шаг в доселе неизвестную сферу мне помог приезд в наш город «Нового классического балета» под руководством Михаила Михайлова из Москвы и даже в первую очередь тот спектакль, который он представил на суд зрителей. Это был балет «Щелкунчик», волшебная музыка  которого знакома мне с самого детства, а впечатления от нее праздничные и светлые. Все благодаря замечательному советскому мультфильму 1973 года, ставшему таким же культовым предновогодним явлением для детворы, каким для взрослых оказался вышедший на телеэкраны двумя годами позже фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Сольный танец главных героев балета «Щелкунчик» на ставропольской сцене

Конечно, мультфильм и балет вещи совсем разные. В Ставрополе «Щелкунчик» давали в краевом театре драмы, и сцена подошла для него как нельзя лучше – там присутствовали необходимые для спектакля простор и глубина. Неудивительно, ведь организатором представления выступила мой большой друг и высокий профессионал своего дела Светлана Мосина. Отличное место в первом ряду партера позволило мне насладиться замечательным зрелищем сполна. Особенно выигрывало мероприятие на фоне тех страстей, которые разворачиваются вокруг «Щелкунчика» в Большом театре, где желающие приобщиться к высокому искусству и попасть на представление могут простоять в очереди всю ночь, как в магазине за итальянскими сапогами в советское время. Кроме того, билеты на спектакли здесь даже продают на аукционе, а стартовая цена их комплекта на двоих в партер начинается со ста тысяч рублей. Вот это уж точно кажется перебором.

«Новый классический балет»

Именно так называется приехавшая в Ставрополь труппа из Москвы под руководством Михаила Михайлова. Она основана четырнадцать лет назад с целью соединения элементов классического танца высочайшего уровня с новыми подходами и взглядами. Режиссеры, балетмейстеры и артисты не только бережно хранят традиции отечественного классического балета, но и не боятся поисков и экспериментов.

Труппа «Новый классический балет» ставит перед собой амбициозную цель – сохранить традиционное наследие. Происходит это в рамках объединения высших классических элементов русской школы сценического танца и собственного независимого взгляда. В репертуаре коллектива только лучшие известные постановки классического русского балета. Кроме «Щелкунчика», это «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Ромео и Джульетта» и многие другие спектакли.

Детальная работа режиссеров помогает выделить «Новый классический балет» среди остальных сценических коллективов данного направления. Михаил Михайлов и его единомышленники дают возможность танцорам достичь наилучших результатов в творческом развитии. Труппа постоянно гастролирует и принимает участие в фестивалях как за рубежом, так и в нашей стране. Артисты являются выпускниками ведущих хореографических школ России – Московской государственной академии хореографии, Академии русского балета, носящей имя блестящей русской и советской артистки балета, балетмейстера и педагога Агриппины Яковлевны Вагановой, хореографических училищ Перми, Уфы, Воронежа и других авторитетных профильных учебных заведений.

История и сюжет

Двухактный балет «Щелкунчик» написан великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. В основе сюжета лежит сказка немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Первое представление прошло в конце XIX века в Мариинском театре столицы Российской империи Санкт-Петербурге 6 декабря 1892 года. Во времена СССР, в1966 году, в Большом театре появилась постановка Юрия Григоровича, которую историки сцены считают почти идеальным решением партитуры Чайковского.

Танцы народов мира

Взяв за основу сценарий французского и российского артиста, педагога и балетмейстера позапрошлого века Мариуса Петипа, Григорович создал сквозной сюжет всего спектакля. Второй акт из дивертисмента превратился в сказочное путешествие героев по елке, которое завершалось венчанием Маши и Щелкунчика. Сюжет балета посвящен истории юной Мари, которой в канун Рождества подарили куклу – небольшую деревянную игрушку, предназначенную для колки орешков. Брат девочки сломал этот подарок, когда вместе с друзьями изображал мышей. Расстроенная Мари ушла в свою комнату, заснула, и ей приснилось, как стены комнаты раздвинулись, и посередине выросла елка. Игрушки стали солдатами, а Щелкунчик – их предводителем.

Погружение в красивую сказку

Удивительный сюжет я неплохо знал, и при его воплощении прекрасными артистами мое дыхание нередко замедлялось. Даже просто слушая великолепную музыку Петра Ильича Чайковского, которая звучала в ходе спектакля, я получал огромное удовольствие. Здесь равнодушным или грустным зрителю, пусть и не очень близкому к балетному искусству, остаться просто невозможно. Это жизнеутверждающее произведение теми, кто знаком с сюжетом, читается будто бы по открытой книге. Но все очень понятно и людям, не знающим либретто. Зал краевого театра драмы вдруг словно погрузился в прекрасный сон, в поэзию красоты молодости и влюбленности и, конечно, в атмосферу новогодних и рождественских чудес, в которые так хочется верить вне зависимости от возраста.

Только одна исполнительница партии Мари сменила три наряда – бальное платье, потом чудесную ночную рубашку, ведь Щелкунчика она увидела во сне, и, наконец, балетную пачку, в которой главная героиня танцевала сольный танец со своим возлюбленным. Великолепен был и артист в красном мундире с золотыми пуговицами и белых брюках, исполнивший партию Щелкунчика. В спектакле «Нового классического балета» Михаила Михайлова на высоте было все – и кордебалет, и солисты. Ставропольские зрители увидели красивый классический балет, в котором всего хватило – и танцев на пуантах, и красивых фуэте.

Лично меня очень впечатлили сольные партии оживших игрушек, восточная принцесса с принцем, китайские «болванчики», темпераментные испанцы и красивая русская пара – матрешка и скоморох. Эти яркие и зрелищные номера неизменно сопровождались шквалом аплодисментов и криками «браво!». Само собой, пиком действа, как и положено, стал танец Мари и Щелкунчика – главное украшение всего балета. Безусловно, спектакль очень понравился заполненному залу и лично мне. Даже в антракте я не стал посещать любимый буфет, и остался сидеть в кресле, еще раз прокручивая в голове только что увиденное волшебное зрелище.

Благодарный ставропольский зритель

Заключительный выход артистов на сцену сопровождался бурными и продолжительными аплодисментами. Нашего замечательного и очень благодарного зрителя не обманешь. В Ставрополь приехали артисты высшей пробы, большая профессиональная труппа, а не какие-то там сомнительные гастролеры, коих в современной России сейчас, увы, хватает. А цена билетов на спектакль, особенно в сравнении со скандальными сверхрасценками Большого театра, показалась весьма умеренной.

Интересно, что в последний пятничный день уходящего года в столице края «Новый классический балет» дал сразу два спектакля с перерывом всего в один час, что никак не сказалось на их качестве. Это только позволило увидеть классное зрелище большему количеству ставропольских зрителей. Выйдя из теплого зала, я шел по недлинной дороге к дому мимо сверкающих предновогодними огнями витрин и наряженных елок. Ненадолго закрывая глаза, тут же видел сменявшие друг друга красивые моменты прекрасных танцев, навечно запавшие в мою память, нарядно одетую публику, а в ушах звучала бессмертная музыка Петра Ильича Чайковского. Отличное предновогоднее настроение было обеспечено!

Фото автора

 

Автор: Владислав Секачев
Поделиться:

Читайте также

Архивные документы свидетельствуют…

На Ставрополье вышел сборник, посвященный подвигу тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны

11 июня

Государственный праздник, которому только 35 лет

Лишь три с половиной десятка лет исполнится завтра одному из главных государственных праздников нашей страны. 12 июня будет отмечаться День России. В канун этого события нелишним будет напомнить его историю.

10 июня

«В работе мы ориентируемся на качество, делая всё не номинально, а от души»

Пополнение рядов новыми силами и ближайшие перспективы деятельности в дружном и сплоченном сообществе профессионалов. Эти и другие вопросы были обсуждены Советом и исполнительным комитетом Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России, чье заседание состоялось на площадке нотариальной палаты Ставрополья. Вел его председатель СРО АЮР, президент НПСК, депутат краевой Думы заслуженный юрист РФ Николай Кашурин.

10 июня

Безопасное лето

Стартовало, пожалуй, самое любимое многими время года. Особенно его ценят ребята школьного возраста за длительные каникулы, когда можно отложить учебники и тетради и много времени проводить на улице. А чтобы лето обернулось исключительно положительными эмоциями, задача взрослых – обеспечить своим чадам безопасное времяпровождение.

10 июня