Человек – кукла в мире иллюзий | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Сцены из спектакля «Шинель»
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Человек – кукла в мире иллюзий

Человек – кукла в мире иллюзий

24 июня 2024
18:24

Завершающей премьерой очередного творческого сезона в Ставропольском краевом театре кукол стал спектакль по повести Николая Гоголя «Шинель», подтвердивший, что наследие классика близко современному человеку.

Театр, помимо «игры в куклы» в детских спектаклях, предложил зрителю в очередной раз вместе порассуждать на серьезные темы в пронизанной гротеском, фантасмагорией и мистикой дискуссионной постановке для взрослых. Поставил спектакль в своей сценической редакции и музыкально оформил режиссер Владимир Литвинов вместе с художником Маргаритой Литвиновой. Пластику движений и танцев поставил Н. Смирнов.

В свою сценическую версию классической повести постановщик, помимо главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина (почетный деятель искусств Ставропольского края Светлана Гниденко), ввёл в действие образы Гоголя-рассказчика (Андрей Васильев), Ангела-хранителя (Марина Ефремова), Беса (Александр Ефремов), действующую Шинель (Мария Махалина) и даже Петербургский мороз (Руслан Догбаев).

Спектакль удивляет и озадачивает гремучим «коктейлем» из пантомимы, танцев, перформанса, в нем не дают ответов, но задают вопросы. Знание повести не сказать, что уж очень помогает в понимании увиденного. В спектакле бывает местами иногда непонятно, но интересно. В его финале с томительной растерянностью собираешь воедино цельное ощущение и понимание замысла.

Перекидывая связь спектакля с днем сегодняшним, можно сказать, что Башмачкина мы можем встретить утром или вечером в маршрутке. Он трудится пять дней в неделю по восемь часов, с переработками. Акакий Акакиевич нашел смысл жизни в своей работе, и для него главное – не выбиться из этого устоявшегося офисного бытия, выход из которого оборачивается трагедией. Человек-машина ломается навсегда, каллиграфический дар Башмачкина не защитил его от грубого мира.

Гоголевский мотив беззащитности человека в метафоре шинели, в которой она – пальто, без которого человек замерзнет, и шинель-мундир, иерархический знак его положения в обществе. Желательно, чтобы эти две функции были в равновесии. Если его нарушить, человек погибнет либо от холода, либо от унижения. Новую шинель у него украдут, все попытки добиться справедливости окажутся тщетными, и, как отмечает Гоголь: «Петербург остался без Акакия Акакиевича, будто бы в нем его никогда не было».

На сцене черный кабинет из кулис и задника с огромным канцелярским столом-трансформером, который является ширмой для перчаточных и тростевых кукол, на нем Башмачкин умрет, Бес-прозектор вырежет из него новую шинель, которая пойдет гулять по миру. Невроз самого Гоголя по поводу своего носа отразился на облике артиста, его играющего и вовремя избавляющегося от него. Нос станет действующим лицом в спектакле, где еще прозвучит и «птица-тройка», и «над кем смеетесь», тоже этакий намекающий парафраз тем.

«Шинель» в трактовке краевого театра кукол – аттракцион для взрослых с элементами хоррора и сохраненного театром динамичного сюжета, которого так не хватает классической литературе. Мера провокативного в сценической версии соблюдена именно настолько, чтобы кардинально его не изменять.

В спектакле впечатление производят не только куклы, но и актеры-кукловоды Акакий Акакиевич в исполнении актрисы Светланы Гниденко до конца остается кукольным доверчивым ребенком, которого до слез жаль. Второстепенные персонажи играют на равных с героем во всех смыслах – пластической выразительности, понимании своего предназначения в спектакле, определенного каждому постановщиком Владимиром Литвиновым. Превращение живого человека в маленькую куклу получилось в нем по духу гоголевским.

Владимир ЛЫЧАГИН,

председатель общественного совета при министерстве культуры СК.

 

 

Читайте также

Современные технологии, наука и практика на службе здоровья

Министр здравоохранения края также рассказал об эффективности работы программы развития региональных сосудистых центров и дальнейших ее перспективах, о расширении сети первичных сосудистых отделений, об обеспечении в этом сегменте бесплатными лекарственными препаратами пациентов, перенесших сосудистую катастрофу.

12 ноября

Душа на бумаге

...В нынешнюю войну письма с фронта летят не бумажные – военные посылают нам весточки через аудио- и видеообращения  в мессенджерах... А вот на фронт идут тысячи, миллионы бумажных писем. Дети пишут нашим защитникам из разных уголков страны, посылают свои рисунки. Сколько их всего отправлено на фронт – ни одной статистике не подвластно. Да и не нужны здесь подсчеты, дело ведь не в количестве, а в том, что эти письма для солдат – как живая ниточка, которая соединяет сразу со всем, что дорого каждому нормальному человеку – с домом, с семьей, с Родиной.

12 ноября

«Мы – Россия»: ансамбль «Ставрополье» привез в Сибирь энергию Юга

Более четырех тысяч зрителей смогли познакомиться с творчеством ведущего коллектива Ставропольского края. Но самое главное – артисты ансамбля, а это, прежде всего, молодежь, еще раз наглядно убедились, что величие России  – это  огонь народной культуры в сердцах россиян.

12 ноября

Капремонт - в каждый дом

Финансовый блок пресс-конференции включал доклад о доходах от размещения средств «общего котла» фонда. За последние 10 месяцев 2025 года дополнительные поступления от размещения средств на депозитах составили около 400 млн рублей. При этом уровень собираемости взносов держится на уровне порядка 90%, а суммарная задолженность собственников по взносам оценивается в районе 1,5 млрд рублей. Для работы с должниками фонд применяет сначала информирование и досудебную претензию, а при игнорировании обращается в суд, хотя в основном удается решить вопрос с задолженностью не доходя до судебного разбирательства.

12 ноября