Человек – кукла в мире иллюзий | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Сцены из спектакля «Шинель»
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Человек – кукла в мире иллюзий

Человек – кукла в мире иллюзий

24 июня 2024
18:24

Завершающей премьерой очередного творческого сезона в Ставропольском краевом театре кукол стал спектакль по повести Николая Гоголя «Шинель», подтвердивший, что наследие классика близко современному человеку.

Театр, помимо «игры в куклы» в детских спектаклях, предложил зрителю в очередной раз вместе порассуждать на серьезные темы в пронизанной гротеском, фантасмагорией и мистикой дискуссионной постановке для взрослых. Поставил спектакль в своей сценической редакции и музыкально оформил режиссер Владимир Литвинов вместе с художником Маргаритой Литвиновой. Пластику движений и танцев поставил Н. Смирнов.

В свою сценическую версию классической повести постановщик, помимо главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина (почетный деятель искусств Ставропольского края Светлана Гниденко), ввёл в действие образы Гоголя-рассказчика (Андрей Васильев), Ангела-хранителя (Марина Ефремова), Беса (Александр Ефремов), действующую Шинель (Мария Махалина) и даже Петербургский мороз (Руслан Догбаев).

Спектакль удивляет и озадачивает гремучим «коктейлем» из пантомимы, танцев, перформанса, в нем не дают ответов, но задают вопросы. Знание повести не сказать, что уж очень помогает в понимании увиденного. В спектакле бывает местами иногда непонятно, но интересно. В его финале с томительной растерянностью собираешь воедино цельное ощущение и понимание замысла.

Перекидывая связь спектакля с днем сегодняшним, можно сказать, что Башмачкина мы можем встретить утром или вечером в маршрутке. Он трудится пять дней в неделю по восемь часов, с переработками. Акакий Акакиевич нашел смысл жизни в своей работе, и для него главное – не выбиться из этого устоявшегося офисного бытия, выход из которого оборачивается трагедией. Человек-машина ломается навсегда, каллиграфический дар Башмачкина не защитил его от грубого мира.

Гоголевский мотив беззащитности человека в метафоре шинели, в которой она – пальто, без которого человек замерзнет, и шинель-мундир, иерархический знак его положения в обществе. Желательно, чтобы эти две функции были в равновесии. Если его нарушить, человек погибнет либо от холода, либо от унижения. Новую шинель у него украдут, все попытки добиться справедливости окажутся тщетными, и, как отмечает Гоголь: «Петербург остался без Акакия Акакиевича, будто бы в нем его никогда не было».

На сцене черный кабинет из кулис и задника с огромным канцелярским столом-трансформером, который является ширмой для перчаточных и тростевых кукол, на нем Башмачкин умрет, Бес-прозектор вырежет из него новую шинель, которая пойдет гулять по миру. Невроз самого Гоголя по поводу своего носа отразился на облике артиста, его играющего и вовремя избавляющегося от него. Нос станет действующим лицом в спектакле, где еще прозвучит и «птица-тройка», и «над кем смеетесь», тоже этакий намекающий парафраз тем.

«Шинель» в трактовке краевого театра кукол – аттракцион для взрослых с элементами хоррора и сохраненного театром динамичного сюжета, которого так не хватает классической литературе. Мера провокативного в сценической версии соблюдена именно настолько, чтобы кардинально его не изменять.

В спектакле впечатление производят не только куклы, но и актеры-кукловоды Акакий Акакиевич в исполнении актрисы Светланы Гниденко до конца остается кукольным доверчивым ребенком, которого до слез жаль. Второстепенные персонажи играют на равных с героем во всех смыслах – пластической выразительности, понимании своего предназначения в спектакле, определенного каждому постановщиком Владимиром Литвиновым. Превращение живого человека в маленькую куклу получилось в нем по духу гоголевским.

Владимир ЛЫЧАГИН,

председатель общественного совета при министерстве культуры СК.

 

 

Читайте также

«Динамовцы» не дошли до «Урала»

В итоге ПСК творит еще одну вроде как сенсацию и выходит в четвертый раунд «Пути регионов» Кубка России. Теперь в Динскую приедет один из лидеров ФНЛ – «Урал». Посмотреть в Ставрополе на коллектив из Екатеринбурга, конечно, хотелось, но итог встречи, учитывая лазарет «сине-бело-золотых», был бы ясен до стартового свистка, ведь матч прошел бы с 23 по 25 сентября. К тому же, встреча принесла бы дополнительную нагрузку игрокам, добавив новые травмы.

11 сентября

«Весна Победы» запомнится золотой осенью

На главной площади города 15 сентября развернется фестивальный городок, он будет открыт с 10 до 19 часов ежедневно. В этом году выстраивается интересная локация с общей канвой. Офжидается квест, общее приключение по всему городку, разбитое на разные улицы – спорта, экологии и т.д. В каждой локации люди получают ключик от города и в конце – большой ключ  от фестивального городка. Участвовать могут не только прибывшие на фестиваль ребята, но и горожане и гости Ставрополя. Предусмотрены площадки – интерактивные, игровые, на которых будет интересно взрослым и детям.

10 сентября

«Добраться до другого государства – порой настоящий квест»

Если говорить о недавних поездках, то их было немного: Мадагаскар, Афганистан, Пакистан и две страны с одинаковым названием Конго. Этой осенью я планировал посетить ряд европейских стран, но, к сожалению, Греция отказала мне в шенгенской визе. Хотя, если честно, я не расстроился. В ближайшее время, если дадут визу, планирую посетить с интересной миссией Японию. Если всё получится, обязательно об этом расскажу.

10 сентября

В Ставропольском театре драмы поставили мистическую историю

Режиссер Ирина Баранникова осознанно отказалась в спектакле от нескольких сцен, которые есть в тексте пьесы. У автора, написавшего «Марьино поле» в 2004 году, вероятно, были свои причины саркастически показать реальных исторических деятелей. Но сегодня зрители вряд ли нашли бы объяснение даже выдуманным эпизодам с их участием.

10 сентября