Человек – кукла в мире иллюзий | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Сцены из спектакля «Шинель»
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Человек – кукла в мире иллюзий

Человек – кукла в мире иллюзий

24 июня 2024
18:24

Завершающей премьерой очередного творческого сезона в Ставропольском краевом театре кукол стал спектакль по повести Николая Гоголя «Шинель», подтвердивший, что наследие классика близко современному человеку.

Театр, помимо «игры в куклы» в детских спектаклях, предложил зрителю в очередной раз вместе порассуждать на серьезные темы в пронизанной гротеском, фантасмагорией и мистикой дискуссионной постановке для взрослых. Поставил спектакль в своей сценической редакции и музыкально оформил режиссер Владимир Литвинов вместе с художником Маргаритой Литвиновой. Пластику движений и танцев поставил Н. Смирнов.

В свою сценическую версию классической повести постановщик, помимо главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина (почетный деятель искусств Ставропольского края Светлана Гниденко), ввёл в действие образы Гоголя-рассказчика (Андрей Васильев), Ангела-хранителя (Марина Ефремова), Беса (Александр Ефремов), действующую Шинель (Мария Махалина) и даже Петербургский мороз (Руслан Догбаев).

Спектакль удивляет и озадачивает гремучим «коктейлем» из пантомимы, танцев, перформанса, в нем не дают ответов, но задают вопросы. Знание повести не сказать, что уж очень помогает в понимании увиденного. В спектакле бывает местами иногда непонятно, но интересно. В его финале с томительной растерянностью собираешь воедино цельное ощущение и понимание замысла.

Перекидывая связь спектакля с днем сегодняшним, можно сказать, что Башмачкина мы можем встретить утром или вечером в маршрутке. Он трудится пять дней в неделю по восемь часов, с переработками. Акакий Акакиевич нашел смысл жизни в своей работе, и для него главное – не выбиться из этого устоявшегося офисного бытия, выход из которого оборачивается трагедией. Человек-машина ломается навсегда, каллиграфический дар Башмачкина не защитил его от грубого мира.

Гоголевский мотив беззащитности человека в метафоре шинели, в которой она – пальто, без которого человек замерзнет, и шинель-мундир, иерархический знак его положения в обществе. Желательно, чтобы эти две функции были в равновесии. Если его нарушить, человек погибнет либо от холода, либо от унижения. Новую шинель у него украдут, все попытки добиться справедливости окажутся тщетными, и, как отмечает Гоголь: «Петербург остался без Акакия Акакиевича, будто бы в нем его никогда не было».

На сцене черный кабинет из кулис и задника с огромным канцелярским столом-трансформером, который является ширмой для перчаточных и тростевых кукол, на нем Башмачкин умрет, Бес-прозектор вырежет из него новую шинель, которая пойдет гулять по миру. Невроз самого Гоголя по поводу своего носа отразился на облике артиста, его играющего и вовремя избавляющегося от него. Нос станет действующим лицом в спектакле, где еще прозвучит и «птица-тройка», и «над кем смеетесь», тоже этакий намекающий парафраз тем.

«Шинель» в трактовке краевого театра кукол – аттракцион для взрослых с элементами хоррора и сохраненного театром динамичного сюжета, которого так не хватает классической литературе. Мера провокативного в сценической версии соблюдена именно настолько, чтобы кардинально его не изменять.

В спектакле впечатление производят не только куклы, но и актеры-кукловоды Акакий Акакиевич в исполнении актрисы Светланы Гниденко до конца остается кукольным доверчивым ребенком, которого до слез жаль. Второстепенные персонажи играют на равных с героем во всех смыслах – пластической выразительности, понимании своего предназначения в спектакле, определенного каждому постановщиком Владимиром Литвиновым. Превращение живого человека в маленькую куклу получилось в нем по духу гоголевским.

Владимир ЛЫЧАГИН,

председатель общественного совета при министерстве культуры СК.

 

 

Читайте также

Уступите место автомобилю инвалида

В рамках ноябрьского рейда за полчаса работы был отправлен на специализированную стоянку только один автомобиль, к слову, с госзнаками другого региона. С учетом того, что все места для инвалидов были заняты, и заняты правомерно, как подтвердили автоинспекторы, сверив данные с реестром, это показатель, вероятно, неплохой. Очень хочется надеяться, что связано это с ростом сознательности автомобилистов, а не просто потому, что в этот конкретный момент «инвалид оказался первым».

1 декабря

Теория и практика биорегуляционной медицины

Врач общей практики, главный врач центра гомеопатии и эстетической медицины «Панацея» Инна Витальевна Василенко осветила тему «Сетевой процесс организации микросреды. Теоретические основы практических вопросов детоксикации».

1 декабря

Блокировка банковских переводов: вопросы и ответы

Только за третий квартал в целом по стране банки не допустили мошеннических действий 28,5 млн раз! Эти попытки были совершены либо под давлением мошенников, либо без участия распорядителей счета. При этом 3,5 триллиона рублей благодаря введенным мерам удалось сохранить. И всё-таки злодеи похитили 8,2 миллиарда рублей со счетов граждан. Сумма тоже большая, но удалось сохранить в 500 раз больше, чем было украдено. Именно поэтому постоянно совершенствуется нормативная база, чтобы предотвратить обогащение аферистов. Сокращается количество жалоб на мошеннические действия, их за третий квартал поступило в крае 62 против 86 за тот же период прошлого года. «Это тоже можно расценивать как эффективную деятельность в решении проблемы, в том числе Банка России», – заключил Игорь Шапин.

1 декабря

Страницы «Евразийского меридиана»

После выступления лектора и её ответов на поступившие вопросы слово взяла Ольга Семёнова. Как региональный руководитель профессиональных литераторов, она отметила достижения Татьяны Пестряковой, ставшие известными Координационному совету Российского союза профессиональных литераторов, и вручила ей медаль «За вклад в литературу России ХХI века» под № 118, специально выпущенную к 35-летию РСПЛ. Также Ольга Борисовна поблагодарила директора Центральной библиотечной системы Викторию Астахову и вручила ей новый альманах профессиональных литераторов края «Родники Ставрополья» № 10. После свободного общения с гостями, оставшиеся в зале сфотографировались на память.

1 декабря