Человек, качественно изменивший музей | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Григорий Дмитриевич Краснов в годы Великой Отечественной войны
Человек, качественно изменивший музей

Человек, качественно изменивший музей

30 июля
17:40

Последнее время я часто ловлю себя на мысли о том, что время летит неумолимо и где-то даже безжалостно. Уходят в прошлое события, покрываются дымкой забвения некогда громкие имена, а иные и вовсе исчезают незаслуженно и бесследно.

Чтобы хоть немного противостоять этому процессу, мы стараемся постоянно уделять место биографическим очеркам о судьбах тех людей, жизнь которых тесно связана с нашим городом.

Героем этого короткого рассказа будет Григорий Дмитриевич Краснов, с именем которого связано послевоенное восстановление краеведческого музея и превращение его в одно из ведущих учреждений региона по сбору, изучению, хранению и экспонированию предметов истории и культуры.

Утренний телефонный звонок

Все началось именно с него. Я ответил на звонок и услышал голос немолодой интеллигентной женщины, которая представилась Эльвирой Григорьевной Красновой. Она решила поделиться со мной воспоминаниями об отце, который в свое время был очень известным в Ставрополе человеком. Мы договорились о встрече, и через несколько дней я по приглашению пришел в гости.

История жизни самой Эльвиры Григорьевны, безусловно, заслуживает внимания. В свои 90 лет она полностью сохранила ясный разум, мысли излагала четко. Удивительная женщина очень интересно рассказала о своей работе под руководством выдающегося человека – советского ученого археолога Татьяны Максимовны Минаевой во время учебы на историческом факультете Ставропольского пединститута в 1950-е годы. По окончании вуза девушка трудилась в Калининграде – преподавала мировую историю и работала в библиотеке. Затем, когда тяжело заболел отец, она вернулась в Ставрополь, где судьба на долгие годы связала ее с краевым управлением культуры. Завершающим этапом трудовой биографии Эльвиры Григорьевны стал 17-летний период преподавания мировой художественной культуры в Ставропольском училище искусств, а потом еще несколько лет учительской работы во 4-й и 2-й городских школах. Впрочем, о себе женщина рассказывала неохотно. Главным героем нашей беседы стал ее отец, память о котором она бережно хранит.

Фармацевт и военный химик

Григорий Дмитриевич Краснов приехал в Ставрополь уже состоявшимся взрослым человеком с довольно богатой биографией. Он родился 21 января 1903 года в городе Балаково Саратовской губернии в простой и небогатой семье. Отец был крестьянином, он умер, когда мальчику исполнилось три года. Григория воспитывала мама Елена Григорьевна – известный врач, акушер-гинеколог.

Григорий по окончании средней школы отучился в педагогическом техникуме, работал учителем, затем семья переехала в Москву, где юноша окончил фармацевтический институт и получил профессию аптекаря.

Через год в жизни молодого человека начался новый этап. Он переехал в Баку, где стал работать ассистентом в аптеке, а параллельно был зачислен на курсы в полковую школу 3-го Бакинского стрелкового полка, где получил новую специальность военного химика. По окончании Григорий Краснов был зачислен в состав этой воинской части на должность командира взвода 4-й роты.

В 1931 году он преподавал на рабфаке Азербайджанского нефтяного института, но период «на гражданке» оказался непродолжительным. В ноябре 1932 года Григорий Дмитриевич был снова принят в ряды Красной Армии командиром взвода 34-го отдельного батальона. Через пару лет он получил повышение до командира противохимической роты. Перед началом Великой Отечественной войны Краснов имел звание майора и работал старшим преподавателем Тбилисского артиллерийского училища.

Информации о военном периоде биографии Григория Краснова не очень много. Известно, что в годы Великой Отечественной войны он занимал ряд ответственных постов. В частности, был начальником химической службы гвардейского стрелкового корпуса Закавказского фронта и старшим помощником начальника химической службы 45-й армии, сформированной в конце июля 1941 года в Закавказском военном округе. Офицер часто выезжал на самые опасные участки фронта, чтобы организовывать специальную защиту войск, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».

 Музей в качестве нового этапа биографии

Великая Отечественная война закончилась для майора Краснова раньше ее завершения, а причиной стала тяжелая болезнь – язва желудка. Именно из-за нее он в июле 1943 года был переведен в освобожденный от нацистов Ставрополь на должность заместителя военного коменданта города. В 1944-м, когда Григорию Дмитриевичу было присвоено звание подполковника, он был комиссован из рядов Красной Армии по состоянию здоровья. Так уж получилось, что отставка с военной службы открыла совершенно новый, очень насыщенный и яркий этап в его биографии. Несмотря на достаточно солидный возраст, он заочно окончил исторический факультет педагогического института в нашем городе. Тогда многие участники войны, в том числе и совсем не юные, получали образование, чтобы найти свое место в гражданской жизни.

С 1946 года биография Григория Краснова практически неразрывно связана со Ставропольским краеведческим музеем. Он возглавил отдел социалистического строительства, который в период оккупации был почти полностью уничтожен гитлеровцами, и активно занялся его восстановлением. В 1950-м Григория Дмитриевича назначили директором Ставропольского краеведческого музея, которым он руководил более полутора десятков лет.

Этот период работы музея исследователи иногда условно определяют как «собирательный». Что, в принципе, естественно, потому что на тот момент были живы участники и свидетели революционных переворотов – 1905-го и двух в 1917 году, а также Первой мировой и Гражданской войн. В послевоенные годы, во многом благодаря именно стараниям Григория Краснова, на территории музея появились новые экспозиции – «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Культура и быт трудящихся» и «Ставрополье в Гражданской войне». При этом увеличилось количество и вырос уровень представленных вниманию посетителей предметов, заметно повысилось качество их внешнего вида, а также ключевым образом обновились правила содержания экспонатов под стеклом витрин и их описание.

«Ставрополь на Кавказе»

– Очень важным моментом была идея отца по созданию при музее научного сообщества или, если выражаться более современным языком, своеобразного клуба, – вспоминает Эльвира Григорьевна. – В определенные дни здесь собирались видные ставропольские ученые – историки и философы. Они обсуждали ключевые исторические моменты. Тогда же отца стали приглашать для редактирования выходящих в печать научных статей, что в итоге привело его к одному из главных жизненных свершений.

В 1953 году выходит написанная Григорием Дмитриевичем книга «Ставрополь на Кавказе». Сегодня она является библиографической редкостью, хотя всего спустя пять  лет была переиздана. В этом масштабном труде директор музея показал себя блестящим ученым, углубленно работавшим как с архивными первоисточниками, так и с наследием известных историков, изучавших Северный Кавказ. В их числе Иосиф Викентьевич Бентковский, Евгений Дмитриевич Фелицин, Григорий Николаевич Прозрителев и другие выдающиеся люди. Во время создания книги автор встречался с огромным числом старожилов и ветеранов, а также сотрудничал с блестящими учеными, в том числе с известным краеведом Владимиром Георгиевичем Гниловским. С последним, как рассказывает дочь Краснова, ее отца связывали самые дружеские отношения.

Если коротко характеризовать книгу, то она стала по-настоящему первым полным изданием, повествующем о Ставрополе. Именно Григорий Краснов пришел к выводу, а после и добился официального признания этого факта, что датой основания нашего города следует считать 22 октября 1777 года, то есть время закладки здесь крепости. А ведь ранее летоисчисление краевой столицы велось только с 1785 года, когда эта самая крепость получила статус города.

Мавзолей и южный слон

Именно в период, когда Ставропольский краеведческий музей возглавлял Григорий Краснов, его фонды пополнились ценнейшим экспонатом мирового значения – мавзолеем аланского правителя XI века. В 1958 году состоялась знаменитая экспедиция по перевозке уникального историко-археологического памятника из могильника городища Кяфар на территории Карачаево-Черкесии в Ставрополь. Транспортировка гробницы оказалась очень непростой из-за труднодоступности объекта. Летом следующего года археологический раритет был доставлен в Ставропольский государственный музей-заповедник, который по сей день является единственным в России, обладающим столь монументальным памятником эпохи раннего средневековья на Предкавказье. Совсем недавно была завершена его масштабная реставрация, о чем наша газета подробно рассказала в № 112 от 29 июля 2025 года.

Под руководством Григория Дмитриевича были сделаны и сенсационные палеонтологические находки на территории нашего региона. Как раз тогда обнаружены скелеты ископаемого южного слона, останки давно вымерших древних китов и млекопитающих из семейства носороговых. Все они в настоящее время являются ключевыми экспонатами музея-заповедника в краевой столице.

Принципиально новой на тот момент и уникальной формой продвижения истории и культуры в массы стало создание в 1962 году по инициативе Григория Краснова совместно с партийной и профсоюзной организациями Ставропольского железнодорожного узла уникального вагона-музея. Это событие дало возможность жителям отдаленных районов получить информацию о давно минувших годах. Первый подобный музейный новаторский опыт в Советском Союзе в настоящее время используется широко и повсеместно.

15 лет, которые многое изменили

Эльвира Григорьевна Краснова вспоминает, что ее отец, несмотря на перенесенные тяжелые болезни, был очень спортивным человеком. Активно занимался туризмом, летом пешком, а зимой на лыжах обошел практически все окрестности Ставрополя. Он также легко переплывал открытое в те годы для посещения отдыхающими Сенгилеевское озеро, увлекался охотой и рыбалкой. Часто брал с собой в эти короткие путешествия свою маленькую дочку.

– Папа был удивительным, разносторонним и очень увлеченным человеком, – вспоминает Эльвира Краснова. – Он прекрасно разбирался в живописи. В нашей совсем маленькой квартире было более трех тысяч книг. Когда я купила на сэкономленные на школьных завтраках деньги у рыночного «художника» довольно пошлую картинку с изображением русалки, отец очень расстроился и занялся моим эстетическим воспитанием. Именно это впоследствии и подвигло меня, историка по образованию, к преподаванию мировой художественной культуры в Ставропольском училище искусств.

После того как Григорию Дмитриевичу еще в период военной службы в торжественной обстановке в здании городского Дома офицеров подарили уникальный аппарат ФЭД, он начал активно заниматься фотографией. По воспоминаниям дочери, именно во время фотосессии на городской площади Ленина недавно назначенный директор музея как бы со стороны посмотрел на здание возглавляемого им учреждения. Тогда он однозначно пришел к выводу, что с эстетической и архитектурной точки зрения необходимо надстроить третий этаж. Григорий Краснов начал готовить документы для этого, как оказалось, весьма не простого дела. Идея директора музея окончательно была воплощена в жизнь уже в 1986 году, после его ухода из жизни.

Эльвира Григорьевна рассказала о замечательных личных качествах отца, который был предан любимому делу, а о себе думал в последнюю очередь. Даже отказался от предоставленной государством новой квартиры, мотивировав это тем, что многим людям жилье нужнее, а его семья вполне может потерпеть. Уйти с работы на самом пике своих достижений Григория Краснова заставила болезнь сердца. Но и на пенсии он продолжал активную научную деятельность, увлекся коллекционированием марок и даже возглавил краевое общество филателистов.

Те самые пятнадцать лет, в течение которых Григорий Дмитриевич возглавлял краеведческий музей, для истории – мгновение. Но за этот относительно короткий период культурное учреждение поднялось на качественно новый уровень, который стал важным шагом к его нынешнему высокому статусу. Конечно, нельзя сбрасывать со счета и заслуги последующих руководителей музея-заповедника, но им все-таки было легче, потому что Григорий Краснов по многим направлениям точно стал первопроходцем.

Фото из семейного архива Эльвиры Григорьевны Красновой

 

 

Читайте также

«КАРДО» - Олимпиада в уличной культуре

Директор по развитию конкурс-премии Ксения Работенко рассказала, что церемония открытия проекта состоится 21 августа. Она пройдет на сцене «360 градусов». Подобного формата на фестивалях не было никогда в России. Открывать конкурс будут более 250 артистов как танцевального, так и экстремального направления. Таким образом, получится интересное шоу для каждого зрителя, ведь сценой станет практически вся площадь Ленина.

30 июля

Наша память, наша гордость

Затем руководитель Ставропольского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» Дарья Ушакова провела Всероссийский урок памяти «Битва за Кавказ». Из её рассказа участники узнали много интересных исторических фактов, а также о плане «Эдельвейс», о героизме советских солдат, об ужасах оккупации и о ключевых моментах сражения. Мероприятие сопровождалось показом фотопрезентации об основных этапах битвы.

30 июля

Юбилей художника

От библиотекаря гости встречи узнали, что связывает 14-й филиал и ставропольского живописца, откуда его корни и какие направления существовали в его работах.

30 июля

С паузы «динамовцы» вышли без очков

«Динамовцы» постарались организовать активный прессинг в центре поля, но в итоге создали только разрыв между линиями. Исправлять ситуацию полетел Билал Ахъядов, но он лишь оголил свою зону. А там совсем один оказался защитник «Кубань Холдинг» Руслан Бабаян. Он получил мяч, прошёл с ним практически до линии штрафной и нанес красивый удар в левую девятку ворот «Динамо Ставрополь». Как бы ни блистал Вадим Гуськов, но вытащить такой удар у него не было шансов. Комментаторы в таких ситуациях говорят – «снял паутину». Именно это и сделал Руслан Бабаян, выведя свою команду вперед по счету – 2:1.

30 июля