Брестская крепость – территория общей памяти | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Ставропольские участники телемоста
Фото Ольги МЕТЕЛКИНОЙ
Брестская крепость – территория общей памяти

Брестская крепость – территория общей памяти

27 июня
15:50

В минувший вторник в ставропольской гимназии №3 был организован телемост с Мемориальным комплексом «Брестская крепость-герой» Республики Беларусь

В Брестской крепости (Фото Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»)

У старшего поколения россиян Брест прочно ассоциируется с героизмом советских солдат и офицеров, первыми в СССР давших отпор фашистской Германии, которая 84 года назад, 22 июня в 4 часа утра, напала на нашу страну. Но далеко не все нынешние школьники знают, какими были первые часы и дни Великой Отечественной войны для воинов и мирных жителей, находившихся в Брестской крепости.

Сухие строчки школьного учебника истории не могут передать всего драматизма событий, в которых обычные люди вели себя как настоящие герои. Придет время, и ребята, возможно, прочитают уникальную историко-документальную книгу Сергея Смирнова «Брестская крепость», посмотрят спектакль или фильм «В списках не значился» по повести Бориса Васильева. Нынешний телемост, проходивший в нашем крае впервые, приоткрыл неизвестные для многих ребят страницы героического прошлого советского народа.

 

Время, остановившееся между войной и миром

Своеобразной предысторией к этому событию стала поездка нашего земляка, ветерана Вооруженных Сил Владимира Беличенко в Республику Беларусь. В материале Елены Павловой «Научитесь любить нашу Родину» («Вечерний Ставрополь», № 21, 21 июня 2025 г.) говорится о том, что Владимир Митрофанович давно хотел посетить Брестскую крепость, о которой много знал и считал своим долгом почтить память героев на месте их подвига. Он также передал в музейный комплекс фотографию из семейного архива, сделанную в Брестской крепости за три дня до начала войны. От заместителя директора Елена Митюковой Владимир Митрофанович узнал, что музей регулярно проводит онлайн-экскурсии для жителей разных регионов России. Так появилась идея провести встречу с брестскими музейщиками в формате телемоста. Руководство ставропольской гимназии № 3 в лице директора Натальи Павловны Малюченко и ее заместителя по воспитательной работе Валерии Александровны Болотовой поддержали инициативу.

В назначенное время ребята из ставропольской гимназии № 3, которые отдыхают в пришкольном лагере, собрались в одном из классов. Младший научный сотрудник музейного комплекса «Брестская крепость» Вячеслав Викторович во вступительном слове рассказал, что построенное еще в XIX веке фортификационное сооружение накануне Великой Отечественной войны уже утратило своё оборонительное значение. На территории находился военный городок, и на случай нападения противника гарнизон имел приказ крепость не защищать, а выходить в районы сосредоточения. Сохранились архивные фотографии, дающие представление о жизни гарнизона накануне войны. На снимках видно, как проходили учения и политзанятия с личным составом, как солдаты занимались в кружках художественной самодеятельности, играли в шахматы…

22 июня 1941 года в Брестской крепости находилось около 9000 человек, помимо военных там были семьи офицеров. Приказ захватить укрепление получила германская 45-я пехотная дивизия, численностью около 17 тысяч человек. Фашисты планировали овладеть крепостью за считанные часы в первый день войны. Ранним утром удар артиллерии обрушился на гарнизон, фактически застав его врасплох. Сотрудник музея показал фотографию уникального экспоната. На снимке – будильник, стрелки которого замерли в 3:55, как будто время остановилось между войной и миром. Эта символическая находка была сделана во время раскопок.

За первые два часа боевых действий фашисты выпустили по территории Брестской крепости более 5000 снарядов и мин. Как рассказал научный сотрудник музея, выполняя приказ, советские солдаты и офицеры пытались покинуть крепость, но немногим это удалось сделать: «К 9 часам утра фашисты взяли крепость в окружение, к этому времени из нее успела выйти половина гарнизона. В ней осталось около 4000 человек. Кроме военных были также женщины и дети».

На второй день войны фашисты окружили крепость со всех сторон, не давая возможности выйти из нее, пополнить запасы воды и продовольствия. Водопровод был выведен из строя, единственными источниками оставались реки и водяные рвы. Поэтому по местам, где можно было набрать воды, враг и днем, и ночью вел прицельный огонь.

Оборона крепости носила очаговый характер. 24 июня, на третий день войны, на центральном острове крепости собрались на совещание командиры с различных участков обороны. Было принято решение объединиться и сражаться вместе на центральном острове. Создали штаб сводной группы. Возглавил оборону центрального острова цитадели капитан Иван Зубачев. Его заместителем по политчасти был назначен полковой комиссар Ефим Фомин. В конце июня фашисты взорвали казармы, где находился штаб обороны. Командиры попали в плен, Фомина расстреляли сразу. А капитан Зубачев попал в лагерь, где умер в 1944 году.

Во время раскопок в 1950 году на территории казармы центрального острова был найден чудом сохранившийся листок с приказом №1 по крепости. Почерковедческая экспретиза установила авторство этого документа – приказ был написан капитаном Зубачевым.

 

Дети в крепости

Сотрудник музейного комплекса рассказал о судьбах нескольких защитников Брестской крепости. Чтобы школьникам было проще понять, что переживали дети в тех условиях, Вячеслав Викторович рассказал о семье одного из офицеров гарнизона – Алексея Максимовича Бобкова. Когда начался артобстрел, он решил спрятать своих близких в бывшем пороховом погребе, который использовался как овощехранилище. Попасть внутрь не удалось, поскольку на дверях был навесной замок. Фашисты открыли огонь по скоплению людей. Осколком убило жену младшего лейтенанта Бобкова – Раису Никаноровну и его трехлетнюю дочку Азалию. Алексей Максимович получил тяжелое ранение в ногу, истекал кровью, и закрыл собой сына, когда рядом разорвалась граната. Алик тоже был ранен, каким-то чудом он спустился в пороховой подвал, дверь в который распахнуло взрывом. Там его позже обнаружил немецкий солдат, который вынес мальчика из подвала и передал санитарам. В больнице Бреста Алик пробыл больше года. Врачи извлекли из его тела 13 осколков, но на рентгеновском снимке обнаружили еще три, с которыми Алик Бобков прожил всю жизнь. После войны Александр Алексеевич Бобков стал врачом-травматологом и работал в Брестской областной больнице.

Среди юных жителей крепости были и воспитанники музыкальных взводов, куда принимали мальчиков-сирот из детских домов, и они учились играть на музыкальных инструментах в военном оркестре. Сохранились фотографии этих подростков. Пете Котельникову в 1941 году было 12 лет. Он вместе со своими товарищами помогал защитникам Брестской крепости: ходил в разведку, был связным, добывал воду, помогал лечить раненых. Судьбы воспитанников музвзводов сложились по-разному. Многие из них погибли в крепости, кто-то попал в плен, а те, кому удалось убежать, проживали на оккупированной территории. Петя Котельников после войны стал военным и дослужился до звания подполковника. Служил в Бресте. Ветеран прожил 92 года. После того, как в 2021 году он умер, не осталось в живых ни одного защитника Брестской крепости.

 

Мужество твёрже стали

Научный сотрудник музея рассказал, как беспощадно фашисты расправлялись не только с военными, но и мирными жителями Советского Союза. Те, кто смотрели фильм «Брестская крепость» режиссера Александра Котта, наверняка запомнили образ лейтенанта Андрея Кижеватова, роль которого исполнил актер Андрей Мерзликин. Начальник 9-й пограничной заставы 17-го Брестского пограничного отряда, он в первый день войны возглавил оборону заставы, а в конце июня 1941-го, будучи тяжело раненным, прикрывал прорыв группы бойцов и погиб. Посмертно в 1965 году Андрей Кижеватов был удостоен звания Героя Советского Союза. Трагически сложилась судьба семьи офицера. Его мать, жену и троих детей (младшей девочке было всего два года) фашисты расстреляли осенью 1942 года на оккупированной территории Брестской области.

В финале встречи ребята узнали о судьбе майора Петра Михайловича Гаврилова. Официально считается, что он последним держал оборону в Брестской крепости. «Немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета, убил и ранил нескольких гитлеровцев», - писал в своей книге Сергей Смирнов.

В невыносимых условиях, когда плавились кирпичные стены, воля и мужество советских людей оказывалась тверже стали. Нынешнее молодое поколение нашей страны должно об этом знать. И о том, что Брестская крепость, расположенная в Республике Беларусь, – это территория нашей общей памяти. Каждый ее сантиметр за прошедшие годы был исследован, известна каждая надпись, оставленная на стенах защитниками. К сожалению, установлены не все имена героев, сделавших для себя такой непростой выбор: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII.41 г.»…

 

История и память разных поколений

Почему решено было провести телемост с Брестской крепостью именно в гимназии №3? Во-первых, Владимир Митрофанович Беличенко давно дружит с ее коллективом, курирует от городского Совета ветеранов. А во-вторых, это учебное заведение поддерживает традиции военно-патриотической работы, заложенные еще в советское время. А как же иначе? Ведь в этой школе учился Герой Советского Союза Леонид Севрюков. Полвека назад здесь был сформирован музей боевой славы. В 1960-е годы старшеклассники под руководством учителей истории – Евдокии Васильевны Рязанцевой и математики – Людмилы Ивановны Сербиненко, а также старших пионервожатых Валентины Алексеевны Кастрикиной и Петра Васильевича Слезавина вели поисковую работу, связанную с биографией выдающегося выпускника своей школы. Позже музей стали пополнять материалами и о других участниках Великой Отечественной войны. В 70-е годы большую работу по увековечению памяти ветеранов вели Алексей Гаврилович Смертин и учитель русского языка Валентина Алексеевна Лихачева. Стенды, оформленные еще в то время, и сами стали экспонатами. Сегодня музейной деятельностью в гимназии руководит учитель истории Наталья Борисовна Шкиря.

Школьники на онлайн-экскурсии в Брестской крепости

После того, как завершился телемост с Брестом, ребята делились впечатлениями.

- Меня удивило, как герои обороняли крепость. Они не сдавались до последнего момента, и когда была близка смерть, все равно защищали Родину, - поделился пятиклассник Иван Курочко.

- Самое большое впечатление на меня произвел рассказ о последнем защитнике крепости - Петре Михайловиче Гаврилове. Даже фашисты признали его героем, - взволнованно рассказал Глеб Лепский, который перешел в 6-й класс.

Мальчик удивился, когда услышал от Владимира Беличенко, что тот в детстве встречался с этим защитником Брестской крепости в Ставрополе. Отец – фронтовик Митрофан Иванович Беличенко организовал встречу курсантов военного училища с Героем Советского Союза Петром Гавриловым в гарнизонном Доме офицеров. И, конечно же, взял с собой сына.

Владимир Митрофанович убежден, что подобные телемосты необходимо проводить во многих учебных заведениях края, и готов способствовать этому. В свою очередь могу сказать, что онлайн-экскурсия произвела сильное впечателние не только на школьников. После услышанного захотелось внимательно перечитать книгу Сергея Смирнова, журналиста, который на основе архивных документов, а главное – воспоминаний участников событий, восстановил историческую справедливость и рассказал миру о невероятном мужестве защитников Брестской крепости.

Фото Ольги МЕТЕЛКИНОЙ

Читайте также

Не забыть бы тогда,  не простить бы и не потерять

У Зои Георгиевны это в тяжелом военном детстве заложенное стремление помогать тем, кому тяжелее, на всю жизнь осталось. Когда война на Донбассе началась, она сбор помощи организовала. Многие соседи откликнулись – сносили в ее квартиру консервы, медикаменты. А Зоя Георгиевна это «Русским витязям» передавала – те на Луганщину часто гуманитарку возили. Мы так с ней и познакомились.

1 августа

Верность Родине и таланту

Путь живописца П.М. Гречишкина – ярчайший пример традиционной национальной школы русского пейзажа. Его кисти принадлежит более двух тысяч полотен, написанных в степях родного Ставрополья, в горах Кавказа, на Волге, Урале, Байкале, русском Севере, в средней полосе России, а также замечательные полотна, созданные под впечатлением от поездок в Италию, Грецию, Египет, на Кипр, в Непал, Шри-Ланку, Мексику, Индию, Японию, Францию. Но всегда особой темой в творчестве художника была малая родина с ее природными богатствами, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Красота родной земли всегда завораживала и восхищала, заставляла чаще биться его сердце. Среди уникальных картин, посвященных природе Ставрополья, – «Ставропольский лес», «Гроза в степи», «Степь ковыльная», «Сенгилеевские просторы», «Просторы Стрижамента», «Нива золотая» и многие другие.

1 августа

Последствия роста ключевой ставки

По оценкам некоторых аналитиков, для акций снижение ставки рефинансирования до 18% можно рассматривать как так называемый «отложенный позитив», который после краткосрочной фиксации может начать реализовываться. Есть ожидание возврата более высоких показателей индекса Мосбиржи, а также укрепления акций банков, сектора высоких технологий и ритейла.

1 августа

«В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» (Лев Толстой)

«Судьба одинаково поражает и сильных, и слабых, но дуб падает с шумом, а былинка – тихо» (П.Буаст, франц. философ, XVIII век). При этом многим из нас не хватает смелости признаться в том, что судьба со всем своим своенравием – это далеко не случайные залетные вороны, как говорил Цицерон (Древний Рим): «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мнение, будто что-либо может произойти без причин». И потому самое главное открытие, которое необходимо каждому из нас сделать, – осознать, что качественность нашей жизни (как бы мы к ней ни относились) – это  следствие своих же ранее принятых поступков и замыслов. И что это значит? Хочешь иной жизни – меняй себя внутренне в отношении с окружающим миром таким образом, какие последствия хотел бы получить.

1 августа